Пенсия, недуг, болезнь, уродство, сбережения, нищета, немощный, дряхлый, выцветший, доживать, копить — всё это, согласно Сети словесных ассоциаций, ассоциации к слову «старость». Слова с негативной окраской сопровождают этот период жизни, и во многом такой образ сформировался потому, что долгое время старость рассматривалась лишь с позиции общего угасания организма, бытовавшей в медицине.
Однако в 60-х годах прошлого века тенденция претерпела изменения благодаря концепции так называемого успешного старения, предложенной американским психологом Р. Хэвигхерстем. Отныне старость стала рассматриваться не только с биологической точки зрения, но и с учётом социально-психологических особенностей. Хэвигхерст пришёл к достаточно парадоксальному выводу: в социальном и психологическом плане пожилые люди не отличаются от более молодых.
Сегодня на Западе «старость» вытеснена понятием «третий возраст», означающим период, когда человек уже вышел на пенсию, но ещё сохраняет активность. В США принято говорить о golden age — «золотом возрасте». Геронтофобия там не просто порицается, но и в принципе выглядит абсурдно, поскольку пожилые американцы, как правило, состоятельны и являются активными покупателями, много путешествуют и различными способами стараются поддерживать социальные связи.
Американский социолог Дж. Белл в статье «Исследуя дискурс старения: пожилые люди на телевидении» указывает, что в американских СМИ создаётся образ богатого, активного и сексуально привлекательного старшего поколения, хотя и нельзя не согласиться с тем, что люди «золотого возраста» пока являются самой малочисленной группой на телеэкранах.
В России же концепция успешной старости сегодня вынуждена пробивать себе дорогу через тернии безрадостных реалий. Эйджизм на рабочем месте заставляет ещё готовых работать пенсионеров отказаться от должности или довольствоваться низкооплачиваемой работой. Следовательно, пожилые выбывают из числа привлекательных потребителей: тогда как в Америке маркетологи вынуждены продумывать различные стратегии для того, чтобы завлечь людей 50+, в России лишь в последние годы стала появляться реклама с участием пенсионеров, которым нужно не только вылечить очередную болячку.
К экономическим причинам маргинализации старости также добавляется неподготовленность городского пространства к людям старшего возраста, нежелание или невозможность получать новые знания и взаимодействовать с новыми технологиями. Всё это лишь укрепляет уже сложившиеся вокруг старости стереотипы.
Ситуация порочного круга: человек, обладающий свободным временем и возможностью кардинально поменять вектор жизни, замыкается в себе, отказывая себе в хобби и познании нового, потому что он находится в тюрьме банальностей «пожилые необучаемы», «старый — значит бесполезный», «старость = снижение интеллекта», которые он не может преодолеть.
Однако, как утверждают эксперты, с восприятием пожилых в отрицательном контексте скоро будет покончено. Активность, цель, профессия, путешествия, перемены — появление новых ассоциаций к «старости» неизбежно потому, что отношение к старению меняется. О том, почему и как это происходит, мы поговорили с Татьяной Дроздовой, создателем и руководителем компании Young Old, проектной лаборатории по разработке решений для людей старшего возраста. Татьяна — эксперт-участник программы Beyond (un)employment (или «Больше, чем трудоустройство»), которую в Москве проводит Impact Hub Moscow.
С точки зрения восприятия границы старости многое зависит от ожидаемой продолжительности жизни. В Европе она выше, чем в России, и продолжает расти: там во многих странах люди уходят на пенсию в 67 лет. Если мы говорим об Африке, то там ожидаемая продолжительность жизни низкая, поэтому старыми люди считаются уже с 50 лет, — для Европы это вполне возраст расцвета и карьерного пика. В России в этом смысле всё не так плохо: средняя продолжительность жизни россиян превысила 72 года, что примерно совпадает со средним мировым показателем, но на шесть лет меньше, чем в среднем по Европе.
Вот с чем дела, на мой взгляд, обстоят хуже, это со со степенью участия старших людей в России в общественной жизни и депрессивным отношением к собственной старости. В Европе общая тенденция состоит в том, чтобы признавать ценность любого человека, вне зависимости от объёма его общественной отдачи, дееспособности и потенциала. Общество готово прикладывать усилия, чтобы этот потенциал раскрывался, а люди интегрировались в социальную жизнь. Уровень медицины, качество среды и жизни позволяют людям намного дольше оставаться активными участниками общественной жизни, чувствовать себя равными и значимыми, не сталкиваться с ограничением возможностей, реализовывать свои желания невзирая на стереотипы.
Полностью читайте на странице Newtonеw
Илл.:Неизвестный художник, Портрет старика с книгой (1850-е - 1860-е годы)
Рубрика:
Лучшая часть жизни
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную