Больно ударивший по бюджетам большинства современных государств нынешний кризис стал настоящим катализатором демографических, экономических, социальных и финансовых перемен, которые, в свою очередь, подтолкнули страны ОЭСР к реформам в пенсионной политике. Если еще в 2009 году пенсии здесь росли, то уже в текущем году пенсионные расходы, составляющие в среднем по ОЭСР 17% госбюджета (от 3% в Исландии до 30% в Италии), подверглись значительному сокращению. Таким образом, сегодняшняя реальность такова, что в результате пенсионных реформ по всей Европе урезаются права будущих пенсионеров. Учитывая тот факт, что в большинстве стран государственные пенсии остаются для людей, уходящих с работы по достижению пенсионного возраста, основным источником дохода, работающим сегодня придется подольше трудиться и побольше экономить - с оглядкой на суровое завтра.
Каковы же главные изменения, ожидающие нынешних и будущих пенсионеров, прежде всего, в Европе - по итогам проводимых сейчас реформ пенсионной системы во всех странах-участницах ОЭСР? Прежде всего, подавляющее большинство государств, входящих в ОЭСР, планирует постепенно повысить пенсионный возраст до 67 лет. При этом заступающим на рынок труда гражданам будут обещаны более низкие, чем предыдущим поколениям, пенсии даже за более длительный рабочий стаж. Например, в Австрии за каждый год работы пенсия будет прирастать не на 2% от зарплаты, а на 1,78%; подобные сокращения ставки начисления пенсий произошли также в Чехии и Великобритании. В Бельгии повысили число лет, которое необходимо отработать для повышения минимальной ставки начисления пенсий.
Несмотря на то, что пенсионные системы в странах ОЭСР очень разные, перед всеми сегодня стоит один универсальный вопрос: как совместить финансовую устойчивость системы с гарантиями достойного уровня выплачиваемой людям пенсии? Надо сказать, что попытки решить этот, на самом деле, не новый для большинства стран ОЭСР вопрос предпринимались давно и небезуспешно, но грянувший кризис обострил проблему и во многом нивелировал предыдущие техники ее решения, особенно в странах континентальной Европы, использующих т.н. солидарную пенсионную систему. К сожалению, играя по правилам этой системы, в нынешних экономических реалиях стало совершенно невозможно попасть одним выстрелом сразу в трех зайцев, а именно: добиться того, чтобы и доходы пенсионеров не пострадали, и нагрузка на работающих не увеличилась, и дефицит бюджета сократился.
Таким образом, сегодня во многих европейских государствах происходит переоценка самого этого понятия: «благосостояние пенсионера». Известно, что достаточно солидная доля пенсионеров в странах ОЭСР имеют сбережения, владеют недвижимостью. По данным статистики, в среднем по ОЭСР порядка 60% доходов пенсионера обеспечивают собственно пенсионные выплаты, а вот остальное, почти в равных пропорциях - заработок и капитал. Согласно оценке ОЭСР, если бы пенсионеры реализовали хотя бы 50% своих жилищных активов, например, посредством залога или обратной ипотеки, то, например, в Бельгии, Испании и Дании бедность сегодня уже сократилась бы, как минимум, на треть.
Кроме того, еще один далеко не в полной мере востребованный на сегодня, хотя и очень важный инструмент борьбы с надвигающейся бедностью пенсионеров - расширение их участия в различных пенсионных программах. Тот факт, что на данный момент в Эстонии и Словении заработок обеспечивает более 40% всех доходов среднестатистического пенсионера, и даже у таких лидеров ОЭСР, как Израиль и США, эта доля составляет почти 30%, свидетельствует, по мнению экспертов ОЭСР, о, мягко говоря, неполной вовлеченности людей в пенсионные госпрограммы. Опыт Дании и Нидерландов продемонстрировал, что разумные и эффективные системы управления частными накоплениями обеспечивают будущим пенсионерам реальную положительную доходность даже во время кризиса.
Что касается Восточной Европы, то здесь бюджетный кризис поставил под вопрос уже сами перспективы обязательных накоплений в государственной системе: так, в Венгрии подобные накопления были реквизированы в пользу бюджета; в Литве и Латвии ставка накопительного взноса была сокращена до 2% с 10% и 8% соответственно в пользу доходов распределительной системы; в Словакии, Польше и Болгарии с той же целью накопления стали добровольными.
Россия на сегодняшний день поддерживает не слишком оптимистичный для настоящих и особенно будущих пенсионеров общий «тренд», в соответствии с которым пенсионная реформа и в нашей стране направлена на максимизацию доходов пенсионной системы и сокращение ее расходов. С этой целью повышается минимальный рабочий стаж, ужесточаются условия для досрочного выхода на пенсию, увеличивается порог облагаемых взносами зарплат, а в перспективе - и сами эти взносы (текущая ставка сохранена еще на три года). Переход на пересчет размера будущей пенсии в баллах, а не в рублях также призван минимизировать расходы и сделать систему в целом финансово более гибкой. При этом средний коэффициент замещения к 2030 году сокращается с текущих 34% до почти 20%; однако, по оценкам Минтруда РФ, для новых поколений, которые появятся на рынке труда в 2015 году и позднее, будет гарантирована пенсия в 40% от заработка при условии полной уплаты взносов в солидарную систему со среднего заработка в течение 35 лет.
Подробности: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/578221/byudzhety-pod-udarom
НП
Рубрика:
Зарубежная панорама
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную