Зубовский флигель Екатерининского дворца преображают реставраторы

Четверг, 30.09.2021, 08:51:41

Завершён очередной этап проекта «Екатерина II. Личное пространство». Проект реализуется при поддержке ПАО «Газпром».

Личные апартаменты императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце – шедевр эпохи классицизма, созданный Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Для этих уникальных по характеру и качеству отделки комнат использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, китайские лаки. Во время Великой Отечественной войны интерьеры Зубовского флигеля были утрачены.

Реставрация Зубовского флигеля

В рамках совместного проекта ГМЗ «Царское Село» и ПАО «Газпром» специалисты реставрационной компании «Царскосельская янтарная мастерская» воссоздают утраченную отделку восьми интерьеров: Китайского и Купольного залов, Синего (Табакерки), Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской комнаты, Туалетной. Экскурсию по ним провели заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева и главный архитектор музея Мария Рядова.

Наталья Кудрявцева, заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село»:

– В Зубовском флигеле сейчас полным ходом идут работы по воссозданию роскошного убранства личных покоев императрицы Екатерины II. Музей продолжает переговоры с китайской стороной и уже заключил договор на изготовление опытных образцов лаков для Китайского зала. Китайские мастера, которые занимаются традиционной лаковой миниатюрой и лаковой живописью, предъявят образцы до конца этого года. И если они будут утверждены, то в 2022 году планируется заключить следующий договор на изготовление всех лаковых панно для Китайского зала. Разработаны проекты воссоздания Китайского зала, Туалетной, Рафаэлевской. Все эти работы стали возможны, благодаря участию и поддержке ПАО «Газпром».

Реставрация Зубовского флигеля

В Купольном зале уже установлена центральная розетка, воссоздается лепнина. Во время пресс-тура журналистам показали медальоны и фрагменты живописи, а также исторические изображения интерьеров Зубовского флигеля, на которые реставраторы ориентируются в своей работе. Представители прессы пообщались с художниками, воссоздающими уникальную монументальную декоративную живопись в технике гризайль с иллюзорно написанной листвой.

Реставрация Зубовского флигеля

Участники мероприятия посетили Царскосельскую янтарную мастерскую, в которой прошёл мастер-класс для студентов-реставраторов в рамках многофункционального социального проекта «Друзья Петербурга», реализуемого ПАО «Газпром». Студенты под руководством художника-реставратора Наталии Мазур выполнили копии фрагментов розеток плафона Купольного зала и покрыли их поталью.

Реставрация Зубовского флигеля

Представители СМИ также побывали на площадке Царскосельской янтарной мастерской в Тярлево, где ведётся основная работа по воссозданию художественных и архитектурных элементов Зубовского флигеля. Здесь реставраторы показали колонны Купольного зала, расписанные в технике альфрейной живописи, облицовку Серебряного кабинета, воссоздаваемый и подлинный исторический паркет и металлический декор.

Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской:

– Наши мастера в данный момент воссоздают керамический декор Зеркального кабинета, стеклянные детали убранства Табакерки и паркет Опочивальни. Продолжаются работы с металлическим и лепным декором, деревянными колоннами в Купольном зале, живописью Серебряного кабинета, историческим паркетом Зеркального кабинета

Справка

«Друзья Петербурга» – многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром», предоставляющий студентам и молодым специалистам возможность участия в решении актуальных вопросов по сохранению и приумножению культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и получения уникального профессионального опыта для развития лучших традиций петербургской школы реставраторов. Проект стартовал в 2020 году и реализуется ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга.

Государственный музей-заповедник «Царское Село» – выдающийся памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – начала ХХ века. Композиционный центр дворцово-паркового ансамбля – Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец – образец русского барокко.

С 2016 года при поддержке ПАО «Газпром» в музее-заповеднике «Царское Село» идут масштабные работы по реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце.

В целях восстановления и реставрации исторического облика «Царского Села» «Газпром» оказал поддержку работам по воссозданию Лионского зала Екатерининского дворца, декоративная отделка которого была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В марте 2021 года работы по воссозданию Лионского зала были полностью завершены.

Одним из значимых реставрационных проектов, реализуемых ПАО «Газпром» и ГМЗ «Царское Село», является проект «Екатерина II. Личное пространство». Он предусматривает воссоздание полностью утраченных интерьеров восьми личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Реставрация Зубовского флигеля

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Зубовский флигель Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца реконструирован в 1779-1780 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. На втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину, пригласив для работы над интерьерами шотландского архитектора Чарльза Камерона.

23 августа 1779 года императрица пишет в письме Фридриху Мельхиору Гримму (немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат): «Сейчас я устроилась с мистером Камероном: родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях». В его лице Екатерина II нашла человека, столь же фанатично увлеченного античным искусством, как и она сама. Камерону, приехавшему по приглашению императрицы из Англии, поручили продолжить уже начатые работы во дворце, но в его собственной интерпретации прекрасных образцов из наследия римлян и эллинов. Камерон был архитектором нового, классического направления в архитектуре XVIII века. Каждое помещение для Екатерины II в Новом (Зубовском) флигеле он задумывал не похожим на другие. Когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица переехала в них.

В этих изысканных комнатах демонстрировалась «простота со вкусом» – минимум позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров; много пространства и воздуха, картин на стенах, книг в шкафах, несколько великолепных кресел, стульев, столов и бюро. Новые необычные материалы украшали комнаты, отделанные Камероном, – синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала; камины вместо громоздких печей; белоснежная лёгкая лепка вместо объемной золоченой резьбы.

Зеркальный кабинет – это небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на Зеркальную площадку – крытую террасу с колоннами. В жаркие летние дни у одной из стен ставили обтянутый зеленым сафьяном диван и стол для занятий императрицы, где она работала по утрам. Все стены и двери кабинета были оформлены зеркалами, разделенными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения; большой элегантностью отличался паркет наборного дерева. В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками.

Синий кабинет – один из любимых покоев Екатерины II, которая назвала его за миниатюрные размеры Табакеркой. Здесь императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц. Стены Табакерки по замыслу Камерона были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой. Двери обрамляли колонны из синего стекла; над ними – изящный фронтон. В дань моде того времени – в память военных побед России над Турцией – здесь стоял диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета. Кабинет украшал изысканный мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкетов из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями.

Во второй половине 1780-х годов часы послеобеденного отдыха Екатерина посвящала чтению Шекспира; здесь она написала цикл хроник: «Начальное управление Олега», «Историческое представление из жизни Рюрика» и незавершенную – «Игорь», имевших подзаголовок «Подражание Шекспиру без сохранения театральных обыкновенных правил». Зимой эти пьесы ставились в Эрмитажном театре Зимнего дворца.

Опочивальня состояла из двух частей: большая – с камином и диваном, и меньшая – с альковом за зеркалом (где находилась кровать), стенным шкафом для белья, чайной посуды и других, необходимых для такого интерьера предметов. В этой спальне впервые в России так широко было использовано стекло и зеркала. Архитектор добился исключительного эффекта: зеркала словно раздвигали стены, тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или аметистового, как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона был повторён в рисунке паркета. Спальню украшали произведения из неглазурованного фарфора, выполненные на мануфактуре Веджвуда.

Интересна история Серебряного кабинета. Над его созданием работали почти все архитекторы императрицы, но, к сожалению, материалов, свидетельствующих об участии Чарльза Камерона в создании Серебряного кабинета в 1779-1780 годах, не сохранилось. Модель зала изготовили в 1778 году зодчие Юрий Фельтен и Илья Неелов; в 1791 году переделать Серебряный кабинет было предложено архитектору Джакомо Кваренги.

Важная роль в убранстве Серебряного кабинета была отведена камину и зеркальной раме над ним. Во всех личных комнатах Екатерины II Камерон вместо печей установил камины. Самое большое зеркало в кабинете было украшено по периметру живописными картинами, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, а в простенках между зеркалами были размещены пилястры с росписью.

С 1780 года в Серебряном кабинете императрица Екатерина II принимала исторические решения; выслушивала доклады своих министров и секретарей; подписывала указы; принимала важных государственных деятелей. Например, в этом кабинете был подписан указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Китайский зал – самый большой среди личных покоев императрицы. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали панно коромандельского лака. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты – покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. В Китайском зале статс-секретари ожидали приёма императрицы, чаще всего она принимала в Серебряном кабинете.

Купольная столовая входила в число сугубо личных комнат Екатерины II: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала. Это единственное помещение на частной половине, имевшее купол. В двусветном (высотой более восьми метров) зале был использован оригинальный приём – купол поддерживали двадцать деревянных колонн, окрашенных под порфир; росписи и тончайшая лепка между люнетами, медальоны на парусах и наборный паркет (из восьми пород привозной древесины) служили украшением комнаты, в центре которой стоял круглый стол, изготовленный на английской фабрике Веджвуд. Он был сервирован фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов.

Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась Рафаэлевская – небольшая проходная комната с одним окном в парк и дверями, ведущими в Туалетную и Зеркальный кабинет. Все стены Рафаэлевской были украшены гравюрами с картонов Рафаэля, мотивы которых были почерпнуты им при раскопках Золотого дома Нерона в Риме. Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года. Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены Джакомо Кваренги, который завершил работу в 1787 году.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже в летней резиденции Царского Села в 1783 году был осуществлен скромный вариант. «Покой» был выкрашен белой краской и украшен эстампами известного итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато, который был одним из выразителей новых эстетических вкусов, способствовавших продвижению идеалов классицизма в искусстве и нового «римского» стиля – в орнаментике.

Окна Туалетной выходили в парк. Стены тёплого розового тона были элегантно отделаны в виде сложных декоративных порезок из алебастра и картин – небольшого формата, круглых, прямоугольных и квадратных, изображающих цветы, фрукты, пейзажи и пасторальные сцены. В этом помещении Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов.

Рубрика:
Региональная панорама

Метки:
История

Быстрая навигация: На главную

Похожее

В Орле наградили победителей областного фотоконкурса среди пенсионеров «Я вижу мир таким»

Вторник, 30.11.2021, 12:47:33,

Присоединяйтесь к программе «Старшие» благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

Понедельник, 22.11.2021, 14:02:39,

Управляющий ОПФР и уполномоченный по правам человека в Амурской области проведут личный прием граждан в городах Шимановск и Зея

Вторник, 09.11.2021, 10:24:53,

120 ельчан старшего возраста присоединились к патронажной программе «Адреса добра»

Вторник, 19.10.2021, 08:52:50,

Амурский Пенсионный фонд и уполномоченный по правам человека в регионе подписали соглашение о взаимодействии

Пятница, 15.10.2021, 09:28:15,

В Карачаево-Черкесии поздравили педагогов с профессиональным праздником

Вторник, 05.10.2021, 10:32:02,

Зубовский флигель Екатерининского дворца преображают реставраторы

Четверг, 30.09.2021, 08:51:41,

Статистический портрет пенсионера

Понедельник, 27.09.2021, 08:02:54,

Раз, два и "в дамки"!

Воскресенье, 26.09.2021, 16:37:42,

Волонтеры ПФР вновь стали донорами крови

Четверг, 23.09.2021, 09:13:28,

Очередная встреча по пенсионному просвещению прошла для сотрудников фельдшерско-акушерского пункта поселка Октябрьский

Вторник, 21.09.2021, 09:44:37,

Награды нашли героев

Четверг, 16.09.2021, 09:15:59,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Участники обороны Москвы получают уход и заботу в городских геронтологических центрах (03.12.2021) В «Московском долголетии» завершились съемки фильма о жизни старшего поколения (01.12.2021) В «Мастерской дизайнеров» проекта «Московское долголетие» завершается подготовка модных коллекций одежды к показу (30.11.2021) Народный пряник весом более 40 килограммов испекли участники клубных пространств «Мой социальный центр» (30.11.2021) Сахарный диабет: типы, лечение, профилактика (27.11.2021) Эндопротезы улучшают качество жизни (26.11.2021) Премьера второго фильма видеоэкскурсий «Москва долголетняя» (24.11.2021) Познай себя и окружающих: как психологи помогают жителям домов-интернатов (23.11.2021) Для достижения долголетия, бальные танцы – лучший выбор! (10.11.2021) Cоцработник рассказала о своей работе: «Здесь нужно думать о других» (09.11.2021) Венецианский хрусталь. Окончание (08.11.2021) Дело семейное: история династии столичных соцработников (02.11.2021) Венецианский хрусталь. Продолжение (01.11.2021) Праздник для души: как соцработники помогли своим подопечным отметить юбилеи (29.10.2021) Участники «Московского долголетия» сразились в интеллектуальной битве «Квиз, плиз!» (28.10.2021) Участники «Московского долголетия» создают коллекции вместе с российскими дизайнерами (27.10.2021) «Со всеми дружу»: соцработник о взаимоотношениях с пенсионерами (26.10.2021) Венецианский хрусталь (25.10.2021)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры