Энциклопедия объединяет около 200 практик и проектов, реализуемых 60 регионами России. Предполагается, что передача опыта и использование социальных новшеств помогут сделать ситуацию в стране более благоприятной для незащищенных групп граждан. «Новый пенсионер» начинает публикацию наиболее эффективных проектов социальной энциклопедии >>>
Во вступительной статье дается краткая схема направлений социальной работы в стране.
В Российской Федерации более 40 млн человек находятся в возрасте старше трудоспособного. Старение населения требует формирования специальной социальной инфраструктуры, ориентированной на реализацию потребностей все большего числа граждан пожилого возраста.
Обобщающим документом, обеспечивающим права граждан пожилого возраста на меры социальной поддержки и социальное обслуживание, является Государственная программа Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”, в которую наряду с другими включены подпрограммы, регламентирующие предоставление помощи гражданам пожилого возраста: “Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан”; “Модернизация и развитие социального обслуживания населения”; “Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций”.
Объем финансового обеспечения Государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан” за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов за 2013–2020 гг. составляет 42,3 трлн руб.
Пенсионное обеспечение. С 1 января 2015 г. в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Новая пенсионная формула призвана гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан, обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате, а также повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
Стационарное социальное обслуживание. В целях дальнейшего обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста приняты отраслевой и региональные планы мероприятий (“дорожные карты”) “Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)”, содержащие комплексные предложения по развитию социального обслуживания.
В 2013 г. в стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (домах-интернатах общего типа, психоневрологических интернатах, реабилитационных центрах для инвалидов, в том числе пожилых инвалидов, домах милосердия, геронтологических центрах) социальные услуги получили более 247 тыс. пожилых людей, в том числе 4240 ветеранов войны.
В последние годы проводилась работа по развитию стационарных организаций социального обслуживания по различным направлениям, в том числе мероприятия, проводимые Пенсионным фондом Российской Федерации в рамках софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Полустационарное и надомное социальное обслуживание. Полустанционарное и надомное социальное обслуживание осуществляетсяв центрах социального обслуживания, в том числе в комплексных центрах социального обслуживания населения, которые предоставляют социальные услуги всем категориям населения, в том числе пожилым людям, и центрах социального обслуживания на дому.
В данных организациях открыты отделения дневного пребывания, отделения временного проживания, социально-реабилитационные отделения, отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания. Названными отделениями ежегодно оказываются социальные услуги около 18 млн человек.
Надомное социальное обслуживание экономически более выгодно — стоимость предоставления социальных услуг на дому в год в расчете на одного человека составляет в среднем по Российской Федерации 26,1 тыс. руб., что в 7,4 раза меньше, чем оказание услуг в стационарных условиях (193,5 тыс. руб.).
Развитие домашнего ухода за больными пожилыми гражданами потребовало внедрения соответствующих программ подготовки социальных работников и родственников. В этих целях в регионах широкое распространение получили “школы по уходу”, программы обучения патронажных сестер и сиделок. Одной из технологий надомного ухода за пожилыми людьми является “приемная семья”.
В числе стационарозамещающих технологий есть и такие, как “Тревожная кнопка”, “Санаторий на дому”, “Хоспис на дому” и другие, позволяющие осуществлять мониторинг самочувствия и состояния здоровья пожилых людей, в домашних условиях проводить комплекс физиотерапевтических мероприятий.
Создание условий, обеспечивающих активное долголетие граждан пожилого возраста. Субъектами Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей. В них представлен широкий спектр мероприятий, охватывающих все стороны жизнедеятельности пожилых людей, которые нацелены на активизацию их участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поддержание здоровья, оптимизацию среды жизнедеятельности, расширение коммуникативных связей, что в целом способствует повышению качества их жизни. На реализацию этих мероприятий в 2011–2013 гг.было направлено из бюджетов субъектов Российской Федерации 848,4 млрд руб., из других источников — 38,47 млрд руб.
В центрах социального обслуживания функционируют “школы здоровья”, а также различные клубы и кружки по интересам. Возрождаются традиции проведения танцевальных, музыкальных и литературных салонов.
Развитие негосударственного сектора в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста. Важным шагом в стимулировании включения негосударственного сектора в предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, которым предусмотрено участие в социальном обслуживании поставщиков услуг негосударственного сектора.
В России сформировался общественный запрос на новую более эффективную социальную политику в отношении пожилых людей — переориентацию всей системы социальной защиты на создание условий, обеспечивающих активное долголетие старшего поколения.
Целями государственной политики в отношении граждан старше трудоспособного возраста должны стать создание условий, при которых выход на пенсию и старение не снижали бы социальный статус человека, сохранение достойного уровня жизни, обеспечение возможности посильного продолжения участия во всех сферах общественного развития.
***
«Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации” издана в Москве в 2015 году.
Редакционный совет:
Г. Н. Карелова — заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, д. соц. н., председатель редакционного совета; В. А. Петросян — министр Правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы, д. соц. н.; В. И. Долгих — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, д. тех. н.; В. В. Рязанский — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3-го, 4-го и 5-го созывов, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Президиума Центрального правления Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России».
Составители — сотрудники Государственного автономного учреждения г. Москвы “Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы”.
Энциклопедия объединяет около 200 социальных практик и проектов, реализуемых 60 регионами России.
Фото: "НП"
Рубрика:
Региональная панорама
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную