«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя»

Понедельник, 29.06.2020, 07:07:37

Член Общественной палаты РФ Наталья Кравченко поделилась своими мыслями изменениях в Федеральный закон «Об образовании», затрагивающих вопросы воспитания

Государственная дума на пленарном заседании 23 июня единогласно приняла в первом чтении законопроект об укреплении воспитательной составляющей в образовании.

Данную инициативу внес в Госдуму в конце мая Президент РФ Владимир Путин. Изменения вносятся в Федеральный закон «Об образовании».

Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества».

В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

Законопроект является логичным продолжением формирования государственной системы воспитания детей, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Кравченко.

«Изменения, которые в своем законопроекте предложил Президент, закрепляют ту мысль, которая является сквозной через все наши поколения: каждый учитель является для детей воспитателем и примером для подражания. Обучая тому или иному предмету из школьной программы, ведя кружок дополнительного образования, педагог осуществляет воспитательную деятельность.

В предыдущей версии закона воспитание оставалось за рамками образовательного процесса, не являлось его неотъемлемым понятием. Закрепление воспитательной роли учителя и воспитательной работы как части образовательной программы в целом — это, безусловно, важно, как и предлагаемый сквозной характер процесса воспитания — от дошкольного до профессионального образования», — отмечает член ОП РФ.

Наталья Кравченко подчеркивает, что при реализации федерального закона в новой редакции крайне важно продуманно подойти к вопросу воспитания с организационной точки зрения:

«Предложенные изменения предполагают появление в образовательных программах блока по воспитанию. Это позволит учителю законно встраивать различные форматы: классные уроки на актуальные темы, дискуссии, встречи с интересными людьми и др. Но одной из ключевых задач в рождении такой системы становится формирование у педагогов глубокого внутреннего морального желания быть примером и воспитателем для обучающихся. Это должна быть идея, внутреннее искреннее желание, потому что если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя. Необходимо аккуратно подойти к этому вопросу и не позволить заместить реальное искреннее желание быть не просто учителем, но и воспитателем, — выполнением формальных KPI».

«Стандартные критерии оценки эффективности деятельности здесь не сработают. Воспитание — это не конкретная технология работы, это в первую очередь среда, создающая возможности для ребят получить реальный опыт, осмыслить себя и проблемы общества, самоопределиться. Делать это в виде жестких норм, требований, заучивания текстов нельзя. Хуже всего, если самые очевидные подходы, типа методических рекомендаций и инструкций, будут спускаться в школы сверху, а учителя станут формально отчитываться по ним», — уверена общественница.

Член Общественной палаты России считает, что избежать формализма помогут два ключевых подхода к воспитанию:

«Первый — воспитание через деятельность. Уже в школе у ребенка должна быть возможность делать первые пробы в трудовой деятельности — так у него формируется ценность труда, понимание конструктивного преобразования мира вокруг себя. В значительной мере на этот запрос отвечает поручение Президента России Владимира Путина по созданию в стране сети кружков по модели кружкового движения Национальной технологической инициативы, где школьники могут участвовать в реальных проектах, исследовать и создавать новые технологии и продукты.

Второй подход предполагает, что воспитание должно происходить в детско-взрослых сообществах. Правильно организованная и живая деятельность таких сообществ позволяет ребенку сформировать собственные ответы на сложные вопросы — через организацию проблемных дискуссий, проживание конкретных ситуаций, свободное обсуждение со взрослыми волнующих тем и происходит воспитание, социализация и самоопределение ребенка. Да, это сложные гуманитарные вопросы, и ключевое значение для успеха играют педагогические технологии — умение учителя работать с детьми, организовать коммуникацию, помогающую самоопределению ребенка. Надеемся, что предложенные изменения федерального закона помогут оживить почти умершую, к большому сожалению, школу воспитания в нашей стране».

Общественная палата РФ


Рубрика:
Учеба

Метки:
Внуки

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Слушатели симуляционного центра рассказали о важности обучения профессиональному уходу

Вторник, 08.08.2023, 10:46:34,

Открыт новый набор в благотворительную онлайн-программу «Я могу»

Среда, 01.03.2023, 09:27:51,

Как ваше мышление влияет на уровень дохода?

Пятница, 17.02.2023, 10:43:57,

Пора за парту!

Пятница, 17.02.2023, 08:58:49,

Бесплатная образовательная программа для специалистов, работающих со старшим поколением

Понедельник, 16.01.2023, 09:15:14,

«Ростелеком» и Пенсионный фонд провели онлайн-семинар по организации компьютерных курсов для пенсионеров

Понедельник, 19.12.2022, 09:09:14,

«Школа гаджет» уже обучила 300 первых участников центров московского долголетия

Вторник, 06.12.2022, 08:14:52,

Участники проекта «Московское долголетие» могут научиться профессиональной фотосъемке

Понедельник, 14.11.2022, 09:51:18,

Школа заботы: семинар для ухаживающих за близкими с деменцией

Среда, 03.08.2022, 07:46:34,

Серия вебинаров для организаций, работающих со старшим поколением

Четверг, 14.07.2022, 08:23:10,

Обучение профессии за счет бюджета Москвы

Понедельник, 20.06.2022, 10:33:01,

Открываем целый мир: клубы изучения иностранных языков в центрах московского долголетия

Пятница, 20.05.2022, 09:24:31,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как с возрастом меняется отношение к домашней технике (25.04.2024) 20 апреля в России отмечается День донора (19.04.2024) Варикоз – эта патология поражает не только вены ног (19.04.2024) Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь (17.04.2024) 11 апреля в России отмечают День домашних животных (11.04.2024) Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии (05.04.2024) Смехотерапия – лечение без побочных эффектов (04.04.2024) Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача (01.04.2024) 1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно (01.04.2024) Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры