Одиночество пожилых и технологии мобильной связи
Одиночество у пожилых людей входит в замкнутый круг. Когда человек начинает меньше взаимодействовать с людьми, он стремительно теряет социальные навыки, и из-за этого общение сокращается.
Потеря навыков усложняет взаимодействие для обеих сторон – пожилому человеку труднее идти на контакт, а окружающие теряют интерес, когда коммуникации становятся не комфортными. Пожилой человек может разучиться обращать внимание на реакцию собеседника. Например, не заскучал ли тот от длинной истории, и если эту оплошность вовремя не исправить, появляется стереотип – со старыми людьми скучно общаться.
Но дело не в преклонном возрасте, оставшийся без общения молодой человек тоже теряет коммуникативные навыки и допускает те же оплошности. Самые обычные регулярные звонки по телефону могут немного помочь не остаться одному не только во время самого разговора, но и после него.
Конечно, кроме такого технологичного решения, как мобильный телефон, есть куда более эффективные для решения задачи общения способы, например, жизнь в семье, встреча с другими пожилыми людьми на прогулках.
Это бывает не всегда возможно, а в ситуации необходимости зачастую вдруг оказывается, что для пожилых людей мобильный телефон достаточно сложен для освоения. И хотя на рынке есть уже множество телефонов, предназначенных специально для пожилых людей – с крупными кнопками и буквами, максимально простых, но на практике проблемы могут возникнуть с неожиданных сторон.
Проще, не значит просто
Есть целые научные направления, изучающие, как человек управляет техникой – машинами, приборами, компьютером, и в первую очередь они основаны на наблюдениях.
Сравните мобильные телефоны с обычными, дисковыми, к которым привык близкий вам пожилой человек: очевидно, что дисковые телефоны не надо заряжать, хотя необходимость ставить на зарядку мобильники пожилые люди обычно запоминают быстро.
На мобильных телефонах есть множество функций, которые давно не рисуют, считая очевидными, – на телефонах «для пожилых» не всегда рисуют стрелки «вверх» и «вниз», на кнопках, выполняющих специальные функции, не всегда есть зеленый и красный цвет.
В своей работе я сталкиваюсь с тем, что телефоны регулярно оказываются выключены, и наши постояльцы не могут позвонить родственникам без помощи; а все потому, что на дисковых телефонах они привыкли вешать трубку после разговора.
«Красная кнопка», прерывающая разговор, зачастую при длительном нажатии является кнопкой выключения телефона, и закончив разговор, пожилые люди могут даже не заметить, что отключили свой аппарат. Они не всегда верят, что действительно нажали кнопку, если ее нужно было нажимать недолго.
Пожилым людям обычно очень нравится возможность «просто нажать кнопку и позвонить» – проверьте, есть ли у телефона такая функция и уделите время настройке быстрого набора вашего номера.
Очень помогают написанные или напечатанные простенькие инструкции по использованию, пример такой инструкции приведен на картинке. «1. Разблокировать телефон долгим нажатием кнопки *. 2. Чтобы позвонить Лене, недолго нажать кнопку 5.»
Читайте полностью статью Анастасии Львовой на сайте "Теплица социальных технологий"
Рубрика:
Психология
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную