Первого июля Пенсионный фонд России (ПФР) объявил о расторжении трансферагентских соглашений с рядом региональных отделений трех крупнейших в РФ негосударственных пенсионных фондов (НПФ) – "Норильский никель", "Ренессанс Жизнь и Пенсии" и "Благосостояние". Таков результат проведенных проверок и анализа данных, представленных региональными отделениями ПФР и НПФ об урегулировании жалоб застрахованных граждан. >>
Причиной внеплановых проверок послужило резкое увеличение количества жалоб от застрахованных лиц на неправомерный перевод по поддельным заявлениям своих пенсионных накоплений. Так в 2010 году количество жалоб составило 900, а только весной 2011 года – 4500. В мае этого года ПФР достаточно резко высказался о противоправных методах привлечения клиентов негосударственными фондами.
Всего проверке подверглись десять НПФ. Более 83% от общего количества жалоб приходится на НПФ "Норильский никель", "Ренессанс Жизнь и Пенсии" и "Благосостояние". Шестого июня ПФР письменно оповестил упомянутые НПФ о намерении расторгнуть с ними трансферагентские соглашения. При этом НПФ предоставлялась возможность урегулировать жалобы (урегулированием считается обоснование законности перевода пенсионных накоплений или отзыв жалобы).
В случае же наличия в регионе на конец июня неурегулированных письменных жалоб местное отделение ПРФ расторгает соглашения с НПФ. Надо отметить, что фонды проводят работы по урегулированию, однако им не удалось уложиться в назначенные сроки. На 1 июля «Норильский никель» урегулировал 435 жалоб (38% от общего числа), «Ренессанс Жизнь и Пенсии» – 521 жалобу (49% от общего числа), «Благосостояние» – 179 жалоб (85% от общего числа).
По итогам местными отделениями ПФР были расторгнуты соглашения с НПФ «Норильский никель» по Санкт-Петербургу и Республике Татарстан, с НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» – по Москве и Московской области и Республике Татарстан, с НПФ «Благосостояние» – по Москве и Московской области и Калининградской области.
Кроме этого ПФР также уведомил НПФ "Стальфонд", в отношении которого на 15 июня поступило 80 письменных жалоб от граждан, о намерении расторгнуть с ним соглашение в Нижегородской области с 18 июля.
ПФР отдельно оговаривает, что все три НПФ, с которыми расторгнут ряд соглашений, могут обращаться в региональные отделения ПФР для перезаключения трансферагентских соглашений, если в регионах не поступало жалоб на эти фонды, либо все жалобы полностью урегулированы. За ними также сохраняется право привлекать новых клиентов в части доверительного управления пенсионными накоплениями в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе и на территории тех регионов, где соглашения расторгнуты.
Трансферагентское соглашение – это соглашение о взаимном удостоверении подписей. Фонды, заключающие с ПФР такое соглашение, получают право напрямую принимать у граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), заявления о переводе пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или о переходе из одного НПФ в другой.
Расторжение соглашения – далеко не приговор, однако оно наносит значительный удар по региональной деятельности фонда, фактически связывая руки в привлечении новых клиентов. Теперь человек, желающий перевести свои пенсионные накопления в один из этих трех фондов в регионе, где соглашение расторгнуто, должен лично отнести заявление в местный ПФР, предварительно заключив соглашение с НПФ. Подобным образом заключаются всего лишь около 5% договоров, большая же их часть приходит в ПФР непосредственно из трансферагентных НПФ. Наряду с этим нельзя, однако, не отметить некоторый общий рост сознательного отношения граждан к управлению своими пенсионными накоплениями.
Несмотря на то, что большая часть пенсионных накоплений по-прежнему находится в ПФР, последнее время интерес населения к негосударственным фондам увеличился: в 2010 году 3,4 млн. человек перевели свои накопления в НПФ. В связи с заявлением ПФР о расторжении договоров уже прозвучали опасения, что эти меры продиктованы желанием вернуть ситуацию тотального сосредоточения пенсионных накоплений в руках государственного фонда и призваны подорвать доверие к НПФ.
Представители НПФ считают меры слишком жёсткими, подчёркивая их несоразмерность – количество жалоб не превышает одной десятой от общего числа клиентов - и указывая на недостаточную чёткость законодательного регулирования процессов, связанных с деятельностью и проверкой взаимоотношений граждан и НПФ. Тем не менее, фонды решительно намерены устранить все недочёты в работе. В частности, планируется реорганизация и ужесточение контроля работы агентов, а так же централизация системы безопасности в филиалах. Жалобы разбираются и урегулируются, по фактам неправомерных действий недобросовестных агентов работают правоохранительные органы.
Не исключено, что в целом ситуация пойдёт на пользу всем участникам, а процедуры перемещения накопительных средств выиграют в надёжности за счёт чёткости и повышенного контроля. Не позднее, чем осенью все фонды планируют заново заключить соглашения с ПФР в потерпевших регионах.
"НП" Екатерина Беляева-Чернышёва
Рубрика:
ПФР
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную