Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Четверг, 11.10.2018, 12:45:18

Продолжение темы. Учеба в старшем возрасте: преодоление рутины, поиск своего «я» или конкретный шаг, который позволит в дальнейшем получить работу? Марина Вяземская, психолог из Санкт-Петербурга, поможет ответить на эти вопросы

ВАЖНЫЙ МОТИВ – ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРЕНИЯ

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся - и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:

- с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;

- с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;

- с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;

- с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;

- изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

20181011 отличник учебы1.JPG

Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости. В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

20181011 отличник учебы.JPG

«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Фото: «Новый пенсионер»

См. начало темы:

Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо?

Рубрика:
Учеба

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Самые интересные майские онлайн-активности социальных центров

Вторник, 18.05.2021, 15:19:55,

Старшее поколение москвичей осваивает компьютер и смартфон на онлайн-занятиях «Московского долголетия»

Вторник, 18.05.2021, 12:44:48,

В «Моей карьере» стартует пятый поток школы нянь «Бабушка на час»

Пятница, 14.05.2021, 11:07:28,

Осваиваем свои гаджеты, не выходя из дома

Понедельник, 26.04.2021, 11:13:45,

Москвичей старшего возраста научат зарабатывать на хобби

Четверг, 08.04.2021, 07:12:02,

Три современные технологии, которые нужно освоить пенсионеру

Вторник, 23.03.2021, 05:59:00,

Узнавай новое вместе с центрами социального обслуживания: дайджест событий марта

Пятница, 12.03.2021, 17:49:15,

Москвичей старшего возраста приглашают записаться в Школу ораторского искусства «Сохраним голос молодым» в рамках проекта «Москва – добрый город»

Вторник, 02.03.2021, 17:07:33,

Вебинар «Предприниматель 55+: все только начинается»

Четверг, 25.02.2021, 09:47:26,

«Московское долголетие»: занятия по финансовой и правовой грамотности набирают популярность

Вторник, 02.02.2021, 12:35:32,

В «Серебряном университете» проекта «Московское долголетие» объявлен набор на онлайн-курс «Цифровой интенсив»

Среда, 30.12.2020, 09:47:37,

Чем заняться перед Новым годом? Посетить полезные онлайн-лекции «Моих социальных центров»!

Понедельник, 21.12.2020, 10:53:20,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Осторожно, диабет! И другие опасные эндокринологические заболевания (27.07.2021) «Огород без хлопот» в Бревново. Начало и продолжение (27.07.2021) Профилактика возрастной деменции: когда начинать и что делать? (26.07.2021) Ортопедические стельки – хороший помощник для больных ног (26.07.2021) Занятия по красоте и стилю вошли в топ-5 популярных направлений проекта «Московское долголетие» (08.07.2021) Противоположности притягиваются: история супружеской пары проекта «Московское долголетие» (08.07.2021) Жительница социального жилого дома вспоминает о военных годах (22.06.2021) «На сутки стать пожилым человеком» (21.06.2021) Как кураторы проекта «Московское долголетие» помогают медикам в борьбе с пандемией (21.06.2021) Герои среди нас: поздравляем медицинских работников столичных домов-интернатов с Днём медицинского работника (20.06.2021) Мочекаменная болезнь: профилактика и лечение в пожилом возрасте (19.06.2021) Советы гинеколога женщинам старше 60. На что обратить внимание? (16.06.2021) Как участники проекта «Московское долголетие» становятся блогерами (16.06.2021) Спасибо, читатели (15.06.2021) В проекте «Московское долголетие» подвели итоги недели признательности домашним животным (11.06.2021) Дачный сезон «Московского долголетия» (10.06.2021) С днём рождения нашего Пушкина! (07.06.2021) Призеры XI Московского городского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров поделились впечатлениями о победе (04.06.2021)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры