75 лет Алексею Васильевичу Петренко. Поздравляем!

Вторник, 26.03.2013, 19:58:00

Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974)

Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974) >>


Алексей Петренко родился на Украине. Он всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят - рукастый. Он и в самом деле многое умеет - был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить. В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, боксом.

Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея».

В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году, но визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония», то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.

Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»

Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению, широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил: «А зачем это?», а у главы ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно, судьба картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет и вышла в прокат лишь в 1985 году…

Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Герой Алексея Петренко – человек, лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но жену так и не простит. В этой картине у Петренко один монолог. Но этот монолог и роль стали классикой актерского искусства.

В картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого - не по крови, по нутру. Актер сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не имея от природы ни капли портретного сходства с «отцом народов».

Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича Назарова в драме «Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.

Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков-Петренко-Проскурин – это удивительно точный и яркий срез российского купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.

В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф».

В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В «Сибирском цирюльнике» Никита Сергеевич преподнес ему эпохальную роль генерала Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, вполне оправдал удалой размах режиссера - запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку Россию. Эта вечно хмельная головушка, человек «без руля и ветрил» влюблялся по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он - русский, и этим многое объяснялось в его поведении.

Русские сказки Алексей Петренко боготворит. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».
И, наконец–то, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками. Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.

Супруга Алексея Петренко - Галина Кожухова-Петренко, известный в театральном и кинематографическом мире журналист, член Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете «Правда». Ее часто можно видеть с мужем на съемках, премьерах, фестивалях. Познакомила Алексея Петренко с будущей супругой Лидия Шукшина. Просто привела ее в гости и представила. Супруги живут вместе более 30 лет. Дочь от первого брака - Полина, окончила музыкальное училище. Сын - Михаил Кожухов, телеведущий. Он ведет программу «В поисках приключений» на канале «Россия».

Подробности: http://www.rusactors.ru/p/petrenko_a/

Фото: http://www.zirki.info

НП 

Рубрика:
Календарь

Метки:
Люди

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как подтвердить стаж жителю СНГ (19.09.2018) Санкт-Петербург, музейно-театральный проект «Хранить вечно» (19.09.2018) «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил» (18.09.2018) Папа Карло сможет через суд потребовать алименты от Буратино (18.09.2018) Он поменял бы свою жизнь на пенсию (17.09.2018) Евгений Гонтмахер о повышении пенсионного возраста: выход есть (13.09.2018) Дожить до ста лет в России. Как? Где? На Алтае! (12.09.2018) Москва, День города 2018: цветы и танцы (11.09.2018) Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо? (11.09.2018) Евгений Гонтмахер: Чтобы обеспечить пенсии, нужны другие темпы экономического роста (10.09.2018) Велопробег для «Артиста» (10.09.2018) Селфи с Орнеллой Мути (07.09.2018) Татьяна Голикова: стаж и баллы в пенсионной реформе 2019 года (03.09.2018) Московские игры «Спорт – это долголетие» (03.09.2018) #КакЯпровёлЛето (02.09.2018) Московские рекорды этого лета (01.09.2018) «Скандинавский променад» пройдет в парке «Кузьминки» (30.08.2018) Столичный «СуперДедушка-2018» живет в Новой Москве (27.08.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры