В период пандемии изменился привычный образ жизни людей старшего поколения, проживающих в пансионатах для ветеранов труда. У многих из них появились чувство тревожности и страх столкнуться с вирусным заболеванием. Здесь было важно вовремя получить помощь психологов. В стационарных учреждениях, конечно, такая профессиональная помощь оказывалась. Сотрудники перестроили формат работы с подопечными, чтобы они чувствовали себя в безопасности.
Принятие неизбежного
Пожилым людям рассказывали о распространении коронавирусной инфекции и его особенностях, о необходимости соблюдения карантина и мер профилактики. Во время осмотра и других процедур медики пансионата отвечали на сотни вопросов об инфекционном заболевании и объясняли, насколько достоверна информации из СМИ. Долгие годы в Москве никаких эпидемий не было. Пожилым людям важно было эту ситуацию сделать понятной, а следовательно, не страшной.
«В первую очередь, нам необходимо было понимать, что именно беспокоит пожилого человека. В самом начале карантина наших подопечных больше волновало то, что они не могут встречаться с родственниками, выходить по своим делам и вести привычный образ жизни. Эти изменения вызывали тревогу, страх и возмущение. Задачей психологической службы было максимально эффективно адаптировать людей к сложившейся ситуации для сохранения психологического комфорта и безопасности», - рассказывает Татьяна Бажитова, психолог Пансионата для ветеранов труда № 1.
Психологический тандем
Психологи учреждений сфокусировали свою деятельность на работе именно со страхами своих подопечных.
«Некоторые проживающие не на шутку переживали о своем здоровье. Чтобы снять напряжение мы консультировались с врачами и многократно объясняли нашим жителям, как обезопасить себя и окружающих, подбадривали, отвлекали от невеселых мыслей. Медицинский персонал стал больше общаться с проживающими. Особо мнительным лишний раз для успокоения измеряли температуру, давая понять, что все под контролем, они находятся в надежных и профессиональных руках, поводов для беспокойства нет. Таким образом, медперсонал также нес психотерапевтическую функцию и поддерживал общий вектор стабильности ситуации», - говорит Татьяна.
Магия видеосвязи
Социально-реабилитационный отдел пансионата организовал возможность видеосвязи проживающих с родственниками. Это решение принесло огромное облегчение ветеранам. Предварительно с родственниками обговорили, каких тем в беседах следует избегать, чтобы не травмировать психику пожилых людей. Родные проживающих успокаивали их по телефону: рассказывали о том, как проходит режим самоизоляции у них, а также, что они предпринимают, чтобы не заразиться инфекцией.
«Сначала психологи и другие сотрудники просто предлагали свой телефон для видеосвязи, но довольно быстро некоторые наши подопечные освоили эти возможности. У них была огромная мотивация увидеть своих детей и внуков. У некоторых проживающих были планшеты, но раньше не было необходимости ими пользоваться. Нашим ветеранам нравятся новые возможности, им нравится получать определенную информацию, читать и даже играть в компьютерные игры. Многие к этому отнеслись, как к некому волшебству, магии», - смеется Татьяна.
Мышление катастроф
«К вечеру тревожность у человека возрастает. Это связано с накопившимся количеством информации, усталостью и многими другими факторами. Появлялось напряжение, ухудшался сон, обостряются хронические заболевания. Для нормализации состояний мы разработали для них простую памятку самопомощи и научили ей пользоваться», - говорит Татьяна.
В первую очередь, нужно осознать степень своего волнения. Затем искать его истинную причину. Следует задать себе честный вопрос: а является ли волнение продуктивным? Или напротив, оно деструктивное; порождает страхи и печаль. Далее нужно тренироваться мысленно фиксировать моменты, когда начинают появляться негативные мысли или образы, что провоцирует их появление. А затем нужно учиться осознанно выходить из этого тревожного состояние. Не давать себе оставаться в негативных мыслях.
«Чтобы снять волнение, человеку нужно сосредоточится на своем физическом состоянии. Для этого иногда достаточно умыться теплой водой или попить горячего чая. Вода – символ очищения, и для наших подопечных такое осознанное умывание становилось символом очищения своих мыслей. Теплая вода расслабляет мышцы, снимает внутренние зажимы. Благодаря воде спадает напряжение. Одновременно с умыванием человеку нужно проговаривать заранее заготовленную с психологом фразу для лучшей саморегуляции. В результате на душе у человека становится гораздо легче. На этот «успокаивающий ритуал уходит не больше 5 минут. Такая практика легко прижилась в нашем пансионате», -рассказывает Татьяна.
Ежедневные обходы медперсонала, слаженная работа всех специалистов, возможность общаться с психологом большую часть дня и квалифицированная работа других служб не позволили подопечным пансионата остаться без внимания и впасть в депрессию в непростой период повышенной эпидемиологической опасности.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Рубрика:
Психология
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную