«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя»

Понедельник, 29.06.2020, 07:07:37

Член Общественной палаты РФ Наталья Кравченко поделилась своими мыслями изменениях в Федеральный закон «Об образовании», затрагивающих вопросы воспитания

Государственная дума на пленарном заседании 23 июня единогласно приняла в первом чтении законопроект об укреплении воспитательной составляющей в образовании.

Данную инициативу внес в Госдуму в конце мая Президент РФ Владимир Путин. Изменения вносятся в Федеральный закон «Об образовании».

Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества».

В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

Законопроект является логичным продолжением формирования государственной системы воспитания детей, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Кравченко.

«Изменения, которые в своем законопроекте предложил Президент, закрепляют ту мысль, которая является сквозной через все наши поколения: каждый учитель является для детей воспитателем и примером для подражания. Обучая тому или иному предмету из школьной программы, ведя кружок дополнительного образования, педагог осуществляет воспитательную деятельность.

В предыдущей версии закона воспитание оставалось за рамками образовательного процесса, не являлось его неотъемлемым понятием. Закрепление воспитательной роли учителя и воспитательной работы как части образовательной программы в целом — это, безусловно, важно, как и предлагаемый сквозной характер процесса воспитания — от дошкольного до профессионального образования», — отмечает член ОП РФ.

Наталья Кравченко подчеркивает, что при реализации федерального закона в новой редакции крайне важно продуманно подойти к вопросу воспитания с организационной точки зрения:

«Предложенные изменения предполагают появление в образовательных программах блока по воспитанию. Это позволит учителю законно встраивать различные форматы: классные уроки на актуальные темы, дискуссии, встречи с интересными людьми и др. Но одной из ключевых задач в рождении такой системы становится формирование у педагогов глубокого внутреннего морального желания быть примером и воспитателем для обучающихся. Это должна быть идея, внутреннее искреннее желание, потому что если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя. Необходимо аккуратно подойти к этому вопросу и не позволить заместить реальное искреннее желание быть не просто учителем, но и воспитателем, — выполнением формальных KPI».

«Стандартные критерии оценки эффективности деятельности здесь не сработают. Воспитание — это не конкретная технология работы, это в первую очередь среда, создающая возможности для ребят получить реальный опыт, осмыслить себя и проблемы общества, самоопределиться. Делать это в виде жестких норм, требований, заучивания текстов нельзя. Хуже всего, если самые очевидные подходы, типа методических рекомендаций и инструкций, будут спускаться в школы сверху, а учителя станут формально отчитываться по ним», — уверена общественница.

Член Общественной палаты России считает, что избежать формализма помогут два ключевых подхода к воспитанию:

«Первый — воспитание через деятельность. Уже в школе у ребенка должна быть возможность делать первые пробы в трудовой деятельности — так у него формируется ценность труда, понимание конструктивного преобразования мира вокруг себя. В значительной мере на этот запрос отвечает поручение Президента России Владимира Путина по созданию в стране сети кружков по модели кружкового движения Национальной технологической инициативы, где школьники могут участвовать в реальных проектах, исследовать и создавать новые технологии и продукты.

Второй подход предполагает, что воспитание должно происходить в детско-взрослых сообществах. Правильно организованная и живая деятельность таких сообществ позволяет ребенку сформировать собственные ответы на сложные вопросы — через организацию проблемных дискуссий, проживание конкретных ситуаций, свободное обсуждение со взрослыми волнующих тем и происходит воспитание, социализация и самоопределение ребенка. Да, это сложные гуманитарные вопросы, и ключевое значение для успеха играют педагогические технологии — умение учителя работать с детьми, организовать коммуникацию, помогающую самоопределению ребенка. Надеемся, что предложенные изменения федерального закона помогут оживить почти умершую, к большому сожалению, школу воспитания в нашей стране».

Общественная палата РФ


Рубрика:
Учеба

Метки:
Внуки

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«Московское долголетие» приглашает на онлайн-курс ландшафтного дизайна и флористики

Среда, 08.07.2020, 16:46:34,

Лучшие вебинары Института дополнительного профобразования работников социальной сферы на этой неделе

Вторник, 07.07.2020, 14:18:25,

«Московское долголетие» выпустит новые видеоуроки от экспертов

Вторник, 07.07.2020, 14:11:17,

Участники проекта «Московское долголетие» могут стать уверенными пользователями компьютера и смартфона

Пятница, 03.07.2020, 15:58:53,

«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя»

Понедельник, 29.06.2020, 07:07:37,

Учебный центр «Профессионал» запустил новый сайт для дистанционных курсов

Вторник, 23.06.2020, 15:57:43,

Анонс новых видеоуроков в соцсетях проекта «Московское долголетие»

Вторник, 23.06.2020, 15:42:25,

Как платить за товары и услуги в интернете: онлайн-инструкции

Вторник, 23.06.2020, 15:34:41,

Единая платформа видеоуроков для москвичей старшего поколения

Воскресенье, 17.05.2020, 11:48:05,

Как москвичам старшего возраста получить профессию онлайн: анонс курсов подготовки нянь

Среда, 06.05.2020, 16:10:02,

Анонс онлайн занятий в социальных сетях проекта «Московское долголетие»

Вторник, 28.04.2020, 13:11:49,

Арт-терапия и английский язык: преподаватели проекта «Московское долголетие» рассказали, чем заняться дома на карантине

Пятница, 17.04.2020, 12:07:16,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Двойной юбилей (01.07.2020) Повышение пенсий на ближайшую трехлетку (23.06.2020) Василий Филиппов: «Я начал воевать в 15 лет» (23.06.2020) Центр «Моя карьера» провел онлайн-выпускной Школы сиделок (18.06.2020) «Красная площадь». День второй – экватор. (08.06.2020) Книжный фестиваль «Красная площадь». День первый и афиша второго (07.06.2020) Участники проекта «Московское долголетие» вернулись к прогулкам на свежем воздухе (05.06.2020) Книжный фестиваль «Красная площадь». Идти или не идти? (05.06.2020) 6 июня 2020 г. в Москве открывается книжный фестиваль «Красная площадь» (04.06.2020) История сиделки-соцработника: «Для ветерана мы становимся его ушами и глазами» (04.06.2020) Как кураторы проекта «Московское долголетие» помогают москвичам старшего поколения во время режима самоизоляции (04.06.2020) «С ней точно можно пойти в разведку»: коллеги – о социальном инспекторе Марии Головиной из филиала «Тропарево-Никулино» (01.06.2020) Психологи советуют, как в кризис начать новую жизнь (29.05.2020) 60-летние не должны работать в музеях, считает министр культуры (29.05.2020) Как столичные семейные центры помогают москвичам (28.05.2020) «Я все время знала о том, что буду помогать людям» (27.05.2020) Как кураторы проекта «Московское долголетие» помогают москвичам (27.05.2020) Почему так летит время? (22.05.2020)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры