Так считает кандидат психологических наук Ольга Александровна Москвитина, проводившая специальное исследование влияния обучения социальных работников на качество обслуживания на дому лиц пожилого и престарелого возраста. Прочитайте, составьте собственное мнение>>
ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
НА КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ
В недавнем времени было осуществлено краткосрочное повышение квалификации для социальных работников, обслуживающих на дому лиц пожилого и старческого возраста,
с использованием краткосрочной образовательной программы «Современные практикоориентированные технологии в работе с категорией лиц пожилого и старческого возраста в системе социальной работы» .
Эта программа включает в себя три основных блока состояла из трех базовых блоков:
? государственно-правовая политика в отношении категории лиц пожилого и старческого возраста в РФ;
? процесс старения населения с позиций различных отраслей научно-практического знания;
? социальные технологии работы с категорией лиц пожилого и старческого возраста.
Целью программы явилась научно-методическая практическая подготовка слушателей к работе с категорией населения пожилого и старческого возраста в системе социальной работы.
В конце каждого блока слушатели выполняли контрольные задания, обучение завершалось сдачей итогового зачёта в форме собеседования.
Поскольку организаторам необходимо было разобраться влияет ли специальное обучение на качество обслуживания лиц пожилого и старческого возраста на дому, как оценить результаты обучения, то было проведено небольшое исследование. Специалистами была разработана специальная анкета, предназначенная для пациентов отделения обслуживания на дому, которые непосредственно обслуживаются проходившими повышение квалификации социальными работниками.
Было опрошено 55 пожилых клиентов отделения обслуживания на дому. Анкетирование проводилось двжды: до начала обучения социальных работников и после обучения. Это было сделано с целью выяснения влияния персонала на качество обслуживания при сопоставлении разультатов анкетирования.
Основные вопросы анкеты:
«Чего Вам не хватает в социальном обслуживании?»
«Чаще всего Вы испытываете трудности, связанные с»
«Самое главное для Вас, чтобы социальный работник был…»
«В чём сегодня особенно нуждается старшее поколение…»
Необходимо отметить, что при повторном анкетировании клиентами были высказаны запросы, которые раньше ими не выказывались.
o Ожидания от социального обслуживания:
• продуктовая помощь в текущем году;
• улучшения материального положения;
• обладание уверенностью в том, что предоставлены все возможности социальной защиты и все услуги социального обеспечения;
• принятия возраста, понимания неспособности действовать так же, как раньше, интереса к причинам возрастных изменений и их учёта;
• хорошего и внимательного отношения;
• знания законов и прав, касающихся людей старческого возраста, грамотного отстаивания интересов социальными работниками;
• бесконфликтности во взаимодействии с социальными службами.
o Трудности, связанные с социальным обслуживанием:
• с обращением в органы социальной защиты и социального обеспечения и другие социальные службы и организации;
• с непониманием особенностей пожилых людей, с неумением учитывать возраст;
• с недостаточным знанием социальных законов и своих социальных прав, с недопониманием того, что должно для меня делать государство, а что нет;
• с формализмом и раздражительностью людей
• со сложностями в общении с людьми, − часто возникает непонимание, конфликтные ситуации.
o Ожидания от социального работника, который должен быть:
• грамотным специалистом, добросовестно исполняющим свои обязанности.
o Старшее поколение сегодня больше всего нуждается:
• в хорошем, уважительном отношении к пожилым людям;
• в разнообразных формах и видах работы с различными проблемами пожилых людей, в более полном удовлетворении их потребностей;
• в общении, во взаимодействии с другими людьми (включая лиц того же пожилого возраста).
Сравнительный анализ результатов, полученных в начале обучения социальных работников и после него, позволяют сделать вывод о том, что произошли позитивные изменения в качестве облуживания клиентов:
? индивидуальные потребности клиентов, касающиеся уровня общения и взаимодействия с социальными работниками, были во многом удовлетворены;
? клиенты, удовлетворившие свои потребности, не связанные с психологической составляющей процесса взаимодействия с социальным работником, стали испытывать потребность в изменении особенностей общения с ним;
? напротив, клиенты, ощутившие позитивные изменения в качестве общения и взаимодействия, начали осознавать свои потребности в изменении качества социальных услуг и пр.;
? количество клиентов, для которых ничего не изменилось, составляет меньше четверти, что свидетельствует о том, что для большинства клиентов все же позитивные изменения состоялись;
? психологическая составляющая взаимодействия и общения с социальным работником остаётся для клиентов значимой.
В целом, можно заключить, что краткосрочная образовательная программа повышения квалификации «Современные практикоориентированные технологии в работе с категорией лиц пожилого и старческого возраста в системе социальной работы» является эффективной и дала определённые позитивные результаты.
В качестве рекомендации можно предложить усилить акцент на блоке нормативно-правового обеспечения социальной работы с пожилыми клиентами. Целесообразно введение практической части образовательной программы для отработки полученных знаний и навыков, а так же итоговой супервизии как формы контроля результатов образовательного процесса.
Специально для «Нового пенсионера», Москвитина Ольга Александровна,кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатория экспертизы и аттестации педагогов-психологов Управления учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов;старший научный сотрудник Психологического института РАО.
Предыдущие публикации О.А.Москвитиной в «Новом пенсионере»:
1. Взгляд психолога на трудные ситуации и совладание с ними. Часть 1 . Трудные жизненные ситуации, «Новый пенсионер», 04 июня 2011 г., http://www.pencioner.ru/news/detail/sovety_psihologa_internet-konsultirovanie/1369/
2. Часть 2 . Представления ученых-психологов о совладающем поведении, «Новый пенсионер», 05 октября 2011 г., http://www.pencioner.ru/news/detail/sovety_psihologa_internet-konsultirovanie/stress_chto_s_nim_delat/
3.Часть 3. Структура и эффективность процесса совладания. 05 марта 2012 http://www.pencioner.ru/news/detail/sovety_psihologa_internet-konsultirovanie/trudnye_situatcii_i_sovladanie_s_nimi_chast_3_struktura/
Отклики и комментарии вы можете отправить по адресу: psiholog-np @yandex.ru
Ссылка на "Новый пенсионер" обязательна
Иллюстрация:
http://www.pencioner.ru/
Рубрика:
Психология
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную