Моральный долг «сэндвич»-поколения

Среда, 31.01.2018, 14:22:55

Возраст: 45–65 лет. Пол: женщины (большинство). Поколением «сэндвич» мы называем тех, кто зажат двойной ответственностью: и за детей, и за родителей. Марина Вяземская, психолог и наш постоянный автор, продолжает знакомить с исследованиями социологов из Европейского университета в Петербурге.

Как возникает депривация

«Сэндвич-синдром» тяжело сказывается на физическом и эмоциональном состоянии женщин, на плечи которых всецело ложится забота о дряхлеющих родственниках. Одновременно женщина продолжает работать и специалистом, и домохозяйкой, да еще умудряется заботиться о трудно взрослеющих детях 20-30-40 лет и даже заниматься внуками.

Получается, что загнанная женщина находится в состоянии постоянной эмоциональной депривации потому, что она всегда находится в обществе болеющего дряхлого родственника, полностью обслуживая его.

Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.

Также в несколько раз возрастает физическая нагрузка, у «сэндвич» дам исчезает свободное время, они не принадлежат себе.

В этих случаях все чаще возникают конфликты в семьях — ведь распределение внимания жены и матери меняется, когда появляется новый объект максимально интенсивной заботы. У женщины уже не хватает ни сил, ни желания эмоционально взаимодействовать с другими членами семьи.

Конфликтные ситуации в семье углубляются, что делает жизнь женщины просто невыносимой. Её здоровье неуклонно ухудшается, ведь тиски множественной заботы за длительное время сжимаются все сильнее и сильнее, и организм просто перестает выдерживать эту нагрузку. Это жизненная ситуация тяжела морально, физически и эмоционально. Женщина чувствует себя в тупике, не видя выхода из сложившейся ситуации.

Опасные «чужие»

Конечно, она делает всё возможное, чтобы эту ситуацию облегчить, использует какие-то ресурсы для более оптимального распределения своих сил. А ведь ресурсы эти во многом зависят от её места в обществе.

Например, если у женщины есть просторное жилье, жизнь проходит в достатке, то она хочет продолжать работать и жить, как раньше. В этом случае для ухода за пожилыми родственниками нанимаются помощники. Но рыночные услуги ухода за стариками финансово доступны далеко не всем, увы…

Кроме того, женщина часто встречается с сопротивлением всех членов семьи, особенно пожилых, нуждающихся в уходе: они отказываются пускать посторонних к себе в дом. У нас в стране, пережившей репрессии, вообще очень низкое доверие к чужим людям. Среди россиян широко распространена охранительная мировоззренческая позиция. И это тоже эхо патриархального мышления: есть «свои» и «чужие», и люди, не принадлежащие к клану, они опасны тем, что их поведенческие мотивы неведомы.

Долг и платёж

Есть женщины, которые выходят на пенсию и полностью посвящают себя повседневной заботе о стариках, отказавшись от ответственности за детей. Такое существование может приносить моральное удовлетворение, но одновременно это очень тяжёлый физический труд. К тому же он эмоционально затратный.

Эмоциональная работа не только недооценивается нашим обществом – она просто не принимается во внимание.

А пресловутое «моральное удовлетворение» ощущается от исполнения долга. То есть женщина отдаёт долги внутри семейных обменов.

Как сказала одна из дам «сэндвич»-поколения:

- Конечно, они (родители мужа) так помогали нам в воспитании детей, так много сделали для нас, что теперь пришла наша пора.

Вообще практически во всех интервью о «сэндвич-синдроме», которые брали социологи из Европейского университета, женщины повторяли снова и снова:

- Мы в такой поре, что пришло время ухаживать за родителями.

В рассказах звучит принятие этой нагрузки, как естественной нормы.

Значит ли это, что женщины находят подобное своё положение справедливым? Да, они считают, что так должно быть, что это их долг, это норма жизни. Что постоянной (регулярной) помощи ждать неоткуда. Мало того, этот долг — женский, он гендеризирован.

«Сэндвич» по-мужски

Мужчины в своих интервью чаще всего соглашались с мнением (уверенностью, убеждением), что забота о родителях – женское дело.

Хотя многое, если не всё, зависит от структуры семьи. Если семья состоит из мужчин и женщин, разделение труда по уходу за пожилым человеком стараются организовать так, чтобы каждый вносил свой вклад в дело заботы о недужных. Но при таком разделении труда — которое очень помогает! — всё же видно, что главной фигурой в организации заботы оказывается женщина. Она распределяет обязанности и берёт на себя главную моральную и эмоциональную ответственность.

А мужчины выполняют ряд функций, связанных с физическими усилиями: например, перенести пожилого человека в ванну, привезти что-то тяжёлое, обеспечить домашнее хозяйство продуктами. Всё это они делают. Но первичная забота имеет женское лицо, и женщина в это ВЕРИТ!!!.

Матриархат в патриархате

Печально? А что же делать? Как начать менять устоявшиеся правила? Ведь женщина уверена, что она, будучи хозяйкой дома и матерью, отвечает за всё. А то, что она – ни как женщина, ни как мать – не может эмоционально опереться на членов своей семьи, она просто НЕ осознает.

И получается, что изменение патриархального мировоззрения начинается с нас, женщин «сэндвич» поколения.

Так давайте же дадим себе труд ОБДУМАТЬ ситуацию. Разрешим себе принять тяжелую правду о том, что в своей гиперответственности за всех, кроме себя, мы САМИ отказались заботиться о своем здоровье (как физическом, так и эмоциональном) и о своей жизни, наконец!

С этого признания могут начаться изменения в нашей жизни. Правда, начнутся они только в том случае, если мы не утонем в жалости к себе, ожидая, что придет помощь извне, от кого-то. Вот если горькое осознание ЛИЧНОЙ ответственности за свою жизнь не вызовет бессмысленных сожалений, то тогда-то мы, женщины, и сможем реалистично оценить ситуацию и начать менять распределение ролей в семье, систему ухода за больными и дряхлыми родственниками, найдем возможность периодически отдыхать от бесконечного обслуживания всех членов своего семейного клана.

И снова, мои дорогие читатели, прошу вас: пишите мне, пожалуйста. Давайте обсуждать эти вопросы вместе!

С уважением, ваша Марина Вяземская/ «Новый пенсионер»

Фото: «Новый пенсионер»

См. также:

Пожилые в Петербурге

Где взять силы

Рубрика:
Новые пенсионеры: кто они?

Метки:
Внуки Демография Люди О пенсионерах Психология Социальные права

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Женщина, которая поёт: как 88 -летняя жительница социального дома нашла себя в творчестве (04.12.2019) Как дожить до пенсии без травм и в добром здравии (28.11.2019) Близкий сосед лучше дальней родни (18.10.2019) Илья Авербух: прошлое, настоящее и будущее (17.10.2019) Возрастные изменения характера: как реагировать? (04.10.2019) Электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН): цифра vs бумаги (04.10.2019) Как проект «Московское долголетие» помог пенсионерам реализовать свои мечты (03.10.2019) Что делать, если в пожилом возрасте человек остался совсем один (02.10.2019) Брак в зрелом возрасте – крепкий союз (02.10.2019) От обучения до трудоустройства: Центр занятости «Моя работа» помог 57-летнему Сергею Цветкову (01.10.2019) «Приняли как родную»: история успешного трудоустройства в Москве (01.10.2019) Зарядка для мозга: английский язык - одно из популярных направлений «Московского долголетия» (01.10.2019) Образование во второй половине жизни или внутренний рост (28.09.2019) Кому в Японии жить хорошо? Или счастливая старость. (20.09.2019) Пять идей, как пробиться на рынок труда и найти свою работу мечты (17.09.2019) Пять советов по долговременному уходу от Нюты Федермессер (17.09.2019) «Части света», «Аквариум» и 1001 улыбка (09.09.2019) Элегантное дефиле или «Красоте возраст не помеха»! (01.09.2019)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры