Зачем учить ученого

Понедельник, 12.10.2015, 08:31:53

Семь лет назад в Санкт-Петербурге открылся Университет “Серебряный возраст”. Его директор Марина Ялышева призналась корреспонденту “Нового пенсионера”, что появился он случайно, но эта случайность была закономерной, потому что потребность в обучении пожилых людей очень велика  

Семь лет назад в Санкт-Петербурге открылся Университет “Серебряный возраст”. Его директор Марина Ялышева призналась корреспонденту “Нового пенсионера”, что появился он случайно, но эта случайность была закономерной, потому что потребность в обучении пожилых людей очень велика.

Я и Евгений Мачнев, председатель попечительского совета, были в Москве на круглом столе и познакомились с коллегами из Самары. Нас просто поразил опыт самарских коллег, которые рассказали про свой Университет пожилых. Идею они взяли в Америке и на этой основе разработали программу для своего родного города.  На тот момент они уже проводили занятия четыре года. Мы были настолько вдохновлены, что когда вернулсиь в Петербург стали и искать, есть ли что то подобное у нас в городе.  Оказалось,  что есть советы ветеранов, но они не занимаются обучающей деятельнстью .  Они ведут большую работу: организовывают экускурсии, выпускают книги, поздравляют, отмечают праздники, но образовательной программы у них нет. Мы решили, что надо  попробовать. Созвонились с Самарой, написали проект, и  оне передали нам  свои методики. Мы решили не изобретать велосипед, а взять уже наработанное и внести свои коррективы. Например, мы добавили в программу курс “ИсториюяПетербурга”. Нам показалось, что это будет интересно. И попробовали реализоватиь. Нас координировали Валентина Евгеньевна Кадочкина и Наталья Николаевна Бадягина (авторы и директор Университета пожилых в Самаре). Мы поняли, что к образованию есть очень большой интерес среди пожилых. Так началась  наша история – история Университета пожилых “Серебряный возраст” в Санкт Петербурге.

Методика разработана Самарскими коллегами. Они обучаются два семестра. Каждый длится три месяца. В первый год мы набрали на первый семестр 80 человек. Этот курс специально разработан, чтобы люди старшего возраста могли адаптироваться и социализироваться. Он включает вопросы психологии : кто я такой, какие у меня есть особенности, как адаптироваться на пенсии, что такое психологический возраст и сколько мне сейчас. Еще он включает вопросы здорового образа жизни: как сохранить физичское здоровье и психическое, что не менее важно, как сохранить память на долгие годы. Вопросы психологической и финансовой грамотности. Сам курс – это не просто лекции, но и тренинги с психологами, которые дают возможность группе объединиться, сплотиться, посмотреть на себя еще раз: какая я пришла к возрасту 55, 60, 65 лет , и какие мои ровесники, с кем я обучалась.

После окончания первого семестра учащиеся защищают проект, мы выдаем сертификат об окончании, и уже переходя на второй семестр, который тоже длится три месяца, они выбирают одну специализированную программу. Мы взяли две самарские – компьютерная грамотность и психология. В Самаре она называлась «Грамотные бабушки».  Нашим петербургским слушателям показалось, что это не совсем правильно, потому что, например среди учащихся них могу быть и дедушки, и поэтому мы дали программе обтекаемое название «Эффективное взаимодействие в семье и обществе». Для чего мы знакомимся с психологией? Чтобы общаться без конфликтов с нашими родственниками, близкими и с людьми, которые нас окружают.  И третья программа, уже чисто наша, мы сами ее разработали, по истории города «Петербурговедение». И в итоге слушатели получают диплом.

Каждый год добавляются новые учебные программы. Сначала была одна программа истории города, а сейчас их четыре. Мы добавили в них фотографирование, потому что когда человек гуляет, он хочет делать хорошие снимки – так появились курсы фотографии. Научился фотографировать – появилась потребность научиться делать презентации. Появляется возможно рассказывать о нашем городе не только гуляя по нему, но и рассылая или размещая свои фотографии и делая к ним какие-то заметки. Многие программы меняются, расширяются, дополняются, видоизменяются и сейчас уже около 15 всевозможных программ можно назвать. 

 Когда мы закончили первый год обучения, то увидели, что у нас очередь из желающих. Особенность нашего проекта заключалась в том, что мы ограничились одним районом Петербурга. Нас предупредили наши коллеги из Самары: «Не берите весь Петербург! Вы утонете в телефонных звонках, вопросах и не сможете справиться!» Мы их прислушались к совету и взяли только центральный район. Там помещение было рядышком и всем удобно было добираться.  Пожилые люди из других районов обижались, говорили: «Почему Центральный? Им как всегда везет!» Они звонили, просили записать, говорили «Вдруг, кто откажется! Мы тоже хотим!»  И из таких желающих образовалась очередь в 500 человек! Есть интерес, есть спрос! Но мы не предполагали, что будет такое широкое распространение.

Позже выяснилось, что параллельно с нами в это же время появлялись другие образовательные проекты, посвященные людям разного возраста: «Бабушка и дедушка on-line» и Школа третьего возраста. А мы о них узнали проработав год! Тоже в Петербурге. Сейчас мы друг с другом взаимодействуем и общаемся, а тогда, каждый действовал в своем районе. Стали появляться и государственный учреждения.  Они называются социально-досуговые центры (при комитете соцзащиты), которые вели не только досуговую и прикладную деятельность, например, бисероплетение и вышивку, но стали добавлять и образовательные программы: психологию, и иностранные языки. Сейчас у каждого центра есть свои направления.

На преподавателей нам везло. У нас в городе есть Центр развития некоммерческих организаций. У них очень большая рассылка по государственным учреждениям и по некоммерческим.  Если наши слушатели говорили, хотели бы еще изучать английский, или садовый дизайн, то мы делали рассылку. Или, что хотят повысить юридическую грамотность, не те несколько лекций в общем курсе, а подробнее. И мы подавали заявку, а к нам приходили люди, а мы, методом оценки самими слушателями, отбирали тех людей, кому было интересно работать с пожилыми, кто уже имел опыт преподавательской деятельности и кого хорошо оценивали сами слушатели.

Мало быть профессионалом и работать со студентами. Здесь есть ряд особенностей. Важно уметь работать именно с людьми старшего возраста. Это не школьники, не студенты, которые часто представляют собой белый лист.  Это люди уже имеющие опыт и знания, люди успешные, образованные, интересующиеся. Просто бабушка со скамейки не придет к нам в Университет. К нам приходят люди, которые всю жизнь учились, развивались, достигшие определенных успехов и для них пенсионный возраст, это не возраст дожития, а возраст, когда есть возможность саморазвития, а также оказание помощи другим.

Преподаватели у нас самых разных возрастов. Для меня как для руководителя главный критерий хорошего преподавателя, чтобы он мог находить общий язык с людьми старшего возраста. Его регалии, подтвержденный дипломом опыт – очень важны, но гораздо более значимо, когда ученики его хвалят, а в анкетах обратной связи пишут что слова благодарности, за то что доходчиво, понятно, полезно, актуально преподаватель раскрыл какие-то важные вопросы.

Наша работа строится на определенной концепции. Во-первых мы даем возможность познакомиться с обучающими программами, узнать что-то новое и посмотреть, если ли еще что-то для меня интересного, помимо моей профессии, если я не хочу работать по старой профессии или меня не берут. А второе – это получение в рамках Университета таких знаний, которые могли бы помочь реализоваться. Это не студенты-школьники, которые получили диплом и пошли дальше. У многих наших слушателей уже есть два-три высших образования, им еще одна корочка не нужна.  Они хотят получать удовольствие и применять свои знания и профессиональный опыт.

С Мариной Ялышевой беседовала корреспондент «Нового пенсионера» Наталья Морозова

Завтра читайте продолжение беседы, о том занимается ли санкт-петербургский университет «Серебряный возраст» трудоустройством пожилых

                                                                                                                          . 

Рубрика:
О пенсионерах

Метки:
Новости из регионов

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Дом отдыха для пожилых животных

Понедельник, 16.04.2018, 09:01:13,

Аферист отбирал деньги у пенсионеров с помощью простой схемы

Воскресенье, 01.04.2018, 08:25:43,

Как используют Интернет люди старшего возраста?

Четверг, 22.03.2018, 12:04:14,

Пенсионеры – родители инвалидов

Понедельник, 12.02.2018, 08:57:05,

Помогу себе сам

Пятница, 26.01.2018, 10:57:45,

«Старикам у нас почет». Виртуальная выставка «Нового пенсионер»

Понедельник, 06.11.2017, 15:27:31,

В зоне риска - пенсионеры

Понедельник, 23.10.2017, 13:53:11,

«Вместо культа молодости — мода на старость»

Пятница, 01.09.2017, 21:46:07,

Как пенсионерка отказала мошеннице

Вторник, 24.01.2017, 13:36:29,

Повышение пенсионного возраста в России: первые ласточки

Понедельник, 02.01.2017, 10:15:33,

С 2017 года увеличивается возраст выхода на пенсию государственных служащих

Пятница, 28.10.2016, 10:29:11,

Валерий Рязанский: «Необходимо сохранить уровень социального благополучия»

Четверг, 29.09.2016, 12:23:00,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Прибавить населению 10 лет жизни. Без геронтологической помощи не обойтись (20.04.2018) Адаптивная физкультура: Спортсмены и медики, объединяйтесь! (18.04.2018) Встреча со старостью (ч. 2). Природа старения (16.04.2018) Предприятия эпохи Александра II действуют по сей день (04.04.2018) Уполномоченный по правам пожилых. Место пусто. (03.04.2018) Здравствуй, мама. Встреча «сэндвич»-поколения с кризисом стареющих родителей. (31.03.2018) С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 2,9 %. Прибавку получат неработающие и работающие пенсионеры (28.03.2018) Пришла пора выбирать: в мудрость или в маразм (27.03.2018) Навруз-байрам называют восточным новым годом (27.03.2018) C площадки Московского культурного форума – прямо на улицы российских городов (26.03.2018) Современное искусство открывает новые миры (25.03.2018) Отдать маму в чужие руки? Марина Вяземская – о домах престарелых (23.03.2018) Послы молодости и красоты (23.03.2018) «Серебряная» учеба продлевает жизнь (23.03.2018) Бабушки учатся лучше внуков. «Серебряный университет» выпустил отличников (23.03.2018) Как выбраться из бедности (21.03.2018) Индексация пенсий должна быть выше инфляции (21.03.2018) Новый "Новый" (19.03.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры