— С чего началась ваша любовь к небу?
— Моя старшая сестра с отличием закончила Московский авиационный институт. Мы очень много говорили с ней в детстве о том, что и ей, и мне было интересно. Именно после таких разговоров по душам зародилась мечта о полетах. Помню, в восьмом классе в сочинении «Кем я хочу быть» написала, что мечтаю быть летчиком. Но в те годы в летное училище девушек не принимали, поэтому данной мечте не суждено было осуществиться. Однако, я не расстроилась и решила идти к своей цели другим путем — пошла работать на авиационный завод.
— И ваша мечта осуществилась?
— Можно сказать, что да. Но немного в другой форме. Молодежи сейчас сложно будет понять то, о чем я рассказываю. Но в советские времена на каждом заводе были открыты разные секции для сотрудников. И вот однажды пришла на работу и увидела объявление, что набирается группа желающих прыгать с парашютом: я записалась, прошла специальную подготовку и в марте 1964 года на спортивном аэродроме Подольска выполнила первый прыжок с парашютом ПД-47. Во время прыжка было ощущение, что я зависла в воздухе — тишина, вокруг небо, под ногами земля, а впереди удаляющийся самолет Ан-2. И вот начались незабываемые минуты радости, восторга — эмоции переполняли! После приземления появилось желание снова и снова подниматься в небо, чтобы вновь испытывать эти ощущения. Так начался мой путь в авиаспорте.
— Сколько вы занимались авиаспортом? Какое было самое запоминающееся соревнование, в котором вы участвовали?
— В общей сложности — 14 лет. Но первые три года мной было выполнено не более 150 прыжков, так как я работала и училась, что не позволяло мне много времени уделять спорту. А вот в 1967 году, когда я стала спортсменкой аэроклуба им. Чкалова, у меня появилось больше возможностей посещать спортивный аэродром. С этого времени я и веду отсчет своей спортивной карьеры. Было много интересного — участие в праздничных программах, прыжки на стадионы с флагами. Что касается соревнований — очень запомнилось первенство СССР, которое происходило в Ташкенте, там я выполнила нормативы мастера спорта по парашютному спорту. Это была моя личная большая победа.
— Но, насколько я знаю, на этом ваша карьера в авиаспорте не закончилась...
— Карьера именно спортсменки была в самом разгаре. Но в 1969 году на сборах в Армении руководство моего аэроклуба предложило мне работать у них в качестве инструктора-парашютиста и выступать за сборную республики в спортивных соревнованиях. И я дала согласие! Это решение изменило мою судьбу — я могла полностью посвятить себя любимому занятию. Работа инструктором мне очень нравилась. А еще, благодаря тренерству, я приблизилась к своей детской мечте. В аэроклубе работало два звена — парашютное, где я была сотрудником, и самолетное, где стала спортсменкой. Прошла теоретическую и начальную подготовку на спортивном самолете Як-18: взлет, посадка, отработка фигур высшего пилотажа — это просто потрясающие ощущения!
— Знаю, что мечты о небе были с вами всегда и привели вас в стюардессы. Уникальная профессия! Расскажите, что было самым важным в этой работе?
— Я работала в «Аэрофлоте» на протяжении 25 лет. Важно было соответствовать личным качествам, которыми должна обладать стюардесса — это безупречный внешний вид, ведь ты лицо компании, и коммуникабельность, так как нужно общаться с пассажирами. Также очень важна стрессоустойчивость. Люди разные, и бывает, что пассажиры ведут себя не очень вежливо. Важно понять, в чем причина такого поведения и найти выход из сложной ситуации. Необходимо создать уют на борту самолета для каждого, чтобы людям было комфортно и спокойно совершать свой полет.
— Почему вы решили сменить направление деятельности и стали социальным работником?
— На протяжении многих лет моя лётная работа была связана не только с самолетами, но и с людьми, я училась внимательнее относиться к каждому человеку, понимать, помогать. Поэтому, отдав четверть века небу, я решила найти себя «на земле» и сделала это, придя в социальную работу. Мне важен контакт с человеком и возможность помочь ему. И вот уже 11 лет я занимаюсь этим в ТЦСО «Орехово». В моей работе очень важно взаимопонимание. Когда человек чувствует, что ты хочешь помочь ему, то он начинает открываться. Подопечным становится легко и радостно, и для меня это как «бальзам на душу».
— Какая работа сложнее? Летная или социальная?
— Конечно, социальная! Стюардессе нужно постоянно быть очень внимательной и чуткой. Но все-таки, ты не привязываешься к пассажирам. А с моими подопечными мы много лет работаем вместе. Они для меня становятся близкими людьми, я переживаю за их здоровье и душевное состояние. Поэтому эмоционально социальная работа гораздо сложнее. Да и физически тоже. Всем социальным работником приходится очень много ходить. Если приблизительно посчитать все те расстояния, что я прошла за 11 лет работы, то получится около 20 тысяч километров. Половина окружности Земли!
— Какой совет вы, как опытный парашютист можете дать тем, кто хочет совершить свой первый прыжок?
— Обязательно воплотите это желание в жизнь. Вы получите незабываемые впечатления и эмоции! Почувствуете силу, уверенность и все невзгоды отойдут на второй план.
— А что посоветуете тем, кто собирается начать свой путь в социальной сфере?
— Социальная работа — это очень благородная профессия. Но важно помнить, что работа с людьми бывает сложной и не каждому она по плечу. Нужно обладать большим сердцем, ответственностью, бескорыстностью, щедростью, порядочностью, чуткостью. Без всех этих качеств социальная работа невозможна. Поэтому я советую все взвесить, прежде, чем попробовать себя в этом. Но, знаете, видеть благодарные глаза людей — это дорогого стоит. Я думаю, что именно эмоциональная отдача от наших дорогих москвичей вдохновляет каждого социального работника.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Рубрика:
Лучшая часть жизни
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную