Призовой капкан

Четверг, 29.04.2021, 09:18:14

Получившие в рекламных акциях выигрыши обязаны отдать треть их стоимости в качестве налога. Подаренные квартиры и иномарки могут обернуться миллионными взысканиями и долгами. Некоторые организаторы таких розыгрышей компенсируют налог самостоятельно, иные – оставляют налоговое бремя на клиенте.


29.04.2021. АПИ — Согласно действующему Налоговому кодексу РФ, каждый граждан вправе не платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с подарков, призов и иных выигрышей стоимостью до 4 тысяч рублей в год. Превышение этой суммы облагается по ставке в 35 процентов.

Подарок налогом красен

По общему правилу декларирование и уплата НДФЛ возлагаются на самих граждан. В свою очередь, выплачивающие доходы и выдающие призы компании выполняют функции налогового агента, в том числе обязаны удержать налог по установленной ставке. При невозможности это сделать с вручаемых в натуральной форме подарков им предписывается информировать фискальное ведомство о факте получения гражданином дохода в соответствующей сумме и неуплате с него НДФЛ.

Таким образом, выигравшим, например, IPhone стоимостью 70 тысяч рублей, придется в следующем году отдать в казну 21 тысячу уже собственных денег. За подаренную иномарку за миллион – 350 тысяч рублей, и так далее. Причем их продажа с целью выплаты налогов может привести к дополнительным убыткам – техника обесценивается очень быстро. Кроме того, при продаже имущества в течение трех лет после его приобретения или иного получения выручка также облагается НДФЛ. То есть только чтобы компенсировать налоговые отчисления, формально уже бывший в употреблении автомобиль первоначальной стоимостью в миллион надо продать на вторичном рынке минимум за 400 тысяч рублей.

В более сложном положении оказываются получившие в рекламных акциях квартиры и иную недвижимость. Изначально их кадастровая стоимость включается в доход гражданина. Соответственно, с выигранной «однушки» официальной ценой в 3 млн рублей победитель должен до середины следующего года заплатить в бюджет больше миллиона рублей.

Но, по словам налогового консультанта Татьяны Макуровой, есть и «ложка меда». «При дальнейшей продаже полученного на безвозмездной основе жилья владелец вправе уменьшить полученные доходы на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при получении недвижимости. То есть если в течение, скажем, года гражданин продаст выигранную квартиру за те же 3 млн, то ему не придется платить налог с продажи», – констатирует Татьяна Макурова.

Опасные последствия

Практика свидетельствует, что не желающие делиться призами с бюджетом привлекаются к ответственности. В частности, такой иск «мытари» предъявили жительнице Нижнего Тагила Ирине Дубок, получившей от благотворительного фонда «Уральские Самоцветы» подарочный сертификат и обменявшей его в ООО «Автовек» на LADA GRANTA стоимостью 378 тысяч рублей. Отрицая обязанность платить налог, ответчица утверждала, что сертификат был ей передан «для укрепления престижа и роли семьи в обществе». Поскольку как владелец она не могла распоряжаться сертификатом как угодно, он не является подарком. Но служители Фемиды напомнили, что от налога освобождаются взносы граждан в благотворительные фонды, а не получаемые от них средства. «Административный ответчик Дубок И.Г. была обязана исполнить обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, но не исполнила ее», – заключил районный суд, удовлетворяя иск фискального ведомства. К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия. «Полученный административным ответчиком автомобиль не является пожертвованием, поскольку это выигрыш, полученный в результате розыгрыша призового фонда организатора фестиваля в соответствии с условиями награждения его участников», – отмечается в определении Свердловского областного суда.

В иной ситуации оказался екатеринбуржец Георгий Белютий. Еще в 2015 году он получил от ООО «Эйвон Бьюти Продактс Компани» (Avon Club) электронный сертификат на 18 тысяч рублей. Но компания представила сведения налоговикам с большой задержкой, в итоге от гражданина потребовали уплатить 4,9 тысячи рублей самого НДФЛ и 31,3 тысячи рублей начисленных на недоимку пеней. Однако суд не усмотрел оснований для включения стоимости сертификата в доходы гражданина, так он его фактически не получал и никак не использовал. «Полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого из граждан. Административный ответчик указывает, что подарочный сертификат от ООО «Эйвон Бьюти Продактс Компани» не получал. Указанные доводы достаточными доказательствами не опровергнуты. В связи с этим получение им в натуральной форме дохода от ООО «Эйвон Бьюти Продактс Компани» в виде оплаты товаров не подтверждено», – констатировал суд, отклоняя иск налоговиков. Апелляционная инстанция поддержала это решение.

Мы заплатим золотом

С другой стороны, многие организаторы рекламных акций принимают налоговые обязательства будущих победителей на себя. То есть увеличивают стоимость призов на сумму НДФЛ, сами удерживают ее и перечисляют в бюджет. В итоге выигравший квартиру, автомобиль, путевку или иной подарок гражданин может получить его, не опасаясь обязанности отдать за него свои деньги или претензий фискального ведомства.

Такой политики придерживается, в частности, ПАО «МТС». Разыгрываемую квартиру в Москве организатор акции оценил в 4,2 млн рублей, отдельно начислялся денежный эквивалент налога. «При передаче участникам призов на общую сумму более 4 тысяч рублей оператор в качестве налогового агента удерживает из денежной части полученных призов сумму НДФЛ. Приз вручается победителю при условии предоставления всех достоверных данных, необходимых для исполнения оператором обязательств налогового агента», – отмечается в условиях проведения акции. Компенсировать налоги обещает и ООО «Лента». Так, формально выигравшему Apple iPhone 12 в акции Lindt полагается денежная надбавка в 35 тысяч рублей, из которых удерживается сумма НДФЛ.

Большинство других участников рынка ограничиваются информированием покупателей и иных потенциальных призеров об их обязанности самостоятельно уплатить налоги. Так, «Пятерочка» (ООО «Агроторг») выплачивает выигрыши за вычетом налога. «В случае получения победителем акции нескольких призов и невозможности организатора удержать и уплатить в бюджет НДФЛ победителя в полном объеме он обязан оплатить НДФЛ самостоятельно в соответствии с действующим законодательством», – напоминают в компании.

Правила ряда организаторов стимулирующих мероприятий содержат противоречивые условия. Например, ООО «Макдоналдс» в рамках акции «Монополия» напоминает об обязанности победителей самостоятельно подготовить отчетность и уплатить налог с выигрышей, «за исключением призов, выигранных в «Монополии в Макдоналдс – 2021», за которые налог на доход уплачивает налоговый агент», – указывается в документе. Запутанными остаются и правила акции «Пора отыграться!» торговой сети «Магнит» (ООО «Тандер»). «Само по себе получение Моментальных призов не влечет за собой обязанности по уплате НДФЛ, однако организатор настоящим информирует выигравших Моментальные призы о законодательно предусмотренной обязанности уплатить соответствующие налоги в связи с получением призов (выигрышей) от организаций», – отмечается в условиях.

В пресс-службах ООО «Макдоналдс» и сети «Магнит» не смогли разъяснить порядок уплаты налога их клиентами.

Такая неопределенность нередко приводит к конфликтам и судебным спорам. Например, жительница республики Карелия еще в 2012 году по результатам розыгрыша в магазине «Магнит» получила автомобиль Chery A13 стоимостью 356 тысяч рублей и честно отдала за него в бюджет 35-процентный НДФЛ (123,2 тысячи рублей). Узнав из телевизионных новостей о налогообложении выигрышей по ставке в 13 процентов, она потребовала от фискального ведомства вернуть переплату. Отклоняя ее требования, налоговая инспекция разъяснила, что стандартная ставка применяется только к лотереям, основанным на риске, фонд которых формируется за счет взносов участников (продажи лотерейных билетов). Служители Фемиды поддержали эти выводы. «Выигрыш в стимулирующей лотерее, проведенной в рекламных целях, облагается налогом по ставке 35 процентов. Следовательно, Фокиной З.И. налог с выигрыша в стимулирующей лотерее – автомобиля Chery А13, правомерно исчислен из ставки 35 процентов, переплаты по НДФЛ за 2012 год не имеется», – заключил Верховный суд республики Карелия. Такое же решение приняла и кассационная коллегия.

Не раскрывает правил выплаты призов телезрителям популярной игры «Что? Где? Когда?» и банк «ВТБ». Хотя, по опубликованным жалобам некоторых победителей, они получили обещанные вице-президентом кредитной организации Дмитрием Брейтенбихером суммы за вычетом трети. В пресс-службе банка и сам г-н Брейтенбихер запросы АПИ проигнорировали.




Мнения


Рустам Галияхметов, ведущий юрист петербургской налоговой практики «Пепеляев Групп»


Организаторы рекламной акции вправе при формировании ее условий изначально установить, что выигрыш представляет собой денежный приз в определенной сумме, включая НДФЛ. То есть увеличить сумму выигрыша на необходимую сумму налога, удержать и перечислить ее в бюджет.

В случае же выдачи приза в натуральной форме все немного сложнее. Организатор может в условиях установить, что выигрыш представляет собой определенный приз и денежную сумму. Она будет представлять собой сумму НДФЛ, приходящуюся на приз в натуральной форме. Однако по закону удерживаемый налог не должен превышать 50 процентов от общего размера дохода в денежной форме, то есть полностью компенсировать НДФЛ за счет денежной составляющей выигрыша организатор не вправе.

Налог на доходы физических лиц имеет персонифицированный, адресный характер и исчисляется, исходя из суммы полученного конкретным гражданином дохода. В частности, моментом получения дохода в размере стоимости подарочного сертификата будет предъявление его к оплате или обмен его на конкретный приз.




Сергей Тарасевич, юрисконсульт ООО «Варшавский и партнеры»


Если победитель стимулирующего мероприятия получает товар стоимостью свыше 4 тысяч рублей, то организатору не с чего будет удержать налог, – он должен письменно сообщить гражданину и налоговому органу по месту своего учета о суммах выплаченного в натуральной форме дохода и о невозможности с него удержать соответствующий налог.

Вопрос уплаты налога с подарочного сертификата остается дискуссионным. Верховный суд России рассматривает такие сертификаты как способ предварительной оплаты товара. В свою очередь, Министерство финансов РФ и фискальное ведомство считают его товаром, и, следовательно, доход в натуральной форме возникает у гражданина в момент получения сертификата.

Однако обе позиции являются спорными. Ведь налогоплательщик может не забрать подарочный сертификат или не обменивать его на конкретный приз. В этом случае победителю стимулирующего мероприятия всё равно придется заплатить налог, хотя он фактически не получал дохода. В такой ситуации гражданину необходимо будет забрать свой приз только ради того, чтобы не уплачивать НДФЛ впустую.

Еще сложнее стоит вопрос, когда сертификат не персонифицирован. Если выигравший его гражданин подарит бумагу другому лицу, а оно обменяет его на приз, то доход возникнет у победителя, а не у фактического получателя подарка. Эти противоречия возникают в связи с невозможностью отследить подарочные сертификаты.

АПИ (Агентство правовой информации)











Рубрика:
Экспертиза

Метки:
Наша справка Права гражданина

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Герои среди нас: поздравляем медицинских работников столичных домов-интернатов с Днём медицинского работника (20.06.2021) Мочекаменная болезнь: профилактика и лечение в пожилом возрасте (19.06.2021) Советы гинеколога женщинам старше 60. На что обратить внимание? (16.06.2021) Как участники проекта «Московское долголетие» становятся блогерами (16.06.2021) Спасибо, читатели (15.06.2021) В проекте «Московское долголетие» подвели итоги недели признательности домашним животным (11.06.2021) Дачный сезон «Московского долголетия» (10.06.2021) С днём рождения нашего Пушкина! (07.06.2021) Призеры XI Московского городского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров поделились впечатлениями о победе (04.06.2021) В преддверие Дня защиты детей в Москве состоялась онлайн-конференция, посвященная Всероссийскому проекту "Многодетная Россия" (01.06.2021) «Живопись, графика и акварель»: как в столичных пансионатах поддерживают художественный талант (31.05.2021) «Московское долголетие» объявляет онлайн-битву «Котики против песиков» (31.05.2021) Хруст суставов. Причины, профилактика, лечение (24.05.2021) Есть ли альтернатива полостным операциям? (20.05.2021) Участники «Московского долголетия» посетили выставку «Первый» в Музее космонавтики (17.05.2021) Всегда счастливы и всегда вместе: история активистов социального центра Юрия и Елены Христофоровых (13.05.2021) «Это был мой первый бой…»: ветеран вспоминает о своем участии в Курской битве (07.05.2021) Минута молчания, концерт и полевая кухня: как отметят День Победы в столичных пансионатах для ветеранов войны и труда (07.05.2021)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры