Каждые пять лет артисты балета, оперы и драмы должны будут проходить творческий конкурс. Кинематографистов в творческие работники не зачислили, зато им не грозит переаттестация. Журналисты тоже вправе перейти на конкурсную основу, но решение этого вопроса оставлено на усмотрение профессионального сообщества >>
Каждый "творческий работник" раз в пять лет должен будет пройти конкурс, чтобы подтвердить профессиональную состоятельность. Кто не подтвердит, может быть уволен даже при наличии бессрочного контракта. Соответствующий законопроект разработан в Министерстве культуры и будет обсуждаться в конце мая на заседании правительства. Новшества коснутся лишь "артистов балета, оперы и драмтеатров", заверили "КоммерсантЪ" в Министерстве культуры.
В Трудовой кодекс будет включена специальная статья 351.2 по "регулированию труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений". Согласно законопроекту, "конкурсы на замещение должности творческих работников" будут проводиться один раз в пять лет. Если "творческий работник по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается". Это происходит даже в том случае, если "трудовой договор был заключен на неопределенный срок".
"Бессрочные контракты, бесспорно, оптимальный вид защиты трудовых прав работника",— заявил "Ъ" секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. Однако в случае с артистами, по его словам, профсоюзы сочли допустимым расторжение бессрочного договора по итогам конкурса, поэтому законопроект был одобрен в конце апреля Всероссийской трехсторонней комиссией (состоящей на равных из представителей правительства, профсоюзов и работодателей).
Мотивы появления законопроекта в Министерстве культуры объясняют многочисленными скандалами в творческих коллективах. "Когда приходит новый руководитель театра, то обычно либо труппа его выживает, либо он начинает менять труппу неправовыми средствами",— пояснил замминистра культуры Григорий Ивлиев. Поэтому, по его словам, и появилась идея предусмотреть регулярные "конкурсы на замещение должности творческих работников". Перечень профессий, переходящих на конкурс, "будет коротким" и коснется даже далеко не всех артистов. Сейчас, по данным, которыми располагает господин Ивлиев, "70-75% артистов театров заключают договоры на неопределенный срок". Из них "порядка 25-30% не востребованы в репертуаре своих театров", то есть не имеют ролей и не играют на сцене. В целом среди "артистов балета, оперы и драматических театров" таких "не более 20% — их и коснутся новые правила", утверждает заместитель министра.
Законодательного разрешения проблем давно добивался генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. "Я сам был инициатором этого закона,— заявил он "Ъ".— Обращался и в СТД, и в Думу, и в правительство. К сожалению, тот проект закона, который будет рассмотрен сейчас, все равно половинчатый. Я бился за большее".
Штатная комплектация трупп и выстраивание иерархии артистов согласно разрядам досталась российским театрам с советских времен. Усредненно маленькие зарплаты позволяли руководителям театров закрывать глаза на неизбежный "балласт" — артистов, годами не занятых в репертуаре, но до пенсии занимающих место в труппах. Проблема раздутых штатов академических коллективов обострилась в 90-е, когда отпущенных театрам денег не хватало даже на мизерные зарплаты.
Со временем, когда материальные проблемы многих трупп были решены, необходимость борьбы с кадровым "балластом" лишь усилилась — для удержания в труппе талантливой молодежи и сохранения творческой мобильности театров. Но законодательство сохраняло социальную защищенность артистов, не позволяя руководителям избавляться от ненужных им членов труппы.
В балете динамичная смена поколений особенно важна, а потеря формы артистом — явление достаточно частое. В последние 15 лет в Большом театре пару раз предпринимались попытки избавиться от потерявших форму артистов: проводились так называемые творческие конкурсы. Но те, кто их не прошел, каждый раз восстанавливались в труппе — иногда по суду.
К тому же действующее законодательство указывает, что артист "имеет право" на творческую пенсию, а вовсе не обязан уходить после 20 лет (солисты — после 15) стажа. И если с артистами кордебалета можно не церемониться, отправляя их на заслуженный отдых без особых усилий, то ведущих солистов, как правило, приходится долго уговаривать освободить ключевые в балетной иерархии штатные места. Их количество ограниченно, и, пока мало танцующие артисты пенсионного возраста занимают должности балерин и премьеров, молодые артисты, исполняющие премьерские партии, формально продолжают числиться простыми солистами или даже корифеями, что, естественно, отражается на их статусе и заработной плате.
В мире осталось немного трупп, имеющих штатное расписание. Одна из них труппа Парижской оперы. Но там четко определен возраст ухода на пенсию: вне зависимости от творческой формы балерины покидают труппу в 40 лет, танцовщики — в 42 года. Там же, где возраст окончания службы указан нечетко (как, например, в миланском "Ла Скала"), возникают проблемы, схожие с таковыми в Большом театре, где вывод на пенсию титулованных артистов сопровождался скандалами еще в советские времена.
У контрактной системы есть и оборотная сторона. Контракты развязывают руки руководителям, позволяя сводить личные счеты, избавляясь от неугодных или неудобных артистов. Конечно, и сейчас руководители балетных трупп имеют возможность серьезно осложнить жизнь артистам, чья заработная плата, согласно штатному расписанию, остается небольшой. Но в больших театрах (в частности, в Большом) к ней приплюсовываются президентские гранты и так называемые трудодни — гонорар за каждое участие в спектакле. Но если не занимать артиста в текущем репертуаре и лишить его президентской надбавки, он обречен на скудное штатное жалованье. Именно на непрозрачность распределения грантов и неравномерность репертуарной занятости жаловались балетные артисты Мариинки в письме министру культуры Владимиру Мединскому; именно несправедливое распределение президентских грантов ставил в вину Сергею Филину ведущий солист Большого Павел Дмитриченко, подозреваемый в покушении на худрука.
Переход на конкурсную систему "в конечном итоге приведет к тому, что все артисты станут заключать с театром срочные контракты, к примеру, на пять лет", заявил "Ъ" член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер (в 1999-2003 годах — глава правительственного департамента социального развития). А эта система, по мнению эксперта, в отличие "от пожизненного найма, который практиковался в советских театрах, благотворно скажется и на качестве искусства".
Подробности: http://www.kommersant.ru/doc/2183648
Илл.: НП
НП
Рубрика:
Культура
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную