Сайт 46 полка:
http://tamanskipolk46.narod.ru/p1aa1.html
На фото: командир полка Евдоки?я Давы?довна Бочаро?ва (Бершанская)
46 авиаполк был сформирован в октябре 1941 года, он полностью состоял из молодых женщин. Командиром была Евдокия Бершанская. В полку служили более 100 девушек.
Летчицы рисковали жизнью каждую минуту вылета, а их было до 12-ти за одну ночь. Самолеты были учебные, не приспособленные к бою, с тоненькой обшивкой; пулеметы и те появились в полку только в 1944 году, к концу войны. Летали девушки без парашютов, вместо этого брали лишних 20 кг боеприпасов.
Вот отрывок из книги летчиц Ракобольской И.В. и Кравцовой Н.В. «Нас называли ночными ведьмами»:
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика".
Несмотря на слабое техническое обеспечение, полк достойно прошел всю войну. Подсчитано, что в ходе боевых действий было совершено 23 672 боевых вылета. Летчицы получили множество наград и были широко известны в Советском Союзе.
На фото: Мария Смирнова
Отрывок воспоминаний штурмана Ольги Голубевой о командире одной из эскадрилий – Смирновой Марии.
"Командир была строга и немногословна. Невысокого роста, с ярким во всю щеку румянцем на неулыбчивом круглом лице, на котором ярко выделялись серые глаза, она смотрела на каждого из своих подчиненных спокойно и требовательно. Ни лихачества, ни промаха она не прощала. Смирнова не только умела требовать от экипажа, звена, эскадрильи безукоризненного выполнения своего долга, но и от себя прежде всего. Она довольно часто повторяла, что в авиации нет мелочей. Если летчица, считала она, подходит к самолету в грязных сапогах, в неопрятном комбинезоне и в несвежем подшлемнике, она не готова к полету. Сама Смирнова всегда была одета безукоризненно и даже щеголевато. Не то что пальца — лезвия ножа не просунешь за пояс, так она затягивала свою тонкую талию. Сапоги сверкали как черные зеркала, а подворотничок сиял первозданной белизной. Строго спрашивая с подчиненного, она никогда не повышала голоса, не срывалась на крик, умела смотреть на данную ей власть как на свою обязанность, как на необходимую сторону своей работы.
— Профессия летчика и штурмана, — говорила она на разборах полетов, — требует постоянного самоотверженного труда и учебы. Для того чтобы ум, воля, здравый смысл, нервы, мышцы были готовы принять единственно правильное решение, летчик и штурман должны чувствовать себя в кабине так, словно там они родились и выросли".
Подробности – сайт 46 полка:
http://tamanskipolk46.narod.ru/p1aa1.html
Рубрика:
История
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную