«На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

Вторник, 28.02.2023, 14:20:51

В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.

«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

«Фактически история художественно стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной — всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

Но — чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): «Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение — это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” — орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».

Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

На грани

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. «Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, — рассказывает Майя. — В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света». Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

В коллекции «Царицына» — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения «Художественное стекло ХХ – начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога «Царицына». В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

Выставка «На грани» работает с 18 марта 2023 по 25 августа 2024 года в Хлебном доме.

Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак

Архитектор: Майя Фролова

Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot)

Рубрика:
Бонус Вивенди

Метки:
Культура Москва

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«В Москву?..»

Воскресенье, 14.04.2024, 10:24:03,

«Кижи. Небесное послание»

Вторник, 27.02.2024, 12:12:13,

27 марта в концертном зале «Москва» состоится концертная программа «Золотые хиты Германа Витке»

Четверг, 25.01.2024, 09:22:54,

«Вечер одного стихотворения» в Центре Вознесенского

Суббота, 20.01.2024, 12:39:23,

Ретроспектива Сергея Дебижева. Москва, Санкт-Петербург

Четверг, 18.01.2024, 09:06:42,

Москвичи, отдохнули? Пора в музей!

Понедельник, 15.01.2024, 11:51:00,

Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX в.

Вторник, 05.12.2023, 12:19:16,

Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский: ВДНХ приглашает на лекции о нобелевских лауреатах

Вторник, 05.12.2023, 11:50:28,

В Доме Нижегородской области в Москве открылась выставка нижегородских художников «Современники»

Пятница, 29.09.2023, 11:21:17,

"Не таковский Маяковский"

Четверг, 28.09.2023, 12:29:01,

С 23 по 25 сентября в Москве — бесплатные экскурсии ко Дню туризма

Суббота, 16.09.2023, 10:00:03,

«На вес золота. Люди. Финансы. Эпохи»

Четверг, 07.09.2023, 08:13:58,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как с возрастом меняется отношение к домашней технике (25.04.2024) 20 апреля в России отмечается День донора (19.04.2024) Варикоз – эта патология поражает не только вены ног (19.04.2024) Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь (17.04.2024) 11 апреля в России отмечают День домашних животных (11.04.2024) Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии (05.04.2024) Смехотерапия – лечение без побочных эффектов (04.04.2024) Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача (01.04.2024) 1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно (01.04.2024) Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры