Очередной немыслимый поворот в мозгах чиновников: вместо того, чтобы заняться конструктивными поисками реальных источников финансирования пенсий, в коридорах власти решили повысить взносы в пенсионный фонд с людей, получающих небольшие зарплаты. «НП» - против >>
По мнению «НП», суть проблемы в том, что выискивание небольших по масштабам ресурсов не «заткнет дыру», но ухудшит положение и без того мало оплачиваемых работников. Предлагаем вашему вниманию отрывки из публикации «Известий»
Власти продолжают изыскивать ресурсы для сокращения дефицита Пенсионного фонда России, который на данный момент превысил 1 трлн рублей.
В конце 2012 года вдвое были повышены страховые взносы для предпринимателей. Теперь, как выяснили «Известия», очередь дошла до низкооплачиваемых наемных работников. В отношении них в Минтруда и Пенсионном фонде России (ПФР) сейчас готовится аналогичная мера, которая поможет увеличить их вклад в солидарную пенсионную систему. Об этом рассказали источники, знакомые с ходом дискуссий в Минтруда. В профильном комитете Госдумы согласны с таким подходом, но эксперты отмечают, что мера сильно ударит по моногородам.
Новая схема для низкооплачиваемых
По словам собеседников, чиновники Минтруда и ПФР обсуждают идею увеличения взносооблагаемой базы, с которой работодатели отчисляют платежи в социальные фонды за работников (текущая ставка страховых взносов — 30%, повышать в 2014 году не планируется). Предлагается поднять до двух МРОТ минимальный фиксированный платеж в ПФР, Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — сейчас работодатели могут рассчитывать страховые платежи с одного МРОТ, который с 1 января 2013 года составляет 5205 рублей в месяц. То есть таких взносов не хватает на ту пенсию, которую государство платит сейчас: размер средней трудовой пенсии по старости в 2013 году составит 10 313 рублей.
По новой же схеме, если у работника оклад менее 10 410 рублей, то всё равно страховые взносы за него предлагается взимать с работодателя с двух МРОТ, то есть, в частности, в ПФР на страховую часть пенсии пойдет 16% от 10 410 рублей, а не 16% с 5205 рублей.
В Минтруда и ПФР обеспокоены тем, что работодатели, которые устанавливают официальные оклады на уровне, не превышающем двух МРОТ, отчисляют мизерные социальные платежи в социальные фонды, которых недостаточно для формирования даже минимальной трудовой пенсии по старости. Следовательно, такие работники практически не делают никакого вклада в солидарную пенсионную систему, говорит собеседник «Известий». Вместе с тем с 2013 г. были вдвое увеличены социальные платежи для индивидуальных предпринимателей – поэтому несправедливо, что теперь предприниматели платят в два раза больше, чем наемные работники, — такова логика Минтруда, говорят источники.
Общая ставка страховых взносов в настоящее время составляет 30% от фонда оплаты труда. Основная масса работодателей выплачивает 22% в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФФОМС. При этом для лиц 1966 года рождения и моложе из 22% на финансирование страховой части трудовой пенсии идет 16%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 6%. Это тарифы страховых взносов на 2013 год в отношении облагаемых доходов, не превышающих 568 тыс. рублей. За тех сотрудников, у кого зарплаты выше, работодатель уплачивает в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии 10%, в ФФОМС — 0%.
В Думе поддерживают подход
В Минтруда не подтвердили и не опровергли описанные инициативы.
— Просчитываются различные варианты, работа продолжается, — сказали в министерстве. — В настоящее время основные параметры новой пенсионной формулы (в том числе стаж, платеж) обсуждаются внутри Минтруда и ПФР России. Предложения Минтруда по пенсионной формуле будут представлены на открытое обсуждение внешним экспертам и общественности в целом в этом месяце.
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев согласен с тем, что необходимо решать проблему низких социальных отчислений работодателей во внебюджетные фонды. Он считает, что целесообразно установить минимальную стоимость страхового года, меньше которой работодатель не имеет права платить в социальные фонды за работников, даже если у них очень низкая заработная плата.
— В принципе идея установить минимальную стоимость страхового года заслуживает обсуждения и может быть принята как компромиссный вариант на переходный период, то есть до повышения МРОТ до величины прожиточного минимума, — сказал Исаев. — С повышением МРОТ естественным образом будут возрастать обязательные выплаты в социальные фонды.
Пострадают моногорода
Директору института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергею Смирнову не нравятся подобные предложения по борьбе с дефицитом Пенсионного фонда.
— Это всё равно что блох ловить, последние крохи добирают из многострадальной экономики, потому что проблема зарплат ниже 10 тыс. рублей не носит массового, всеобщего характера, — рассуждает он. — По данным Росстата, еще в 2010 году среднедушевые доходы ниже 10 тыс. рублей были у одной трети всего населения России.
Подробности: http://izvestia.ru/news/545076
Илл. Новый пенсионер
Рубрика:
Работа
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную