Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Четверг, 11.10.2018, 12:45:18

Продолжение темы. Учеба в старшем возрасте: преодоление рутины, поиск своего «я» или конкретный шаг, который позволит в дальнейшем получить работу? Марина Вяземская, психолог из Санкт-Петербурга, поможет ответить на эти вопросы

ВАЖНЫЙ МОТИВ – ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРЕНИЯ

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся - и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:

- с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;

- с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;

- с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;

- с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;

- изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

20181011 отличник учебы1.JPG

Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости. В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

20181011 отличник учебы.JPG

«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Фото: «Новый пенсионер»

См. начало темы:

Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо?

Рубрика:
Учеба

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«Московское долголетие» приглашает на онлайн-курс ландшафтного дизайна и флористики

Среда, 08.07.2020, 16:46:34,

Лучшие вебинары Института дополнительного профобразования работников социальной сферы на этой неделе

Вторник, 07.07.2020, 14:18:25,

«Московское долголетие» выпустит новые видеоуроки от экспертов

Вторник, 07.07.2020, 14:11:17,

Участники проекта «Московское долголетие» могут стать уверенными пользователями компьютера и смартфона

Пятница, 03.07.2020, 15:58:53,

«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя»

Понедельник, 29.06.2020, 07:07:37,

Учебный центр «Профессионал» запустил новый сайт для дистанционных курсов

Вторник, 23.06.2020, 15:57:43,

Анонс новых видеоуроков в соцсетях проекта «Московское долголетие»

Вторник, 23.06.2020, 15:42:25,

Как платить за товары и услуги в интернете: онлайн-инструкции

Вторник, 23.06.2020, 15:34:41,

Единая платформа видеоуроков для москвичей старшего поколения

Воскресенье, 17.05.2020, 11:48:05,

Как москвичам старшего возраста получить профессию онлайн: анонс курсов подготовки нянь

Среда, 06.05.2020, 16:10:02,

Анонс онлайн занятий в социальных сетях проекта «Московское долголетие»

Вторник, 28.04.2020, 13:11:49,

Арт-терапия и английский язык: преподаватели проекта «Московское долголетие» рассказали, чем заняться дома на карантине

Пятница, 17.04.2020, 12:07:16,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Ольга Баталина: В этом году году ключевой приоритет государства в мерах поддержки – семьи с детьми (08.07.2020) Двойной юбилей (01.07.2020) Повышение пенсий на ближайшую трехлетку (23.06.2020) Василий Филиппов: «Я начал воевать в 15 лет» (23.06.2020) Центр «Моя карьера» провел онлайн-выпускной Школы сиделок (18.06.2020) «Красная площадь». День второй – экватор. (08.06.2020) Книжный фестиваль «Красная площадь». День первый и афиша второго (07.06.2020) Участники проекта «Московское долголетие» вернулись к прогулкам на свежем воздухе (05.06.2020) Книжный фестиваль «Красная площадь». Идти или не идти? (05.06.2020) 6 июня 2020 г. в Москве открывается книжный фестиваль «Красная площадь» (04.06.2020) История сиделки-соцработника: «Для ветерана мы становимся его ушами и глазами» (04.06.2020) Как кураторы проекта «Московское долголетие» помогают москвичам старшего поколения во время режима самоизоляции (04.06.2020) «С ней точно можно пойти в разведку»: коллеги – о социальном инспекторе Марии Головиной из филиала «Тропарево-Никулино» (01.06.2020) Психологи советуют, как в кризис начать новую жизнь (29.05.2020) 60-летние не должны работать в музеях, считает министр культуры (29.05.2020) Как столичные семейные центры помогают москвичам (28.05.2020) «Я все время знала о том, что буду помогать людям» (27.05.2020) Как кураторы проекта «Московское долголетие» помогают москвичам (27.05.2020)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры