Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Четверг, 11.10.2018, 12:45:18

Продолжение темы. Учеба в старшем возрасте: преодоление рутины, поиск своего «я» или конкретный шаг, который позволит в дальнейшем получить работу? Марина Вяземская, психолог из Санкт-Петербурга, поможет ответить на эти вопросы

ВАЖНЫЙ МОТИВ – ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРЕНИЯ

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся - и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:

- с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;

- с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;

- с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;

- с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;

- изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.

20181011 отличник учебы1.JPG

Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости. В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.

20181011 отличник учебы.JPG

«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Фото: «Новый пенсионер»

См. начало темы:

Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо?

Рубрика:
Учеба

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Традиции и интеллектуальная собственность

Четверг, 22.08.2019, 09:51:57,

Челябинск: «Серебряные» волонтеры – в действии

Пятница, 21.12.2018, 02:49:00,

Получить пенсию за рубежом теперь смогут и студенты. Вышел новый закон

Четверг, 15.11.2018, 10:11:54,

Псковичи готовятся к компьютерной битве 2019 года

Пятница, 09.11.2018, 09:45:30,

Серебряный Университет: как поступить, чему учиться

Четверг, 01.11.2018, 11:46:08,

1 ноября - День рождения Московского Серебряного Университета. Поздравляем!

Четверг, 01.11.2018, 09:37:28,

Немецкий от Альцгеймера

Вторник, 30.10.2018, 09:35:02,

Московский Серебряный Университет: как поступить на гуманитарный факультет

Вторник, 30.10.2018, 09:32:08,

Минтруд запускает программу переобучения, но все ли смогут ею воспользоваться

Четверг, 18.10.2018, 13:17:04,

Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо

Четверг, 11.10.2018, 12:45:18,

Советы от 75-летнего человека, который учился 55 лет и получил 30 дипломов

Среда, 03.10.2018, 08:38:49,

Пожилых москвичей научили пользоваться смартфонами на курсах «Серебряного университета»

Среда, 03.10.2018, 07:56:47,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Женщина, которая поёт: как 88 -летняя жительница социального дома нашла себя в творчестве (04.12.2019) Как дожить до пенсии без травм и в добром здравии (28.11.2019) Близкий сосед лучше дальней родни (18.10.2019) Илья Авербух: прошлое, настоящее и будущее (17.10.2019) Возрастные изменения характера: как реагировать? (04.10.2019) Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН): цифра vs бумаги (04.10.2019) Как проект «Московское долголетие» помог пенсионерам реализовать свои мечты (03.10.2019) Что делать, если в пожилом возрасте человек остался совсем один (02.10.2019) Брак в зрелом возрасте – крепкий союз (02.10.2019) От обучения до трудоустройства: Центр занятости «Моя работа» помог 57-летнему Сергею Цветкову (01.10.2019) «Приняли как родную»: история успешного трудоустройства в Москве (01.10.2019) Зарядка для мозга: английский язык - одно из популярных направлений «Московского долголетия» (01.10.2019) Образование во второй половине жизни или внутренний рост (28.09.2019) Кому в Японии жить хорошо? Или счастливая старость. (20.09.2019) Пять идей, как пробиться на рынок труда и найти свою работу мечты (17.09.2019) Пять советов по долговременному уходу от Нюты Федермессер (17.09.2019) «Части света», «Аквариум» и 1001 улыбка (09.09.2019) Элегантное дефиле или «Красоте возраст не помеха»! (01.09.2019)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры