«Одно из самых частых нарушений - навязывание платных медицинских услуг вместо бесплатных, которые положены пациенту по полису ОМС», - рассказывает эксперт Межрегионального союза медицинских страховщиков Сергей Плехов. На практике это обычно выглядит как альтернатива: либо вы попадете к врачу-специалисту, на УЗИ и т.п. бесплатно, но через несколько недель-месяц, либо - хоть сейчас, но за деньги, через коммерческий отдел. Но ведь если поликлиника готова принять вас сию минуту платно, значит, у врачей, диагностов и прочих медработников есть свободное время и место! Так что отодвигать «бесплатного» пациента на дальний срок - заведомо необоснованно и незаконно, подчеркивает Сергей Плехов.
Специалисты отмечают: за последнее время наше законодательство об ОМС и гарантиях для пациентов не раз менялось, поэтому нередко оказывается, что люди не пользуются своими правами попросту потому, что даже не догадываются о них. Либо - в целом слышали, но не знают, как добиваться исполнения на практике. Вместе с экспертами мы подготовили памятку, которая поможет вам сэкономить время, деньги и при этом не навредить здоровью, а, наоборот, получить качественные медицинские услуги без задержек, в установленные сроки.
У вас есть бесплатный медицинский адвокат.
Да-да, именно такая роль по нынешним правилам отводится страховой медицинской компании, в которой вы получаете полис ОМС. Запишите себе в мобильный номер «горячей линии» (сервисной службы), указанный в вашем полисе, и звоните в любой спорной ситуации за консультациями, с жалобами и т.д. В частности, именно у своего медицинского страховщика вы можете:
- узнать, входит ли та или иная медуслуга в Программу госгарантий бесплатной медпомощи населению. Запомните: есть такая общегосударственная программа, и также существуют территориальные программы, своя в каждом регионе. Последняя не может быть скромнее федеральной, однако может быть шире и включать дополнительные бесплатные виды медпомощи для жителей конкретного региона. Все подробности спрашивайте у своего страховщика;
- также вы можете выяснить, в какие сроки по законодательству вам должны назначить прием у того или иного врача-специалиста (гастроэнтеролога, гинеколога, уролога, кардиолога и т.д.), провести те или иные обследования (УЗИ, МРТ, допплерография и проч.). Если в регистратуре вас пытаются «задвинуть подальше», то опять же поскорее жалуемся страховщику. Помните, что именно от страховой медицинской компании поликлиники и больницы получают оплату за каждого пациента. Поэтому медработники особенно заинтересованы оперативно исправлять нарушения, если на защиту пациента стал страховщик.
Выбираем поликлинику и лечащего врача.
О таком праве многие слышали, однако не знают важных нюансов. Они такие:
- Выбрать поликлинику для прикрепления и постоянного медицинского обслуживания можно раз в год.
- Вы не обязаны прикрепляться к районке по месту регистрации («прописки») или фактического проживания.
Можно, скажем, выбрать приглянувшуюся поликлинику рядом с работой. Однако при этом учитывайте: каждое медучреждение имеет закрепленные за ним территории обслуживания - врачебные участки для оказания медпомощи на дому. И если ваш выбор пал на клинику рядом с работой, а живете вы на другом конце города и понадобится вызвать врача на дом, то могут возникнуть трудности. Поскольку врачи «вашей» поликлиники на этой территории попросту не работают. Конечно, совсем без медпомощи вы не останетесь, однако, скорее всего, придется самим добираться до поликлиники.
Так что лучше заранее все обдумать и оценить возможные ситуации, советуют эксперты.
- Раз в год пациент вправе выбрать нового лечащего врача, а именно: терапевта, участкового терапевта, педиатра, участкового педиатра, врача общей практики (семейного врача). Для выбора нового доктора достаточно написать заявление на имя главврача.
На заметку: если вас категорически не устраивает работа нынешнего лечащего врача и есть конкретные претензии, то не обязательно терпеть целый год. Вы также можете написать заявление главврачу и обосновать, почему недовольны. Проконсультироваться и заручиться поддержкой можно у тех же экспертов вашей страховой медицинской компании, выдавшей полис ОМС.
Больницу для госпитализации тоже можно выбирать!
Для многих пациентов это оказывается большим откровением. Мы ведь привыкли как в анекдоте: доктор сказал в морг, значит, в морг. Вернее, в конкретную больницу: куда сам врач выбрал и выдал направление, туда и положат. А если хочешь в другую больницу - плати.
На самом же деле в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть статья 21, пункт 4, на основе которого пациент вправе выбирать лечебную организацию для оказания плановой медпомощи. Проще говоря - больницу для плановой госпитализации.
Причем, врач обязан проинформировать пациента о таком выборе, решая вопрос о выдаче направления на госпитализацию. Если эта важная гарантия не соблюдается, сигнализируйте о нарушении своему бесплатному медицинскому адвокату - медстраховщику, телефон которого указан в вашем полисе ОМС.
Полностью