Елена Здравомыслова: О «непродуктивной» старости и боли «поколения сэндвич»

Вторник, 11.04.2017, 22:35:44

Огромное количество людей в мире принадлежит к так называемому поколению «сэндвич» (или sandwich generation): будто начинка в бутерброде, они зажаты между долгом и ещё одним долгом. Первый — вырастить и воспитать детей (а то и внуков); второй — позаботиться о стареньких родителях.

Российское «поколение сэндвич», которое преимущественно состоит из женщин 45–65 лет, стало предметом исследования социологов из Европейского университета в Петербурге. Профессор факультета политических наук и социологии, сокоординатор программы гендерных исследований Елена Здравомыслова рассказала The Village, почему тема почётной старости — это не про наше общество, и чем заканчивается типичный сюжет с героем, страдающим «сэндвич-синдромом».


Про феминизацию заботы

— Что такое синдром «поколения сэндвич»?

— Это такой период в жизни человека, когда индивид «сжат» между множественными обязанностями. С одной стороны, он ухаживает за пожилыми родственниками, утратившими самостоятельность, ставшими зависимыми. С другой — за своими детьми, которые ещё не выросли. А может быть, также и за внуками. При этом человек, вполне возможно, продолжает работать в сфере оплачиваемого труда.

В общем-то, люди всегда «сжаты» между множественными обязанностями, но тут проблема заключается в том, что они оказываются перед вызовом заботы именно о пожилых людях. Эта биографическая ситуация приходится на возраст между 45 и 65 годами. В разных обществах она решается по-разному. В нашем обществе синдром sandwich generation оказывается чрезвычайно жёстким, потому что у нас мало институциональной поддержки для баланса ролей и обязательств, которые и общество ставит перед человеком, и сам человек — перед собой.

— Говоря «люди» вы ведь подразумеваете в основном женщин?

— Вообще-то с такими вызовами сталкиваются и мужчины, и женщины: домохозяйства, семьи. Но если в конкретной семье есть женщины, на них ложится основная нагрузка практик непосредственного ухода и заботы. Потому что в нашем обществе считается, что женщины могут очень эффективно справиться с подобными задачами, что они так воспитаны, что это их предназначение.

— Почему в XXI веке практики заботы в России всё ещё сильно феминизированы?

— Потому что общество недостаточно современно. Есть устойчивые — можно даже сказать, патриархальные — традиции, которые мешают развитию человеческого потенциала. И общество навязывает эти традиционные нормы всем своим гражданам. Считается нормальным, что в старшем возрасте вы можете рассчитывать на заботу и поддержку детей или родственников, что они уж как-нибудь сами справятся, что это их семейно-родственный долг. А как на самом деле они будут справляться, мало кого интересует. Нормализация — это ловушка. Кажется, что есть моральный долг, что не стоит возражать, что это нравственно. Но за этой нормализацией стоит игнорирование определённого человеческого опыта, недооценка нагрузки, нежелание помогать.


Про общество, ориентированное только
на будущее


— Почему так происходит? Дело в том, что сохраняются некие властные установки, транслирующие сверху консервативную повестку? Или всё это наша человеческая привычка?

— И то и другое. Если что-либо является социальной нормой и нормализуется, несмотря ни на что, то это означает отсутствие действующих лиц, которые активно сопротивляются сложившейся норме. Государство предоставляет недостаточное количество сервисов, которые помогают ухаживать за пожилыми людьми. Существующие же сервисы низкого качества. Таким образом получается дефицит институциональной заботы о пожилых людях. Вот никто и не подумает отдать пожилого человека в дом престарелых. С одной стороны, потому что качество ухода в стандартных домах престарелых очень низкое. С другой — потому что есть идеал заботы: люди должны организовывать её в семье. И эти идеалы, конечно, тормозят становление современных моделей со множеством действующих лиц. Когда семья не отказывается от долга, но ей в нём помогают многие институции: и рынок, и государство, и сообщество. А так — забота становится частным делом семьи.

При этом у нас поддерживается материнство: тут и специальные пособия по уходу за детьми, и декретные отпуска, и гибкий рабочий день, детские сады и ясли... Проблема баланса занятости молодых родителей и ухода за детьми оформлена институционально. А вот когда вы сталкиваетесь с необходимостью организовать уход за пожилым человеком, таких поддержек гораздо меньше. Хотя проблема по сути та же самая — только появляется она на другом этапе жизненного пути, в другом возрасте (например, предпенсионном).

Поощряется будущее, а старость рассматривается как окончание жизни, «непродуктивный этап». Общество, ориентированное только на будущее, стремится, чтобы старики умирали как можно скорее — это бы всех устроило.

— Нет ли тут лицемерия? Ведь вообще-то на словах у нас старикам почёт и уважение.

— Я не вижу особенного продвижения дискурса о почётной старости. Тут нет лицемерия, скорее это политика закрытых глаз. Это идеология продуктивизма, когда вкладывать деньги нужно в то, что продуктивно, эффективно, то, что является ресурсом для данного общества. Например, помогать молодым матерям, потому что они обладают довольно большим потенциалом — и как родители, и как работники. Помогать воспитанию детей, потому что дети являются потенциалом для экономики общества, его благополучия. А зачем помогать старикам? Они — «отработанный ресурс».

— К чему в долгосрочной перспективе приводит отношение к старикам как к отработанному ресурсу?

— Интересный вопрос, сложно ответить однозначно. Я думаю, продолжительность жизни будет меньше. Потому что пожилым людям не обеспечивают должный уход. Это просто не гуманистическая политика.





Читайте полностью на сайте The Village

Фото Дмитиря Сыренщикова

Рубрика:
Связь поколений

Метки:
Люди Дома престарелых Общество для всех возрастов

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Уфимец Рафаэль Исхаков совершит восхождение на гору Белуху на протезе, переданном Благотворительным фондом «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Среда, 13.06.2018, 12:03:40,

«Бессмертный полк» прошагал по стране с «КРАСНОЙ ГВОЗДИКОЙ»

Среда, 16.05.2018, 14:04:43,

Спектакль в жанре сторителлинг «Мой дед мне рассказывал…»

Суббота, 05.05.2018, 17:27:04,

«Спираль времени»

Четверг, 19.04.2018, 08:08:14,

Cемейный велопробег «Спасибо за то, что мы живы!»

Среда, 18.04.2018, 09:00:36,

За занавесом: Ольга Каталина — о помощи артистам старшего поколения

Вторник, 17.04.2018, 10:35:36,

Владивосток: как подружились бабушки и дети

Среда, 04.04.2018, 12:06:51,

Историческая мастерская «По следам нашей памяти»

Четверг, 29.03.2018, 10:41:20,

Участники проекта "Дети войны выступили экспертами проекта "Память о блокадном Ленинграде"

Среда, 28.03.2018, 14:16:08,

В интеллектуальной битве сразились молодое и старшее поколение

Понедельник, 26.03.2018, 10:25:27,

«Ангел-хранитель» набирает добровольцев

Вторник, 20.03.2018, 08:48:49,

Белоруссия: "Не рядом, но вместе"

Понедельник, 19.03.2018, 21:10:43,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Виктор Цой против Рерихов и Миклухо-Маклая (23.06.2018) Людям, пережившим войну. Благотворительный патронаж в Новой Москве (22.06.2018) Повышение пенсионного возраста. Горячая неделя (21.06.2018) Пенсионный возраст по-новому плюс стаж и баллы. Реформы и Арина Родионовна (20.06.2018) «Новый пенсионер» в эфире Радио России (19.06.2018) Пенсионный возраст: Закон внесен в Госдуму (16.06.2018) Повышение пенсионного возраста: как это было в Европе (16.06.2018) День социального работника (08.06.2018) Факты о смехе, которых мы не знали))) (07.06.2018) Как выписать зятя? Образец искового заявления (06.06.2018) Реабилитационный центр «Текстильщики» (05.06.2018) Повышение пенсионного возраста: риски (05.06.2018) Как лечиться глиной в старшем возрасте (29.05.2018) Анна Шатилова «включила» Красную площадь (28.05.2018) Скандинавской ходьбой увлеклись в Москве (28.05.2018) Валерий Рязанский – о будущем профессий (28.05.2018) Валерий Рязанский о МРОТ, как одном из инструментов преодоления бедности (23.05.2018) Ермоловцы – молодцы! (23.05.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры