10 августа этого года известному отечественному кинодраматургу, актеру, режиссеру, заслуженному художнику России Александру Артёмовичу Адабашьяну исполнилось 70 лет. Присоединяясь к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, «НП» от лица всех своих читателей желает Александру Артёмовичу доброго здоровья, новых творческих удач - и радостных открытий во всех областях искусства и жизни >>
На самом деле Александр Адабашьян - фигура возрожденческая; будет слишком мало и упрощенно пытаться рассуждать о его таланте, как о таланте художника, писателя и кинематографиста, потому что главный его талант вмещает все эти составляющие и решительным образом преображает их, добавляя к вышеперечисленному списку еще что-то трудноопределимое, некую радостную тайну, которая и остается главной в облике и душе этого, без преувеличения, великого человека. В чем же главный залог его величия, в чем его сокровенная тайна?
Наверное, в умении не по-сегодняшнему тонко чувствовать жизнь, в умении жить не спеша и со вкусом - причем планка того поистине художественного вкуса, с которым наш герой проживает каждое мгновение, так высока, что большинство его современников не могут не то, что дотянуться, но даже более или менее, как сейчас модно выражаться, релевантно рассуждать на эту тему. В самом деле, ну что - на холодный, невежественный, поверхностный взгляд - можно обнаружить такого уж сверхгениального в его маленьких, но почему-то раз и навсегда запоминающихся ролях у друга и соавтора Никиты Михалкова в «Чужой среди своих, свой среди чужих» (название, кстати, как нельзя более полно характеризующее и самого нашего героя) или в «Пяти вечерах»? Что принципиально нового и необычного нашли французы, на чьем «материале» и был сделан этот фильм, - в его творческом дебюте в качестве режиссера, картине «Мадо, до востребования», раз посмотрев которую, тем не менее, уже невозможно забыть, прежде всего, саму атмосферу этой удивительной работы (о которой хочется сказать, как о настоящей картине большого мастера: произведение) - воздух этого неспешного повествования, ароматный чарующий флёр высокой кинопрозы (то и дело плавно переходящей в уже абсолютную, безо всяких приставок и оговорок, поэзию), нечто волшебное, неуловимое, щемящее, как сама эта, только с виду обыкновенная, жизнь - что-то, что и составляет основу всего сюжетного действия не только фильмов, но и самого существования - в кадре и за кадром - Александра Адабашьяна?
Наверное, всё это вместе и называется - Божьим даром, а ещё - огромным художническим и человеческим обаянием, столь характерным и столь исчерпывающе - раз и навсегда - характеризующим нашего героя, сколь отсутствие такого обаяния всё неизбежнее и страшнее - тоже раз и навсегда - характеризует всё наше нынешнее время. Вот почему - хотя бы по вышеназванной причине - каждого носителя такого редчайшего нынче дара творчески - и человечески - проживать, нет: жить в каждое мгновение этой жизни - нужно беречь, как зеницу ока. Впрочем, нельзя сказать, что современники оказались до такой степени ленивы и нелюбопытны, что никак не отметили факт нахождения в их среде обыкновенного гения, Александра Адабашьяна, и не порадовались этому факту - однако мало, незаслуженно мало похвал в свой адрес до сих пор слышал и слышит наш герой.
Стремясь хоть как-то исправить эту досадную «аберрацию близости», спешим вновь и вновь признаться в любви к Александру Артемовичу и заверить его в том, что он по-прежнему, нет - по-новому нужен сегодня с его категорически несовременным, тончайшим чувством слова и краски, а точнее - чувством стиля и вкуса, т.е., прежде всего, чувством скромной и благородной меры, чувством того бесценного золотого сечения, которому нам - сегодняшним и завтрашним - просто не у кого, кроме него, будет хотя бы попытаться научиться. Именно поэтому, исключительно из корыстных побуждений, желаем мы сегодня и всегда любимому Александру Артемовичу здоровья и творческого долголетия; ибо, чем дольше Вы будете с нами - тем больше у нас будет шансов перехватить у Вас хотя бы крупицу этой чудесной способности в большом и малом видеть и чувствовать поэзию, мужественно и спокойно, более того - почти весело, со столь свойственным Вам горьковатым юмором - за всё благодарить эту жизнь, искусство и человека в его лучших, т.е., опять-таки, творческих проявлениях. Спасибо Вам, дорогой Александр Артемович, за то, что Вы есть - вот прямо сейчас и здесь - рядом с нами (хотя Ваш образ, слава Богу, никогда не ограничивался этими «сейчас и здесь»), и - многая лета!
Дайджест по материалам российской прессы подготовил Николай Забелкин
Рубрика:
Календарь
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную