Реформу социальной сферы обсудили на первой открытой дискуссии в медиацентре «АСИ-Благосфера».
Единственный способ, чтобы средства достались нуждающимся
Нужна ли конкуренция в социальной сфере? По мнению Льва Якобсона, первого проректора НИУ «Высшая школа экономики», это единственный способ сделать так, чтобы небольшие деньги, выделяемые на «социалку», доставались наиболее нуждающимся и использовались по делу.
«Социальная сфера по своему строению может занимать то или иное место между двумя полюсами: полного огосударствления и абсолютной конкуренции. И там, и там есть свои выгоды и издержки.
Государственная система социального обслуживания (вроде той, что существовала в советское время) – это максимальный охват, унификация, гарантии. Расплачиваться за это приходится отсутствием индивидуального подхода к людям и низким качеством услуг…
Тем не менее, противники конкуренции есть не только среди тех, кто глуп, плохо информирован или предвзят. Конкуренцию не любят – она стимулирует неравенство. Но надо осознавать: конкуренция нужна для развития. Она всегда «покупается» какими-то огрехами, неравенством, но дает возможность для инноваций. При этом надо понимать, что она предусматривает равные условия для всех: никаких преимуществ и никакой дискриминации, в том числе, для НКО», — высказал свое мнение Лев Якобсон.
Попытка повысить качество услуг социальной сферы
Когда государство передает социальные услуги в частные руки или НКО, оно снимает с себя ответственность за них? Позицию госорганов на этот счет сформулировал советник министра труда и социальной защиты РФ Филипп Воронин:
«Речь идет не об отказе от обязательств, а о передаче части социальной работы тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Государство стремится стимулировать повышение качества социальных услуг – например, закон № 256-ФЗ запустил механизм независимой оценки качества услуг организаций социальной сферы. Все процессы по разгосударствлению этой области направлены на увеличение конкуренции, повышение качества услуг, появление их новых видов. Мы занимаемся этой работой на разных уровнях».
Большая гибкость
На рынок соцуслуг государство впускает новых поставщиков и таким образом экономит на содержании собственных учреждений. Но, как сказал Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ, на первом месте у реформаторов не экономия средств, а доступность услуг, которые ФГУПы и ГБУ не оказывают: хосписы в регионах, профилактика социального сиротства, трудоустройство инвалидов и другие функции, требующие высокой гибкости. По его словам, есть два региона-лидера, у которых получилось реструктуризировать социальную сферу.
«Это Пермский край и Башкирия, — уточнил Шадрин. — На этот опыт стоит обратить внимание. В Башкирии превратили бюджетные социальные учреждения в автономные некоммерческие организации. В результате заметно вырос объем платных услуг, которые они стали оказывать.
На мой взгляд, это замечательно: это показатель того, что мотивация этих организаций качественно изменилась, а граждане стали получать услуги сверх минимума, который им гарантировало государство. И эти организации не отнимают рынок у частного бизнеса и других НКО — они его формируют.
Таким образом, государство получает возможность сэкономить, пустив сохраненные средства на оказание бесплатных услуг гражданам. Пермский же край передал на рынок все надомное обслуживание. Это привело к сокращению и полному исчезновению очередей в дома-интернаты для граждан пожилого возраста, которым предоставили освободившиеся помещения. Стоимость услуг по уходу за престарелыми людьми также снизилась: уход за пожилыми в семьях лучше и дешевле, чем в интернате. Таким образом, удалось высвободить порядка 200 млн рублей в год, направив их на программу сертификатов на оказание бесплатных услуг населению.»
«Душевные» услуги
Тему сильных сторон НКО в социальной сфере продолжила директор Агентства социальной информации Елена Тополева. По ее мнению, главное преимущество в том, что некоммерческие организации могут предоставлять «душевные» услуги:
«НКО способны стать фабриками социальных инноваций. У них есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. Они способны заполнить только образующиеся ниши, поскольку у них есть личная мотивация, заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Поэтому именно они продвигают инновации, которые потом становятся обычной практикой. Горячие линии, телефоны доверия, иппотерапия – когда-то всего этого не существовало, сейчас это в порядке вещей».
Рубрика:
Социальные права
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную