Зачем учить ученого

Понедельник, 12.10.2015, 08:31:53

Семь лет назад в Санкт-Петербурге открылся Университет “Серебряный возраст”. Его директор Марина Ялышева призналась корреспонденту “Нового пенсионера”, что появился он случайно, но эта случайность была закономерной, потому что потребность в обучении пожилых людей очень велика  

Семь лет назад в Санкт-Петербурге открылся Университет “Серебряный возраст”. Его директор Марина Ялышева призналась корреспонденту “Нового пенсионера”, что появился он случайно, но эта случайность была закономерной, потому что потребность в обучении пожилых людей очень велика.

Я и Евгений Мачнев, председатель попечительского совета, были в Москве на круглом столе и познакомились с коллегами из Самары. Нас просто поразил опыт самарских коллег, которые рассказали про свой Университет пожилых. Идею они взяли в Америке и на этой основе разработали программу для своего родного города.  На тот момент они уже проводили занятия четыре года. Мы были настолько вдохновлены, что когда вернулсиь в Петербург стали и искать, есть ли что то подобное у нас в городе.  Оказалось,  что есть советы ветеранов, но они не занимаются обучающей деятельнстью .  Они ведут большую работу: организовывают экускурсии, выпускают книги, поздравляют, отмечают праздники, но образовательной программы у них нет. Мы решили, что надо  попробовать. Созвонились с Самарой, написали проект, и  оне передали нам  свои методики. Мы решили не изобретать велосипед, а взять уже наработанное и внести свои коррективы. Например, мы добавили в программу курс “ИсториюяПетербурга”. Нам показалось, что это будет интересно. И попробовали реализоватиь. Нас координировали Валентина Евгеньевна Кадочкина и Наталья Николаевна Бадягина (авторы и директор Университета пожилых в Самаре). Мы поняли, что к образованию есть очень большой интерес среди пожилых. Так началась  наша история – история Университета пожилых “Серебряный возраст” в Санкт Петербурге.

Методика разработана Самарскими коллегами. Они обучаются два семестра. Каждый длится три месяца. В первый год мы набрали на первый семестр 80 человек. Этот курс специально разработан, чтобы люди старшего возраста могли адаптироваться и социализироваться. Он включает вопросы психологии : кто я такой, какие у меня есть особенности, как адаптироваться на пенсии, что такое психологический возраст и сколько мне сейчас. Еще он включает вопросы здорового образа жизни: как сохранить физичское здоровье и психическое, что не менее важно, как сохранить память на долгие годы. Вопросы психологической и финансовой грамотности. Сам курс – это не просто лекции, но и тренинги с психологами, которые дают возможность группе объединиться, сплотиться, посмотреть на себя еще раз: какая я пришла к возрасту 55, 60, 65 лет , и какие мои ровесники, с кем я обучалась.

После окончания первого семестра учащиеся защищают проект, мы выдаем сертификат об окончании, и уже переходя на второй семестр, который тоже длится три месяца, они выбирают одну специализированную программу. Мы взяли две самарские – компьютерная грамотность и психология. В Самаре она называлась «Грамотные бабушки».  Нашим петербургским слушателям показалось, что это не совсем правильно, потому что, например среди учащихся них могу быть и дедушки, и поэтому мы дали программе обтекаемое название «Эффективное взаимодействие в семье и обществе». Для чего мы знакомимся с психологией? Чтобы общаться без конфликтов с нашими родственниками, близкими и с людьми, которые нас окружают.  И третья программа, уже чисто наша, мы сами ее разработали, по истории города «Петербурговедение». И в итоге слушатели получают диплом.

Каждый год добавляются новые учебные программы. Сначала была одна программа истории города, а сейчас их четыре. Мы добавили в них фотографирование, потому что когда человек гуляет, он хочет делать хорошие снимки – так появились курсы фотографии. Научился фотографировать – появилась потребность научиться делать презентации. Появляется возможно рассказывать о нашем городе не только гуляя по нему, но и рассылая или размещая свои фотографии и делая к ним какие-то заметки. Многие программы меняются, расширяются, дополняются, видоизменяются и сейчас уже около 15 всевозможных программ можно назвать. 

 Когда мы закончили первый год обучения, то увидели, что у нас очередь из желающих. Особенность нашего проекта заключалась в том, что мы ограничились одним районом Петербурга. Нас предупредили наши коллеги из Самары: «Не берите весь Петербург! Вы утонете в телефонных звонках, вопросах и не сможете справиться!» Мы их прислушались к совету и взяли только центральный район. Там помещение было рядышком и всем удобно было добираться.  Пожилые люди из других районов обижались, говорили: «Почему Центральный? Им как всегда везет!» Они звонили, просили записать, говорили «Вдруг, кто откажется! Мы тоже хотим!»  И из таких желающих образовалась очередь в 500 человек! Есть интерес, есть спрос! Но мы не предполагали, что будет такое широкое распространение.

Позже выяснилось, что параллельно с нами в это же время появлялись другие образовательные проекты, посвященные людям разного возраста: «Бабушка и дедушка on-line» и Школа третьего возраста. А мы о них узнали проработав год! Тоже в Петербурге. Сейчас мы друг с другом взаимодействуем и общаемся, а тогда, каждый действовал в своем районе. Стали появляться и государственный учреждения.  Они называются социально-досуговые центры (при комитете соцзащиты), которые вели не только досуговую и прикладную деятельность, например, бисероплетение и вышивку, но стали добавлять и образовательные программы: психологию, и иностранные языки. Сейчас у каждого центра есть свои направления.

На преподавателей нам везло. У нас в городе есть Центр развития некоммерческих организаций. У них очень большая рассылка по государственным учреждениям и по некоммерческим.  Если наши слушатели говорили, хотели бы еще изучать английский, или садовый дизайн, то мы делали рассылку. Или, что хотят повысить юридическую грамотность, не те несколько лекций в общем курсе, а подробнее. И мы подавали заявку, а к нам приходили люди, а мы, методом оценки самими слушателями, отбирали тех людей, кому было интересно работать с пожилыми, кто уже имел опыт преподавательской деятельности и кого хорошо оценивали сами слушатели.

Мало быть профессионалом и работать со студентами. Здесь есть ряд особенностей. Важно уметь работать именно с людьми старшего возраста. Это не школьники, не студенты, которые часто представляют собой белый лист.  Это люди уже имеющие опыт и знания, люди успешные, образованные, интересующиеся. Просто бабушка со скамейки не придет к нам в Университет. К нам приходят люди, которые всю жизнь учились, развивались, достигшие определенных успехов и для них пенсионный возраст, это не возраст дожития, а возраст, когда есть возможность саморазвития, а также оказание помощи другим.

Преподаватели у нас самых разных возрастов. Для меня как для руководителя главный критерий хорошего преподавателя, чтобы он мог находить общий язык с людьми старшего возраста. Его регалии, подтвержденный дипломом опыт – очень важны, но гораздо более значимо, когда ученики его хвалят, а в анкетах обратной связи пишут что слова благодарности, за то что доходчиво, понятно, полезно, актуально преподаватель раскрыл какие-то важные вопросы.

Наша работа строится на определенной концепции. Во-первых мы даем возможность познакомиться с обучающими программами, узнать что-то новое и посмотреть, если ли еще что-то для меня интересного, помимо моей профессии, если я не хочу работать по старой профессии или меня не берут. А второе – это получение в рамках Университета таких знаний, которые могли бы помочь реализоваться. Это не студенты-школьники, которые получили диплом и пошли дальше. У многих наших слушателей уже есть два-три высших образования, им еще одна корочка не нужна.  Они хотят получать удовольствие и применять свои знания и профессиональный опыт.

С Мариной Ялышевой беседовала корреспондент «Нового пенсионера» Наталья Морозова

Завтра читайте продолжение беседы, о том занимается ли санкт-петербургский университет «Серебряный возраст» трудоустройством пожилых

                                                                                                                          . 

Рубрика:
Люди

Метки:
Новости из регионов

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Карен Шахназаров призвал прислушаться к людям

Пятница, 20.07.2018, 12:17:08,

Как дожить до нового пенсионного возраста

Пятница, 20.07.2018, 11:45:23,

«Эх, вы, песни мои, песни»

Пятница, 20.07.2018, 11:16:51,

Объявлены 15 победителей конкурса на создание центров «серебряного» волонтерства

Пятница, 20.07.2018, 11:09:08,

Знакомьтесь: Колетт Мазе, пианистка (103 года)

Пятница, 20.07.2018, 10:55:59,

Музыка и Мода 60-80 гг

Пятница, 20.07.2018, 10:44:46,

Как стать серебряным волонтером

Пятница, 20.07.2018, 10:25:29,

Повышение пенсионного возраста. Эксперты ОНФ: «Вопросы есть»

Пятница, 20.07.2018, 02:17:00,

Доктор Рошаль (85 лет) – о повышении пенсионного возраста

Пятница, 20.07.2018, 01:01:00,

Максим Топилин в ГД: С 2000 года продолжительность жизни мужчин выросла на 8 лет

Четверг, 19.07.2018, 15:27:21,

Максим Топилин на заседании ГД РФ 19 июля

Четверг, 19.07.2018, 14:50:04,

Госдума приняла в первом чтении законопроект о пенсионном возрасте

Четверг, 19.07.2018, 14:23:46,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Российские ученые о старении: биологический резерв – около 40 лет (18.07.2018) Новое в оформлении пенсии (18.07.2018) Отвечает доктор. Ноги болят. Можно ли обойтись без лекарств? (17.07.2018) Как научиться снова быстро ходить? (16.07.2018) Силуанов: Страховые принципы не срабатывают, а пенсии надо увеличивать (16.07.2018) Почему в Личном кабинете размер моей пенсии больше, чем я получаю? (13.07.2018) Повышение пенсионного возраста обсуждается в Госдуме: не только женщины (11.07.2018) А вы едете на «Нашествие»? (10.07.2018) Повышение пенсионного возраста. Старт, затянувшийся с 2010 года (03.07.2018) Повышать пенсионный возраст придется: людей старше 75 лет ожидают проблемы (02.07.2018) Золотой век московских пенсионеров (02.07.2018) Юрий Антонов. Кумир 80-х: творчество и здоровый образ жизни (29.06.2018) Слет мастеров "Я умею" в Коломенском (29.06.2018) Марко Кантанева. Интервью с «отцом» скандинавской ходьбы (29.06.2018) Жизнь после спорта бывает счастливой. Ирина Слуцкая (28.06.2018) Комплексы йоги для людей пожилого возраста. Личный опыт (28.06.2018) Неизвестная война в небе Китая (27.06.2018) Занятия йогой для людей возраста мудрости (27.06.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры