ПОЖИЛАЯ «МАТРЕШКА»
А знаете ли вы, что пенсионеры делятся на несколько поколений? И деление это не произвольное, оно принято во всем мире (с небольшими отклонениями в датах рождения):
- 12% пожилых - это небольшая часть «поколения Х». По разным датировкам, это люди, родившиеся в 1961-1981 годы. В нашем случае это люди, которым исполнилось 50-52 года, они родились в 1960- е годы.
- 69% - поколение «бэби-бумеры». Им 53-71 год, родились в 1943 – 1963 гг., выросли в послевоенные годы,
-19% «молчаливое поколение» (72 года и старше).
В чем позитив? В позиции пожилых жителей России. Как показали исследования, свою хорошую жизнь мы связываем с ИНТЕРЕСНОЙ РАБОТОЙ. И это нас отличает от большинства пожилых людей в мире.
Мы не только хотим, но мы еще и умеем работать. Среди людей старшего возраста много хорошо обучаемых – а это достигается за счет высокой мотивации. Ведь в старшем возрасте способность к обучению падает.
ВЫСОКИЙ РАБОЧИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Фонд общественного мнения (ФОМ) провел МЕГА-опросы россиян, проживающих во всех субъектах РФ, в 2017 году. В МЕГА-опросах приняли участие 181 500 респондентов, среди них 40,9% (74 252 респондента) в возрасте 50+ (серебряные).
- И поколение Х, и беби-бумеры (вместе 81% россиян 50+) владеют технологиями самоорганизации. Они не только помнят свой комсомольский опыт и навыки общественной деятельности, приобретенные еще в доперестроечное время, но и обладают современным инновационным опытом, - утверждает на основе социологических исследований директор по науке ФОМ Елена Петренко.
По ее мнению, представители молчаливого поколения (за исключением 5-6%, которые по активности, как профессиональной, так и общественной не отстают от беби-бумеров) нуждаются в помощи и опеке.
- Иными словами, профессиональный и социальный капитал сегодняшних серебряных россиян достаточно высоки, - считает социолог.
Она обращает внимание на диспропорцию соотношения занятости «серебряных» и их профессионального и витального ресурсов (социального капитала):
85% (беби-бумеры, Х и часть «молчаливых») обладают высоким социальным капиталом, а свою занятость в народном хозяйстве декларируют лишь 31% среди серебряных россиян.
Согласно МЕГА-исследованию ФОМ, лишь 1 % пожилых людей становятся предпринимателями и только 2 % - руководителями предприятий.
ГЕДОНИСТЫ ИЛИ ТРУДОГОЛИКИ
Специалисты института маркетинговых исследований GfK Rus провели свои изыскания, подойдя к вопросу с другого ракурса. Бизнесу важно, что число людей старшего возраста в мире и в России увеличивается, и невозможно пройти мимо этой реальности.
В своем исследовании специалисты GfK Rus для начала разделили людей старшего возраста по личным ценностям, выделив четыре фактора:
1.Самодостаточные: свобода, жизнь в соответствии со своими принципами, индивидуализм
2.Социально-ориентированные: толерантность, равенство, социальная ответственность
3.Гедонисты: развлечения и наслаждения
4.Традиционалисты: наследие, культурные традиции, вера.
Как показали исследования, гедонизм в шесть раз более присущ молодым поколениям россиян:
15-24 лет – 36%,
Возраст 55 + - 6 %.
- Среди людей возраста 50 + наиболее высока доля социально-ответственных и экономящих, - рассказала Марина Безуглова, генеральный директор GfK Rus. - С одной стороны, финансовое положение таково, что они не могут не экономить. С другой стороны, социальная ответственность – это нормально для наших соотечественников.
Люди старшего возраста присутствуют во всех сегментах, в том числе и среди «гедонистов», но больше – именно в этих двух: экономия и социальная ответственность.
Среди работников старшего возраста малы амбиции – исследования GfK Rus и опросы ФОМ в этом сходятся.
По исследованию ФОМ, группа возраста 50+ - это:
- Высокообразованная, высококвалифицированная группа: 55% имеют высшее образование
- Однако на карьеру ориентируется всего 2 %
- 72% работают сверхурочно
- 19% инициируют нововведения на работе
- 27% добивались повышения зарплаты
- 43% допускают для себя в будущем безвозмездную работу в инициативных группах, общественных организациях
- 37% входят в суточную интернет-аудиторию
Исследования социологов и маркетологов сходятся еще в одном: для россиян очень важны дети.
Как сообщает ФОМ, 36 % россиян старшего возраста испытывают тревогу за будущее подрастающего поколения и молодежь.
GfK Rus утверждает, что благополучие детей, наряду с интересной работой, входят в первую пятерку главных ценностей россиян в старости.
Продолжение. Начало см. :
https://www.pencioner.ru/news/rabota-i-ucheba/biznes-i-pensionery-litsom-k-litsu/
Е. Шахова / «Новый пенсионер»
По материалам круглого стола «Бизнес 50 +», проведенного 24.04.2018 Ассоциацией менеджеров России
На фото: Ольга Петренко, директор по науке ФОМ; Марина Безуглова, генеральный директор GfK Rus / Фото: Виктор Кибус
Рубрика:
Работа
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную