КАК СМЕРТНОСТЬ СНИЗИТЬ

Вторник, 04.08.2015, 17:55:33

Рассматривая острейшую проблему современности, эксперты предлагают установить в качестве главного критерия оценки социальной политики снижение смертности; создать условия для раннего выявления опасных заболеваний, сделать более доступными эффективные лекарства

В Общественной палате РФ на прошел 4-й этап круглого стола по вопросам снижения смертности и роста продолжительности жизни под председательством правозащитника и политика Андрея Бабушкина

В обсуждении проблемы приняли участие демографы, медики, чиновники, работающие в сфере здравоохранения и общественные деятели. Основными причинами смертности и сокращения продолжительности жизни были названы социальные и экономические факторы, в том числе результаты реформы медицинской отрасли и алиментарная неграмотность населения. «Новый пенсионер» будет знакомить читателей с самыми интересными выступлениями.
Итоговым документов 4-го этапа круглого стола стали рекомендации Президенту РФ и Минздраву России, Министерству образования и федеральным законодателям.

ОП РФ 30 июля 2015 года

Рекомендации 4-го этапа круглого столам«Проблемы государственной политики в сфере снижения смертности и повышения продолжительности жизни».

Участники круглого стола,
• Констатируя, что человеческая жизнь является основной ценностью в любом демократическом социальном государстве, в том числе и в Российской Федерации,

• Отмечая, что снижение смертности жителей страны является одной из самых главных задачей российской власти и российского общества, а преодоление неоправданно высокой смертности, порождающей катастрофическую убыль населения, является стратегической задачей государственной политики;

• Полагая, что одним из главных препятствий для снижения смертности и роста продолжительности жизни населения является уровень расходов на здравоохранение в пределах 3, 2 % от ВВП страны;
• Считая, что чрезмерно высокая смертность в России является главным препятствием на пути европейского развития нашей страны и главной угрозой национальной безопасности России;
• Считая действия российских властей по снижению смертности важными, но недостаточными в сложившихся условиях,

• Расценивая в качестве преступления развал российского здравоохранения в 1990 - е – начале 2000 - х годов, что привело к уничтожению отечественной фармацевтической промышленности, донорства, диспансеризации, санитарного просвещения, спортивного образования;

• Положительно оценивая происходящую в стране динамику снижения самоубийств; Так в 2013 году данный показатель сократился на 3, 9 %;
• Полагая, что любое, в том числе и основанное на действующем нормативно – правовом регулировании, неоказание медицинской помощи в случаях, когда это создает опасность для жизни человека, является нарушением его конституционного права на жизнь;
• С тревогой отмечая, что, хотя смертность от сердечно – сосудистых и сердечных заболеваний является основной причиной смертности в нашей стране, однако финансирование по программе «артериальная гипертония» занимает только 4 – е место среди финансирования по иным видам заболеваний;

• Выражая особую тревогу превышением смертности над рождаемостью в ряде регионов России, особенно в Дальневосточном федеральном округе, где по прежнему происходит опасная убыль коренного населения;

• Считая, что в субъектах Российской Федерации по прежнему отсутствует эффективный механизм контроля за качеством оказания медицинской помощи в медицинских стационарах, в том числе связанный с тем, что полномочия Росздравнадзора не распространяются на медицинские стационары, находящиеся в ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

• Констатируя, что проверки, проводимые в настоящее время в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ по заявлениям о криминальном характере смерти пациентов в больницах, в том числе в связи с неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи, как правило, не обеспечивает выявление признаков преступления в действиях медицинских работников, и иных лиц, а также причин и условий совершенного правонарушения;

• Отмечая, что развитие современного человечества связано с важным и опасным противоречием: каждое новое поколение вступает в активную социальную жизнь с существенно большим информационным багажом, нежели его предшественники, но одновременно с меньшим собственным социальным опытом. Таким образом, возрастает не только опасность серьёзных ошибок, но и масштабы бедствий, к которым эти ошибки могут привести. Единственный выход из этого противоречия – радикальное повышение продолжительности жизни и активного долголетия человека;

• Учитывая, что уровень смертности исчисляется, как отношение числа умерших к общему числу населения. Считается, что на смертность в первую очередь влияет уровень развития системы здравоохранения, уровень благосостояния населения, возрастная структура жителей. Выделяются 3 типа причин смертности: эндогенные (наступившие в результате внутренних воздействий); экзогенные (наступившие в результате внешнего воздействия); квазиэндогенные (наступившие в результате накопленного эндогенного воздействия). За последние 2 тысячи лет к концу 19 века человечество прошло путь от архаического типа смертности со средней продолжительностью жизни в 20-22 года и младенческой смертностью в 300-350‰ к традиционному типу со средней продолжительностью жизни в 30- 35 лет. В 20 веке произошел переход к современному типу смертности с увеличением продолжительности жизни. С началом демографического взрыва 1830-1930-го годов, смертность отступила к старшим возрастам; возрос удельных вес эндогенных и квазиэндогенных факторов, на первое место вышла смертность от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (до 70%); после которых следуют болезни органов дыхания, сахарный диабет, несчастные случаи (травмы, убийства, суицид). Увеличился разрыв между мужской и женской смертностью -у мужчин на 27,9% больше, чем у женщин (9 мужчин на 7 женщин);

• Обращая внимание на то, что в настоящее время самый низкий общий показатель смертности в ОАЭ, Катаре, Кувейте (~2‰ в год), где чрезвычайно молодое население, очень высокий удельный вес в населении трудовых мигрантов, высокий уровень здравоохранения, предельно низкий уровень потребления алкоголя и очень высокий уровень ВВП на душу населения. Самый большой показатель (более 25‰ в год) — в Свазиленде, Ботсване, Лесото, т.е. в странах с эпидемией ВИЧ и очень низким уровнем жизни;

• Учитывая, что коэффициентом младенческой смертности измеряется уровень смертности детей в возрасте до 1 года. Наиболее высокий уровень младенческой смертности. Самый большой имеет место в Анголе - 180‰, Сьерра-Леоне — 154‰, Афганистан — 151‰, Либерия — 138‰ (то есть умирает от 138 до 180 родившихся младенцев из 1000). Самый маленький – в Сингапуре, где он составляет 7, 4 %. Среднемировой показатель младенческой смертности - 44,13‰;

• Имея в виду, что согласно докладу Хрущёва, смертность в СССР в 1960 году была самой низкой в мире. По официальным данным в СССР максимум продолжительности жизни был достигнут в 1964-65 годах и составлял 70,4 года, после чего стал падать до 69,4 лет в 1970 году и 67,7 в 1979-81 годах (минимум), но затем возрос до 68,2 в 1983 году. Даже с учетом того, что многие исследователи считают эти цифры завышенными, не учитывающими показателей смертности в сельских районах Средней Азии, особенно выросшей в 1970-е годы младенческой смертности, следует признать, что в 6 республиках Советского Союза (РСФСР, Белоруссия, Украина, Эстония, Латвия, Литва) в 1964 году была достигнута продолжительность жизни, превышающая 70 лет;

• Отмечая, что в 2005 -2010 годах по данным ООН наиболее высокий уровень смертности был в Сьера – Леоне (22,1 чел. на 1000), наиболее низким – в ОАЭ (1, 4 чел. На 1000). Из 195 мест по уровню смертности Россия находилась на позорном 132 с конца (13,5 чел. на 1000), устроившись между Латвией (13, 6 на 1000) и Угандой (13,4 на 1000). Благополучнее, чем в России обстояли дела в нищей Эфиопии (13 чел. на 1000), бесплодной Намибии (12, 4 чел. на 1000), покрытом степями Казахстане (11 чел. на 1000) и даже в дикторской КНДР (9,9 чел. на 1000). Про Кубу (7,6 чел. на 1000) лучше не вспоминать;

• С тревогой обращая внимание на то, что в 2013 году смертность в России в 3 раза по прежнему превышала среднеевропейскую и в 5 раз среднеамериканскую. При этом сверхвысокая смертность в России (в Европе только у Латвии, Украины, Эстонии, Белоруссии, Болгарии дела обстоят хуже) не вызвана возрастной структурой населения, а связана с низкой продолжительностью жизни в России. Так, если в Японии и Сингапуре средняя продолжительность жизни превысила 82 года, во Франции составила 81 год (5-е место), то Россия с 69, 8 годами средней продолжительности жизни находится на 113 месте из 192. При этом нас обогнали Китай (79 место – 72,95 года), Бразилия (82 место – 72,45 года), Колумбия (90 место – 72, 3 года). Зато наши соседи по продолжительности жизни – Перу (там дела получше , чем у нас – 70,15), Гватемала и Гондурас. Из всех европейских стран только в одной стране – на Украине (122 место – 68, 1 года) – смертность выше, чем в России,

• С удовлетворением отмечая, что в 2013 годы индекс смертности составил 13,1 % % при индексе рождаемости 13,3 %%; на 100 родившихся в России приходится 98,8 умерших: впервые с 1991 года достигнуто превышение количества родившихся над количеством умерших. При этом младенческая смертность снизилась с 8,3 до 8,1 %. По прежнему очень высокой оставалась смертность от сердечно-сосудистым заболеваний, составившая 57 %. Четверть российских мужчин не доживают до 50 лет;

• Считая, что рост активного и творческого долголетия может стать российской национальной идеей,

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Президенту Российской Федерации:

- установить в качестве главного критерия оценки социальной политики органов исполнительной власти субъектов РФ и главного критерия деятельности органов и учреждений здравоохранения снижение смертности.
- своим Указом предусмотреть доступность для граждан и обязательную публикацию в СМИ данных о смертности по субъектам России, городам и районам субъектов РФ, стационарным медицинским учреждениям;
- своим Указом предусмотреть в качестве компонентов образовательных программ, военной службы, производственной деятельности формирование по месту работы, военной службы, учебы навыков здорового образа жизни

2. Минздраву России совместно с другими зантересованными ведомствами, а также органами управления здравоохранением здравоохранения субъектов РФ:

а) создать механизмы раннего выявления онкологических, сердечно- сосудистых и иных заболеваний, влияющих на уровень смертности;
б) обеспечить для больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, возможность получения тех лекарственных средств, которые более безопасны и эффективны, а не их аналогов (т.н. джинериков), которые часто внедряются без клинических испытаний;
в) установить право родственников пациентов, находящихся в реанимации, на осуществление личного дополнительного ухода за этими больными;
г) рассматривать в качестве необходимого профессионального навыка акушеров – гинекологов формирование у пациентов положительной установки на рождение ребенка;
д) обеспечить право родственников на доступ к медицинской документации умерших граждан в целях своей оценки качества, достаточности и своевременности оказанной медицинской помощи, а также информации о заболеваниях умершего, которые могут носить наследственный характер;
е) проводить экспертизу трупов лиц, покончивших жизнь самоубийством на предмет наличия в крови психотропных препаратов;
ж) включить в показатели летальности стационарных медицинских учреждений смертность среди лиц, выписанных из стационаров в течение 3 месяцев с момента их выписки, что будет стимулировать в стационарах борьбу за жизнь пациентов.
з) изменить структуру финансирования подготовки психологов, перенеся упор с клинической психологии на психологию семейных отношений;
и) обязать мед. работников письменно под роспись предупреждать пациентов о возможном побочном воздействии назначенных им лекарств;
к) привести финансирование программ по видам заболеваний в соответствие с тем, какое место данный класс заболеваний занимает среди причин смертности, увеличить финансирование по программе «артериальная гипертония»;
л) увеличить в штате поликлиник и больниц увеличение специалистов по реабилитации;
м) знакомить пациентов со стандартами оказаниями медицинской помощи;
н) предусмотреть наличие в регистратуре медицинских учреждений книги жалоб, отзывов и предложений
о) установить, что любая запись в истории болезни (медицинской карте) заверяется не только подписью врача, но и
подписью пациента;
п) установить, что по просьбе пациента ему выдается копия подшивающегося в мед карту медицинского документа, о чем пациент расписывается на оригинале;
р) восстановить в детских поликлиниках институт патронажных сестер для сопровождения детей в возрасте до 3 лет.
у) обеспечить индивидуальный подход к прививкам с учетом противопоказаний.
ф) обеспечить развитие в медицинских стационарах: а) служб ухода за лежачими больными с тем, чтобы обеспечить достаточность и оперативность такого ухода; б) лечебно – профилактических отделений для пожилых лиц; взять под контроль их обеспечение инвентарем.
х) обеспечить безусловное право любого пациента, а в случае смерти пациента - его родных или близких – на проведение независимой медицинской экспертизы;
ч) вывести паталого - анатомические отделения из подчинения главным врачам медицинских стационаров, подсинив их напрямую соответствующему подразделению органа здравоохранения;
ш) обязать врача обосновать выбор медицинского препарата при возражении пациента или его представителя относительно безопасности или эффективности применения данного препарата;
щ) при оценке работы медицинских учреждений установить, что умерший в ходе либо в течении месяца после лечения человек не может быть отнесен к категории «пролеченных»;
э) Обеспечить учет рекомендаций ВОЗ по применению лекарственных средств;
ю) Отменить норму ведомственного акта в соответствие с которой вместо выезда и осмотра больного, страдающего хроническим заболеванием, скорая помощь может ограничиться его заочной консультацией по телефону. Создать в структуре скорой помощи консультативную линию для пациентов, не подменяя при этом выезд на вызов заочной консультацией.
я-1) Для повышения качества медицинской помощи запретить диспансеризацию населения во время планового приема пациентов.
я-2) Обеспечить в каждом стационаре или поликлинике наличие пандусов и поручней для престарелых и больных граждан.
я-3 ) Разработать нормативы лечения для лиц старше 80лет;
я-4) Обеспечить работу в медицинских стационарах и иных мед учреждениях грузовых лифтов, отсутствие или неисправность работы которых грубо нарушает права инвалидов по опорно – двигательной системе.
я-5) Создать в системе Минздрава Службу геронтологической помощи с подразделениями в каждом административно – территориальном образовании.
я-6) Упростить систему переоформления полиса ОМС при смене гражданином места жительства. Запретить под угрозой существенного наказания неоказание медицинской помощи под предлогом отсутствия или иной территориальной принадлежности полиса ОМС при наличии заболеваний, которые при их развитии могут угрожать жизни человека.
я-7) разъяснить медицинским учреждениям и должностным лицам органов здравоохранения, что институт медицинской тайны не распространяется на медицинские документы умершего пациента, когда с заявлением о доступе к ним обращается его кровный родственник, наследник, а при отсутствии таковых - иной близкий человек, не равнодушный к обстоятельствам смерти и посмертной судьбе умершего;
я-8) при использовании такого критерия, как смертность в медицинском стационаре, учитывать в качестве показателей смертности лиц, скончавшихся в течение 20 дней после выписки из стационара или отказа в приеме в стационар;
я-9) установить, что такой аргумент, как пожилой возраст пациента, не может являться оправданием наступления смерти пациента, а ссылка на возраст пациента является грубейшим нарушением профессиональной этики медицинского работника;
я-10) разработать механизмы контроля за принятием медикаментов психически больными лицами
я-11) обеспечить тщательный подбор терапии при лечении психически больных
я-12) организовать обсуждение возможности введения в оборот геропротекторов, как препаратов, применение которых ведет к повышению продолжительности жизни человека;
я-13) обеспечить наличие в каждом многопрофильном медицинском учреждении геронтологического отделения или кабинета.

3) Для предотвращения заболеваемости и смертности Министерству образования:

- включить в образовательную программу компоненты, направленные на формирование позитивной установки на постижение и сохранение семейных ценностей;
- обеспечить сбалансированность и качество питания учащихся в соответствие с рекомендациями Минздрава, в т.ч. наличие в продуктах питания сывороточных белков молока;
- обеспечить качество и необходимую ионизацию воздуха в учебных аудиториях;
- включить в школьную программу обучение культуре питания человека;
- включить в школьную программу формирование навыков оказания человеку первой помощи.

4. Федеральному законодателю:
- пересмотреть удельный вес расходов на здравоохранение, доведя этот показатель к 2020 году с 3, 7 до 7 % от ВВП;
- по результатам дополнительных исследований воздействия электро – магнитного излучения:
а) принять закон ограничивающий негативное воздействие электромагнитного излучения на состояние здоровья человека, снижения электромагнитной загрязненности окружающего пространства, обеспечения норматива безопасного ЭМИ в размере 0, 2 микротесла;
б) предусматривающий гигиеническое обучение сотрудников, работающих на компьютерах;
- установить обязательную экспертизу всех нормативно – правовых актов федеральных органов власти на предмет их влияния на уровень смертности.
- запретить курение детей в возрасте до 16 лет, а при отсутствии разрешения родителей – до 18 лет. Законодательно разработать механизмы поощрения лиц, которые не курят, вплоть до пониженных расценок на платные медицинские услуги;
- ввести уголовную ответственность за пропаганду потребления наркотических средств
- полностью запретить рекламу алкоголя и сигарет.
5) В связи с систематическими задержками приобретения медицинских препаратов, в том числе в некоторых случаях для учреждений уголовно – исполнительной системы:
- федеральному законодателю - предусмотреть уголовную и материальную ответственность должностных лиц органов здравоохранения за несвоевременное приобретение медицинских препаратов и реактивов;
- органам прокуратуры проводить систематические проверки своевременности проведения мероприятий по приобретению медикаментов и иных изделий медицинского назначения.
6) Академии медицинских наук провести междисциплинарные исследования, касающиеся вопросов продолжительности жизни, влияния на продолжительность жизни различных факторов социального, психологического, культурного, экономического, климатического и иного характера.
7) Правительству России:
7.1. Обеспечить надлежащее финансирование национальных подпрограмм по:
- профилактике и лечении рака молочной железы у женщин;
- профилактики и лечения сердечно – сосудистых заболеваний;
- доступа пациентов к высокотехнологичным видам медицинской помощи;
7.2. Обеспечить возможность в любом государственном, муниципальном или частном мед учреждении запись на прием к врачу по телефону или по электронной почте.
7.3. Разработать концепцию информационной безопасности личности, направленной на то, чтобы снизить стрессовое воздействие СМИ на психику человека.
7.4. Восстановить систему обучения населению основам охраны здоровья и санитарной безопасности, включая данные:
- о воздействии на здоровье продуктов питания;
- о воздействии на организм наиболее распространенных лекарственных препаратов; - о факторах риска, влияющих на появление и развитие заболеваний.
7.5. Увеличить штат сотрудников Росздравнадзора из расчета 1 сотрудник на 1000 мед работников.
7.6. Изменить форму документа о согласии на медицинское вмешательство, предусмотрев обязательную запись о том, что именно врач разъяснил пациенту и какие именно последствия может повлечь медицинское вмешательств;
7.7. Принять меры к тому, чтобы значительная часть лиц, призванная на альтернативную гражданскую службу, проходила службу в медицинских стационарах.
7.8. Отменить стандарты изготовления продукции на основе «технических условий», разрешив изготовление продуктов только на основании системы ГОСТов.
7.9. Дополнить Федеральную программу № 13 (развитие физкультуры и спорта) действенными механизмами вовлечения населения в физкультуру и спорт
8) Общественной Палате России:
- провести общественную экспертизу утрат российского здравоохранения в последние 18 лет.
9) Органам прокуратуры, следственного комитета при прокуратуре, дознания и следствия:
- проводить проверку по заявлениям и сообщениям о смерти пациента в больнице в рамках возбужденного по факту уголовного дела, возбуждая уголовное дело по каждому факту смерти, а не доследственной проверки, в рамках которой заявитель лишен возможности реализовать свои процессуальные права. В рамках возбужденного уголовного дела в обязательном порядке проводить судебно- медицинскую экспертизу, которая, в отличие от проводимого в настоящее время судебно – медицинского исследования, предусматривает ответственность эксперта и гарантирует определенным образом права потерпевшего;
- запретить вынесение отказа в возбуждении уголовного дела под предлогом истечения сроков проведения проверки по причине неполучения заключения судебно – медицинской экспертизы;
- обратить внимание на поверхностное проведение проверок по заявлениям и сообщениям о неоказании или ненадлежащем оказании медицинской помощи в больницах, в том числе, когда допущенные нарушения повлекли смерть пациента;
- разработать методику проведения доследственной проверки по случаям смертельного отравления алкоголем с целью выявления источника поставок, изъятия некачественного алкоголя из оборота, привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности.
10) В связи с тем, что Росздравнадзор не занимается надзором за мед учреждениями, не находящимися в федеральном подчинении, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учредить специализированный орган по надзору за качеством, объемом, своевременностью оказания медицинской помощи, соблюдения медицинских стандартов в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, подчиненный заместителю руководителя органа исполнительной власти, руководящего социальной сферой либо расширить полномочия Росздравнадзора.
11) Изучить и использовать опыт Великобритании по организации здоровья и досуга пожилых людей, включая:
- организацию бесплатных занятий спортом для лиц старше 50 лет;
- образовательных программы для пенсионеров;
12) Субъектам оказания медицинской и медико – социальной помощи особое внимание обратить на проблемы снижения смертности в закрытых учреждениях, в том числе в учреждениях уголовно – исполнительной системы, психо – неврологических учреждениях, воинских частях.
13) Проводить круглые столы по проблемам смертности и продолжительности жизни в Российской Федерации раз в пол года.
14) Разработать и применять механизмы общественного контроля за оказанием должной медицинской помощи и содействии в социальной интеграции, в отношении лиц, содержащихся в психо- неврологических интернатах и других закрытых учреждениях органов здравоохранения и социальной защиты населения.
16) МВД России провести расширенную коллегию по вопросам расследования убийств и безвестного исчезновения граждан, выработать конкретные предложения, направленные на оптимизацию этих направлений деятельности органов внутренних дел.
17) Минтруду проводить политику обеспечения рабочими местами инвалидов, направленную на формирование у инвалидов представлений о собственной востребованности обществом.
18) Правительству России разработать нормативы обеспечения населенных пунктов продуктовыми рынками на 10 тыс. населения, для продажи продуктов питания российских производителей.

Инфографика основных причин смертности в России по данным Росстата (2014 год)https://meduza.io/galleries/2015/06/17/kak-umirayut-rossiyane

Рубрика:
Региональная панорама

Метки:
Документы

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как сделать бесплатно УЗИ? (21.09.2018) Национальный проект «Здравоохранение» будет стоить 1,36 трлн. рублей (21.09.2018) Как подтвердить стаж жителю СНГ (19.09.2018) Санкт-Петербург, музейно-театральный проект «Хранить вечно» (19.09.2018) «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил» (18.09.2018) Папа Карло сможет через суд потребовать алименты от Буратино (18.09.2018) Он поменял бы свою жизнь на пенсию (17.09.2018) Евгений Гонтмахер о повышении пенсионного возраста: выход есть (13.09.2018) Дожить до ста лет в России. Как? Где? На Алтае! (12.09.2018) Москва, День города 2018: цветы и танцы (11.09.2018) Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо? (11.09.2018) Евгений Гонтмахер: Чтобы обеспечить пенсии, нужны другие темпы экономического роста (10.09.2018) Велопробег для «Артиста» (10.09.2018) Селфи с Орнеллой Мути (07.09.2018) Татьяна Голикова: стаж и баллы в пенсионной реформе 2019 года (03.09.2018) Московские игры «Спорт – это долголетие» (03.09.2018) #КакЯпровёлЛето (02.09.2018) Московские рекорды этого лета (01.09.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры