Напомним, что 30 мая с.г. по инициативе «Красного Креста» и Общественной палаты РФ был проведен круглый стол и приняты решения, которые должны пробить брешь в самообороне, которую занимают многие дома престарелых и психоневрологические интернаты, не допускающие контроля за своей деятельностью.
Примерно в это же время был проведен мониторинг учреждений, где живут пожилые, создать некую перепись и вынести решение по борьбе с проявлениями насилия, нарушениями прав. Его предложил провести председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков.
Общественный контроль затронул психоневрологические интернаты Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской, Самарской, Астраханской, Ленинградской областей.
6 июня с.г. результаты мониторинга были представлены на заседании Попечительского совета при Правительстве РФ. В результате общественной проверки были выявлены такие нарушения прав человека, как ограничение свободы, личная неприкосновенность, личное имущество, умаление человеческого достоинства.
Заседание совета провела вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец. Она сообщила, что существует ряд системных проблем в этой сфере, среди которых отсутствие разделения и как правило совместное проживание дееспособных и недееспособных людей, не до конца выстроены общественный контроль и общественное наблюдение.
Несмотря на далеко неидеальные условия пребывания, в очереди в психоневрологические интернаты (ПНИ) — 10 тыс. человек; было отмечено, что практически все дети-сироты с инвалидностью попадают в ПНИ.
Предложения о реформе ПНИ
Первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко рассказал о решении создать программу для проведения реформы ПНИ, разрабатывать которую будет специально собранная рабочая группа. Реформа включит в себя приведение действующего законодательства в соответствие с конвенцией о правах человека и о правах инвалидов, разработку альтернативных форм проживания людей с ментальной инвалидностью, апробирование их в пилотных проектах в регионах, разукрупнение ПНИ и вывод части социальных услуг на дом, а также создание рабочих мест и других форм занятости для людей, проживающих в ПНИ.
Заместитель председателя Попечительского совета при Правительстве РФ Елена Тополева-Солдунова перечислила проблемы, которые выявил общественный мониторинг: неправомерное ограничение свободы, нарушения прав граждан на труд, личную неприкосновенность, владение и распоряжение личным имуществом, получение социальных и реабилитационных услуг и прочие.
Справка: в России действует 504 ПНИ, в которых проживают 148,8 тыс. человек. В настоящее время работает 130 детских домов-интернатов (ДДИ) для умственно отсталых детей, в которых проживает более 19 тыс., и 13 детдомов-интернатов для детей с физическими недостатками, в которых живут свыше 1 тыс. детей.
Эксперты считают, что необходимо разработать нормативы и стандарты для домов престарелых и психоневрологических интернатах.
Публикуем документ
Рекомендации круглого стола
«Социальная безопасность: достойное качество жизни старшего поколения, соблюдение прав в гериатрических стационарах». Общественная палата РФ, 27.05.2016 г.
«…Прошло экспертное обсуждение состояния системы стационарного медицинского, медико-социального и социального обслуживания людей в возрасте в контексте предотвращения насилия, плохого, грубого и небрежного отношения к пожилым людям, получающим услуги в условиях институционального проживания, обеспечения достойного качества их жизни и соблюдения всего спектра неполитических прав пожилых людей.
В ходе круглого стола участники:
• Обсудили концептуальный подход, предложенный Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест», который, опираясь на использование наилучших мировых практик и передовых технологий в сфере долгосрочного ухода за пожилыми людьми и в рамках взаимодействия внутри Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, предлагает объединить усилия некоммерческого сектора, научных организаций и профессионального сообщества для содействия органам государственного управления в выработке и реализации политики в области обеспечения не только активного, но и достойного долголетия на федеральном, региональном и местном уровнях.
• Убеждены, что такой подход не только соответствует задачам первого этапа недавно утвержденной Правительством Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста Российской Федерации, но и полностью находится в русле «Стратегии 2020 «Российского Красного Креста», которая, в свою очередь, основывается на приоритетах Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
• Поддержали создание и подписание «Декларации прав пожилых людей, проживающих в учреждениях медико-социального и социального обслуживания»
и согласились с необходимостью создания дополнительных редакций Декларации, ориентированных на: специфику оказания медико-социальной помощи пожилым людям с существенными когнитивными нарушениями и уход за людьми в возрасте с инкурабельными заболеваниями в последнем периоде жизни (паллиативный уход).
• Указали на необходимость пропаганды присоединения к Декларации учреждений медико-социального и социального обслуживания разных форм собственности и различных организационно-правовых форм, как индикатора их ориентированности на обеспечение достойного долголетия проживающих.
• Зафиксировали дефицит достоверной информации, характеризующей различные аспекты медико-социального и социального обслуживания людей в возрасте в условиях институционального проживания и указали на необходимость проведения исследований по апробированным в мире методикам.
• Указали на отсутствие использования научно-обоснованных и апробированных методик выявления насилия, плохого, грубого, небрежного отношения к пожилым людям и нарушениях их неполитических прав как в целом, так и применительно к людям в возрасте, получающим услуги в условиях институционального проживания.
• Оценили важность измерения качества обслуживания на основе современных, превалирующих в мире подходов, опирающихся на оценку в первую очередь содержательной составляющей технологий медико-социального и социального обслуживания в условиях институционального проживания.
• Признали целесообразность создания «Минимальных федеральных стандартов функционирования медико-социальных и социальных учреждений стационарной формы обслуживания людей старшего возраста» в качестве основы для проведения объективных измерений в сфере оценки качества обслуживания, в целом одобрили представленный «Российским Красным Крестом» проект содержания стандартов и рекомендовали учесть поступившие предложения и замечания.
• Обратили внимание на актуальность создания механизма объективной общественной экспертизы соблюдения прав граждан старшего поколения в условиях институционального проживания, основанного на консенсусе между всеми сторонами процесса экспертизы, который бы базировался на «Минимальных федеральных стандартах функционирования медико-социальных и социальных учреждений стационарной формы обслуживания людей старшего возраста».
• Отметили важность наличия постоянного процесса повышения информированности учреждений, оказывающих медико-социальные и социальные услуги в условиях институционального проживания относительно наилучших практик и стимулирования их присоединения к Декларации.
• Сошлись во мнении о безальтернативности формирования единой системы подготовки помощников медицинских сестер (младших медицинских сестер, сестер милосердия, «сиделок»), приняв во внимание что Российский Красный Крест имеет вековые традиции работы в этом направлении, а национальные общества Красного Креста во многих, самых передовых по качеству жизни старшего поколения странах, являются разработчиками и провайдерами передовых технологий в данной сфере и уполномоченными агентами по сертификации.
Основываясь на результатах экспертного обсуждения, участники круглого стола считают целесообразным:
Российскому Красному Кресту
• Активизировать деятельность на проблемном поле обеспечения не только активного, но и достойного долголетия на федеральном, региональном и местном уровнях, для чего создать Координационный совет с участием поддержавших принятие Декларации общественных организаций, в рамках работы которого разработать «минимальные федеральные стандарты функционирования медико-социальных и социальных учреждений стационарной формы обслуживания людей старшего возраста».
• Инициировать создание ассоциации медицинских, медико-социальных и социальных учреждений всех форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих услуги пожилым людям в условиях институционального проживания, в поддержку достойного качества жизни и соблюдения прав.
• С привлечением имеющихся в международном движении Красного Креста «ноу-хау» и методик, инициировать проведение прикладных исследований для устранения дефицита достоверной информации, характеризующей различные аспекты медико-социального и социального обслуживания людей в возрасте.
• С использованием наилучших практик и апробированных технологий выявления насилия в отношении пожилых людей и нарушениях их неполитических прав, а также оценки качества обслуживания на основе современных подходов, в том числе существующих в международном движении Красного Креста, предложить адаптированные к отечественной действительности методики измерения риска нарушения прав и оценки качества обслуживания.
• Предложить механизм объективной общественной экспертизы мониторинга соблюдения прав граждан старшего поколения с широким использованием института добровольчества.
• Сформулировать общенациональную модель единой системы подготовки помощников медицинских сестер на базе «Российского Красного Креста».
Общественной Палате Российской Федерации
• Оказать всяческое содействие присоединению к принятой Декларации учреждений медико-социального и социального обслуживания разных форм собственности и различных организационно-правовых форм, в том числе посредством продвижения через Общественные палаты субъектов Российской Федерации и СМИ.
• Систематически осуществлять поддержку «Российского Красного Креста» в его фандрайзинговой деятельности с целью реализации задач, вытекающих из результатов настоящего Круглого стола.
• Провести в конце 2016 года Круглый стол, на котором подвести промежуточные итоги реализации данных рекомендаций.
Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Учитывать мнение «Российского Красного Креста», как старейшей общественной благотворительной организации, имеющей большой опыт и потенциал в решении проблем качества жизни старшего поколения и защиты их прав, в том числе путём участия представителей «Российского Красного Креста» в экспертных и консультационных органах".
См. также:
Подписана Декларация прав пожилых людей в гериатрических стационарах
«Декларации прав пожилых людей, проживающих в учреждениях медико-социального и социального обслуживания»
«Новый пенсионер»
Рубрика:
Дома престарелых
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную