75 лет Алексею Васильевичу Петренко. Поздравляем!

Вторник, 26.03.2013, 19:58:00

Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974)

Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974) >>


Алексей Петренко родился на Украине. Он всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят - рукастый. Он и в самом деле многое умеет - был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить. В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, боксом.

Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея».

В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году, но визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония», то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.

Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»

Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению, широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил: «А зачем это?», а у главы ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно, судьба картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет и вышла в прокат лишь в 1985 году…

Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Герой Алексея Петренко – человек, лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но жену так и не простит. В этой картине у Петренко один монолог. Но этот монолог и роль стали классикой актерского искусства.

В картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого - не по крови, по нутру. Актер сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не имея от природы ни капли портретного сходства с «отцом народов».

Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича Назарова в драме «Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.

Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков-Петренко-Проскурин – это удивительно точный и яркий срез российского купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.

В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф».

В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В «Сибирском цирюльнике» Никита Сергеевич преподнес ему эпохальную роль генерала Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, вполне оправдал удалой размах режиссера - запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку Россию. Эта вечно хмельная головушка, человек «без руля и ветрил» влюблялся по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он - русский, и этим многое объяснялось в его поведении.

Русские сказки Алексей Петренко боготворит. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».
И, наконец–то, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками. Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.

Супруга Алексея Петренко - Галина Кожухова-Петренко, известный в театральном и кинематографическом мире журналист, член Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете «Правда». Ее часто можно видеть с мужем на съемках, премьерах, фестивалях. Познакомила Алексея Петренко с будущей супругой Лидия Шукшина. Просто привела ее в гости и представила. Супруги живут вместе более 30 лет. Дочь от первого брака - Полина, окончила музыкальное училище. Сын - Михаил Кожухов, телеведущий. Он ведет программу «В поисках приключений» на канале «Россия».

Подробности: http://www.rusactors.ru/p/petrenko_a/

Фото: http://www.zirki.info

НП 

Рубрика:
Календарь

Метки:
Люди

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Нервные клетки мозга восстанавливаются в любом возрасте! Как это сделать?

Среда, 20.06.2018, 13:36:15,

Альпинизм – спорт великовозрастный

Среда, 20.06.2018, 13:11:00,

Нестандартное решение к взаимному удовольствию

Среда, 20.06.2018, 12:09:41,

Дорога в долгожители

Среда, 20.06.2018, 11:57:43,

Митинги профсоюзов против повышения пенсионного возраста: «менее радикальные»

Среда, 20.06.2018, 10:48:18,

Тренировки “Московского долголетия” в парке “Сокольники”

Среда, 20.06.2018, 10:13:28,

«Новый пенсионер» в эфире Радио России

Вторник, 19.06.2018, 18:09:33,

Сегодня "Справедливая Россия" выступила против законопроекта по повышению пенсионного возраста

Вторник, 19.06.2018, 17:47:40,

В Москве единая социальная карта для всех категорий льготников будет выглядеть одинаково.

Вторник, 19.06.2018, 10:02:50,

Появилась еще одна запись в электронной книге памяти

Вторник, 19.06.2018, 09:43:56,

Вторая карьера по-японски: пожилые заботятся о пожилых

Вторник, 19.06.2018, 09:25:31,

Мода как смысл: язык одежды в английской литературе

Вторник, 19.06.2018, 09:01:25,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

«Новый пенсионер» в эфире Радио России (19.06.2018) Пенсионный возраст: Закон внесен в Госдуму (16.06.2018) Повышение пенсионного возраста: как это было в Европе (16.06.2018) День социального работника (08.06.2018) Факты о смехе, которых мы не знали))) (07.06.2018) Как выписать зятя? Образец искового заявления (06.06.2018) Реабилитационный центр «Текстильщики» (05.06.2018) Повышение пенсионного возраста: риски (05.06.2018) Как лечиться глиной в старшем возрасте (29.05.2018) Анна Шатилова «включила» Красную площадь (28.05.2018) Скандинавской ходьбой увлеклись в Москве (28.05.2018) Валерий Рязанский – о будущем профессий (28.05.2018) Валерий Рязанский о МРОТ, как одном из инструментов преодоления бедности (23.05.2018) Ермоловцы – молодцы! (23.05.2018) КПРФ и Справедливая Россия выступают за мораторий на повышение пенсионного возраста (22.05.2018) «Блошиный рынок» на Тишинке (18.05.2018) Депрессия и алкоголизм пожилых (18.05.2018) Правда о пожилых: мнение психиатра (17.05.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры