Билетная культурная революция

Четверг, 01.08.2019, 00:06:35

Для борьбы со спекулянтами и мошенниками билеты в театры, музеи и другие учреждения культуры разрешат продавать по фиксированным ценам и исключительно уполномоченным агентам. Специальный закон об этом вступит в силу уже 1 сентября. Сами посетители лишаются права на возврат билета.

В настоящее время распространение билетов на театральные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия юридически особо не урегулировано. Концерты, спектакли и иные представления признаются обычной услугой, оказываемой организациями культуры за определенную плату. Зрителям, как и любым иным заказчикам, Гражданский кодекс РФ гарантирует право отказаться от получения услуги и вернуть чаще всего всю уплаченную сумму.

Кассовый разрыв

Исторически на билетах в театры, кино, музеи и др. печаталось, что они «возврату и обмену не подлежат». Примерно такой порядок был введен Министерством культуры СССР в 1989 году. Он допускал возврат театральных билетов не менее чем за трое суток до объявленной даты мероприятия и с удержанием половины цены. Исключение составляли случаи замены, отмены или переноса спектаклей – стоимость сдаваемых билетов возмещалась полностью, но только если посетитель успел вовремя обратиться в кассу.

Как минимум с 1994 года такой порядок прямо противоречил гражданскому законодательству, но многие организаторы мероприятий в расчете на неосведомленность клиентов продолжали продавать «невозвратные» билеты. Только в 2010 году уже российское культурное ведомство отменило нормативный акт двадцатилетней давности.

Однако гарантированное право на возврат билетов, по мнению представителей самих театров и чиновников, приводит к злоупотреблениям со стороны спекулянтов, которые скупают билеты на культурно-зрелищные мероприятия с единственной целью их перепродажи по завышенной цене. Если это сделать не удается – билеты сдаются в кассу по полной стоимости. «Зафиксированы случаи, когда установленная Государственным академическим Большим театром России максимальная цена на спектакль в размере 12 тысяч рублей возрастала до 150 тысяч при перепродаже перекупщиками. Сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет более трех миллионов рублей. Недобросовестная нажива на продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры», – убеждены в Министерстве культуры РФ.

Принятый 18 июля и вступающий в силу с 1 сентября федеральный закон по существу восстанавливает «советские правила» – штрафные санкции за отказ от приобретенного билета. Получить полную стоимость можно будет, только вернув его в кассу не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия. При отказе более чем за пять дней организатор вправе удержать до половины цены, за трое суток – 70 процентов, позже – не выплатить ни копейки. Также могут не приниматься обратно билеты, реализованные в ходе специальных программ и акций. Исключения составляют уважительные причины невозможности посетить оплаченное представление, которыми признаются болезнь самого клиента или смерть его близкого родственника.

Одновременно вводятся и многочисленные другие ограничения на распространение билетов. Продавать их по фиксированным организатором мероприятий ценам разрешат только уполномоченным им представителям, список которых должен размещаться на его официальном сайте. Частные лица вправе однократно продать купленный билет по указанной в нем цене или дешевле. При реализации билетов государственных и муниципальных учреждений культуры соответствующим кассам, агентствам и иным легальным распространителям разрешается оказывать покупателям дополнительные сопутствующие услуги, но их стоимость не может превышать 10 процентов от цены посещения самого мероприятия.

Уполномоченные представители вправе делегировать право продавать билеты своим субагентам. Например, в случае гастролей принимающий театр или иная площадка сможет реализовывать билеты через сложившуюся систему распространения.

Также организаторы вправе вводить исключительно именные билеты и абонементы, фиксируя персональные данные зрителя. Контролерам предписывается проверять удостоверение личности посетителя. Перечень таких документов, а также порядок переоформления именных билетов, должно определить Правительство России.

Ответственность за нарушение установленных ограничений пока не установлена – соответствующий законопроект был внесен одновременно с принятым основным, но на сегодняшний день не прошел даже первого чтения. Частных спекулянтов предлагается штрафовать на сумму до 400 тысяч рублей, для юридических лиц завышение цены или продажа билета без надлежащих полномочий может обернуться миллионным штрафом.

Получится как всегда...

Не отрицая необходимость борьбы со спекулянтами, специалисты считают предусмотренные принятым законом меры чрезмерными, а в ряде случаев противоречивым. В частности, не определен порядок подтверждения права продавать билеты частных распространителей, в том числе являющихся сотрудниками или партнерами уполномоченных агентств. Вряд ли театр сможет публиковать на сайте и постоянно обновлять сведения о сотнях субагентов, уличных касс и других точек распространения.

Многочисленные замечания еще на этапе принятия законопроекта высказал профильный комитет Госдумы. Парламентарии вообще поставили под вопрос целесообразность распространения новых требований на негосударственные организации культуры, не имеющие бюджетного финансирования. Спорным депутаты считают и введение ограничений на получение билетными операторами сервисного сбора: «В существующей практике он взимается сверх номинальной стоимости входного билета за комплекс оказываемых услуг – по выбору, заказу и оформлению билетов, информационной и справочной поддержке клиента о проводимых мероприятиях посредством касс, колл-центров и сайтов, а равно иных каналов информации в связи с бронированием, оформлением, печатью и реализацией билетов, отменой, заменой или переносом мероприятий, отображением информации о ближайших кассах и тому подобное. Также требуют дополнительного обсуждения примеры существующей практики распространения билетов профсоюзными организациями среди своих членов, родительскими комитетами в школах и иные случаи. Согласно предлагаемым изменениям такая практика будет рассматриваться как административное правонарушение», – отмечается в заключении Комитета по культуре.

В «Яндексе» убеждены, что новое регулирование не учитывает особенности и преимущества реализации билетов на мероприятии в сети Интернет, в том числе через агрегаторы. «Электронными билетами на такой площадке невозможно спекулировать, а вероятность приобрести поддельный электронный билет стремится к нулю, поскольку каждый подобный случай навсегда уронит репутацию сервиса в глазах пользователей. Таких случаев за почти двухлетнюю историю работы сервиса зафиксировано не было. В свою очередь предусмотренное законом регулирование не учитывает, что учреждения культуры и искусства чаще всего не обладают и не должны обладать необходимыми ресурсами для продажи билетов онлайн», – отмечают представители IT-компании.

По мнению экспертов, деятельность так называемых «спекулянтов» и так в подавляющем большинстве случаев является противозаконной, поскольку осуществляется без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и уплаты налогов. Для ее пресечения необходима активизация деятельности правоохранительных и налоговых органов. Тогда как вносимые изменения делегируют надзор за билетным рынком Министерству культуры РФ, не имеющему ни региональных подразделений (территориальные органы находятся только в столицах федеральных округов), ни полномочий проводить оперативно-разыскные мероприятия и вылавливать правонарушителей.

В Общественной палате России опасаются, что вводимый запрет на свободную продажу театральных билетов может привести к существенному ограничению конкуренции и монополизации данного рынка. Тогда как выявление «спекулянтов» и привлечение их к ответственности требует значительных кадровых, финансовых и трудовых затрат и в итоге неэффективно. Не решает закон и проблемы фальшивых интернет-ресурсов – так называемых «клонов», схожих до степени смешения с официальными сайтами организаций культуры, через которые продаются билеты. «При этом доступ к сайтам такого рода может быть ограничен только по решению суда. Эта процедура занимает значительное время, в связи с чем не удается своевременно прекратить деятельность соответствующих недобросовестных предпринимателей. Таким образом, нарушаются права и законные интересы не только организаций культуры и добросовестных предпринимателей, но и граждан, которые несут убытки, покупая билеты по завышенным ценам», – отмечается в заключении.

Закон важнее честности

Судебная практика до сих пор складывалась в пользу потребителей, в том числе так называемых «спекулянтов». Например, житель подмосковного Одинцово Доронин приобрел билеты на три спектакля столичного театра «Современник» на 154 тысячи рублей, но за две недели до первого мероприятия решил их вернуть. Отклоняя иск о взыскании соответствующей суммы, районный суд констатировал, что приобретая билеты, зритель согласился с условием театра об их невозвратности. Однако Московский областной суд отменил это решение и напомнил о безусловном праве потребителя отказаться от оплаченной услуги: «Ответчик фактически ограничил потребителя в возможности отказаться от возмездной услуги и получить от исполнителя уплаченные денежные средства в любом случае», – заключила апелляционная коллегия, взыскивая с театра полную стоимость билетов, проценты, штраф и компенсацию морального вреда (в сумме – 264 тысячи).

Более того, саму попытку учреждений культуры уклониться от исполнения таких обязанностей, ввести «невозвратные» билеты или взимать штрафы с отказывающихся посетить оплаченное мероприятие зрителей Роспотребнадзор рассматривает как административный проступок и налагает соответствующие штрафы. Такие санкции применили, в частности, к Академическому малому драматическому «Театру Европы», который удерживал до половины стоимости билетов в зависимости от срока предъявления их к возврату, а менее чем за два часа до начала спектакля вообще отказывался их принимать: «Заявитель по настоящему делу не представил каких-либо обоснований введенной им градации возврата денежных средств. А если таковая и существует с подтверждающими документами, то необходимо проверить, были ли расходы действительно понесены по данной схеме в каждом отдельном случае применительно к определенному потребителю или нет. По поводу невозврата денежных средств за два часа до начала мероприятия Заявитель вообще не может пояснить правомерность данного условия, учитывая, что услуга в полном объеме оказана не была. Место потребителя может быть реализовано другому лицу и получена двойная прибыль», – констатировал арбитражный суд, подтверждая обоснованность решения надзорного органа.

Незаконной Верховный суд России признал и политику Государственного театра наций, который Министерство культуры РФ приводит как пример «жертвы спекуляций» – утвержденные им правила исключали возврат билетов в кассу по инициативе зрителя. А вот Московский городской суд не усмотрел нарушений в аналогичных условиях, навязываемых зрителям Государственным академическим Большим театром России: «Администрация театра в индивидуальном порядке рассматривает обращения потребителей, связанные с возвратом стоимости или обменом приобретенных билетов», – заключили служители Фемиды.

Звезда пленительного счастья

С другой стороны, внесенные поправки закрепляют права зрителей на возмещение полной стоимости билета в случае отмены, замены либо переноса проводимого мероприятия. Правда, порядок такого возврата определяется самой организацией исполнительских искусств или музеем.

В настоящее время этот вопрос специально законодательством не урегулирован и нередко приводит к конфликтам. Большинство юристов рассматривают любую замену исполнителя как неисполнение организатором взятых на себя обязательств, то есть потребитель в соответствии с действующим законом вправе отказаться от услуги или потребовать уменьшения ее стоимости. Ведь выбирая спектакль, концерт или иное мероприятие, зритель чаще всего хочет увидеть и услышать конкретную «звезду» и никого иного, то есть замена является недостатком услуги.

На установленные большим организатором правила продажи билетов, которые квалифицируются как условия договора, часто вводятся дополнительные ограничения. Например, Большой и Малый театры готовы вернуть стоимость билетов на отмененные или замененные мероприятия только до изначально запланированной даты и времени его начала. То есть опоздавший на отмененный спектакль или не пожелавший сразу ехать в кассу не сможет получить ни копейки. А Мариинский театр вообще не считает отмену мероприятия нарушением собственных обязательств – действующие правила предусматривают удержания даже с заранее возвращающих фактически недействующие билеты до 90 процентов их стоимости. Конфликтная ситуация сложилась, в частности, когда вместо заявленной звезды итальянской оперы Пласидо Доминго заглавную партию в опере «Симон Бокканегра» исполнил местный солист. Причем о такой замене художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев объявил прямо перед началом представления. Скрыв от зрителей условия возврата билетов, театр выплатил их стоимость только немедленно обратившимся в кассу.

Справка

Министерству культуры РФ подведомственно 619 театров, в 2018 году они провели 178,5 тысячи мероприятий, которые посетило почти 40 млн человек.

Также в федеральном ведении находится 42,1 тысячи учреждений культурно-досугового типа, 349 концертных организаций и самостоятельных коллективов, 60 цирков и 32 зоопарка. Ежегодно они проводят более 8 млн мероприятий, общее число участников и посетителей оценивается в 135 млн человек. 2,7 тысячи федеральных музеев в 2018 году осмотрело почти 110 млн посетителей.

В территориальных органах Министерства культуры РФ работает 124 государственных служащих.




Мнения


Ольга Таратынова, директор Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село»


Государственный музей-заповедник «Царское Село» осуществляет реализацию билетов индивидуальным посетителям непосредственно в день посещения, проблема перепродажи таких билетов, а также их возврата с учетом ограниченного срока действия, отсутствует.

При реализации билетов в Екатерининский дворец через Интернет мы столкнулись с тем, что все электронные билеты скупаются в первые секунды продажи. Как мы предполагаем – с целью дальнейшей перепродажи. В результате музей в июле текущего года был вынужден ввести персонифицированную продажу именных электронных билетов с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность. Причем посещение возможно при предъявлении этого документа. Такие билеты могут быть возвращены с возмещением 100 процентов цены при обращении до девяти утра дня планируемого посещения.

Посещение же музея организованными группами по линии туристических фирм действительно, как правило, сопряжено с перепродажей билетов.

Поэтому в целом музей-заповедник поддерживает изменения в закон как попытку совершенствования порядка реализации билетов. За учреждениями закрепляется право либо самостоятельно продавать билеты, либо предоставлять такое право исключительно уполномоченным музеем организациям.

Однако, на наш взгляд, для того чтобы новые нормы эффективно работали, необходимо предусмотреть ответственность за их нарушение. Такой законопроект, внесенный Правительством России, в настоящее время не прошел даже первого чтения, и перспективы его принятия неясны.




Олег Грабко, генеральный директор продюсерской компании «Бомба-Питер»


Мотивации принятия этого закона мне понятны. Хотя многие обязательные нормы я бы заменил на рекомендательные. Например, введение невозвратных билетов направлено на предупреждение спекуляций. Но, с другой стороны, многие общественные организации помогают организаторам мероприятий, наполняя залы. Отказ от гарантии возврата нереализованных билетов существенно повышает их риски. То есть «стричь всех под одну гребенку» очень опасно. К тому же вариативность распространения билетов в наше время развивается быстрее, чем депутаты успевают реагировать.

Ограничение стоимости билетов, на мой взгляд, может распространяться только на государственные учреждения культуры. Но эта норма спровоцирует неадекватный рост цен. Я бы все же постарался контролировать алчность администраций залов на местах. Лазейку для махинаций этот пункт не закроет, а возможность наживы без контроля и разума сохранит.

Агентство правовой информации





Рубрика:
Законодательство

Метки:
Культура

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Дареную недвижимость переоценили

Среда, 09.10.2019, 08:22:53,

Разбор споров с врачами

Среда, 25.09.2019, 20:34:17,

Верховный суд России подтвердил обязательность обустраивать туалеты для посетителей новых магазино

Понедельник, 23.09.2019, 09:10:57,

Медикам разрешат выписывать иностранные лекарства

Вторник, 10.09.2019, 08:42:11,

Приемный дед: Минтруд предложил устраивать одиноких стариков в семьи

Четверг, 29.08.2019, 09:10:41,

Лишившиеся жилья законопослушные собственники смогут получить соразмерную компенсацию.

Среда, 28.08.2019, 09:28:15,

Советскую недвижимость амнистируют

Вторник, 27.08.2019, 08:04:07,

Раскрепощенные работницы

Пятница, 23.08.2019, 08:26:19,

Усопшим обязали оказывать скорую помощь бесплатно

Среда, 07.08.2019, 12:48:57,

Билетная культурная революция

Четверг, 01.08.2019, 00:06:35,

Закон повернулся лицом к новоселам

Четверг, 25.07.2019, 21:19:29,

Работодателей обременят электронными «трудовыми»

Четверг, 11.07.2019, 18:22:34,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Близкий сосед лучше дальней родни (18.10.2019) Илья Авербух: прошлое, настоящее и будущее (17.10.2019) Возрастные изменения характера: как реагировать? (04.10.2019) Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН): цифра vs бумаги (04.10.2019) Как проект «Московское долголетие» помог пенсионерам реализовать свои мечты (03.10.2019) Что делать, если в пожилом возрасте человек остался совсем один (02.10.2019) Брак в зрелом возрасте – крепкий союз (02.10.2019) От обучения до трудоустройства: Центр занятости «Моя работа» помог 57-летнему Сергею Цветкову (01.10.2019) «Приняли как родную»: история успешного трудоустройства в Москве (01.10.2019) Зарядка для мозга: английский язык - одно из популярных направлений «Московского долголетия» (01.10.2019) Образование во второй половине жизни или внутренний рост (28.09.2019) Кому в Японии жить хорошо? Или счастливая старость. (20.09.2019) Пять идей, как пробиться на рынок труда и найти свою работу мечты (17.09.2019) Пять советов по долговременному уходу от Нюты Федермессер (17.09.2019) «Части света», «Аквариум» и 1001 улыбка (09.09.2019) Элегантное дефиле или «Красоте возраст не помеха»! (01.09.2019) Людмила Киселева – искусство жить (26.08.2019) Выставка Клавдии Семеновны (21.08.2019)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры