«Россия XXI века: образ желаемого завтра». Доклад ИНСОР. Январь 2010 (в сокращении)

Четверг, 11.02.2010, 14:32:00

11.02.2010. Опубликованный на прошлой неделе доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра» вызвал широкий отклик в печати и в Интернет-сообществе. Доклад написан коллективом авторов во главе с известным экономистом Е.Ш. Гонтмахером, который стал одним из главных его архитекторов и конструкторов. Название доклада говорит само за себя – речь идет о действительно желаемых переменах во всех областях государственной, экономической, общественной жизни страны, которые могли бы превратить ее в государство процветающее, удобное и безопасное для проживания всех слоев населения. По мнению Е.Ш. Гонтмахера, важно, что сделана попытка показать некий «старт-ап» - то, с чего надо начинать преобразования в нынешней России. Доклад написан именно для данного момента развития страны. Авторы не берут на себя задачу сделать программу «пошаговую», так как это отдельная ответственная работа, которая необходима, но не является задачей данного доклада. «Мы просто показали, без чего невозможно двигаться», - подчеркивает ученый. Полный текст – на сайтеИНСОР

РОССИЯ XXI ВЕКА:
ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО ЗАВТРА

(доклад ИНСОР в сокращении )

январь
2010


ПРЕДИСЛОВИЕ
В центре внимания общества стоит вопрос о будущем России.
Положение сложнее, чем кажется. Россия попала в историческую ловушку. Ей нужно совершить еще один модернизационный рывок, но сделать это предстоит в условиях, в которых слишком многое располагает к инерции и загниванию — начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая настроениями в политике и уверенности власти в своей способности управлять массовым сознанием.
Исторический опыт показывает, что положение не безнадежно. В конце XX века Россия совершила небывалый рывок из посттоталитаризма к ценностям свободы и права, демократии и рынка. Этот процесс не был завершен, но он достаточно радикален, беспрецедентен в нашей истории. Страна развернулась в формационном сдвиге в предельно сжатые сроки и почти бескровно.
Однако исторический шанс остается, и общество обязано им воспользоваться. Речь идет о самом выживании России, по крайней мере, в ее нынешних геостратегических параметрах, в качестве передовой нации. Вопрос в том, сможем ли мы этот вызов осознать и приступить к немедленным действиям.
Предлагаемая модель — это выдвигаемая на обсуждение консолидированная позиция экспертов разных специализаций, сформулированная по итогам ряда предварительных разработок в области философии и гуманитарного знания, политологии, теории управления, экономики, социальных наук и пр. ИНСОР готов к полемике и рассчитывает, что начатая работа послужит объединению интеллектуального и политического сообщества вокруг ценностей свободы и права, справедливости и человеческого достоинства, морали и понимания.


РАЗДЕЛ I.
РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В XXI ВЕКЕ: КРАТКИЙ КУРС

Параметры модернизации (условия задачи)

Тема будущего России становится все актуальнее. Знаком времени становится идея модернизации.
Назревшая модернизация требует стратегического согласия в обществе. Общепризнанной становится задача смены вектора развития — преодоления избыточной зависимости от экспорта сырья с выходом в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций.
Инновационный маневр требует реиндустриализации в постиндустриальную эпоху, создания условий для восстановления производства как такового;
в современном мире глобальная конкуренция выливается в конкуренцию институтов, поэтому задача решается только кардинальным изменением институциональной среды, в конечном счете — самой системы ценностей и принципов.
Вызов времени имеет обязательный характер. Упустить эту возможность было бы непростительно: при глубине, скорости и необратимости происходящих в мире изменений такой шанс может не представиться больше уже никогда.

Ситуация чревата повышенными рисками. Худшие варианты допускают:

  • экономический коллапс и потребительский кризис;
  • консервацию технологического отставания, скорее всего необратимую;
  • невозможность выполнения социальных обязательств в достаточном объеме и критическое обострение социальной напряженности;
  • глубокий политический кризис;
  • рост центробежных тенденций с угрозой дезинтеграции;
  • утрату важных геополитических позиций на международной арене и ряда ключевых суверенитетов; провалы в обеспечении национальной безопасности;
  • катастрофическую депопуляцию, прежде всего качественную — новую утечку «человеческого капитала», исход из страны наиболее продуктивной, вменяемой и инициативной части населения.

Не просчитывать «черные» варианты политически безответственно. Это принципиально: и в стратегическом планировании и в большой политике сценарии, чреватые неприемлемым ущербом, рассматриваются как стратегически актуальные даже при весьма малой их вероятности. Цена вопроса — само существование страны. Поэтому образ желаемого будущего — не только картины теоретически возможного процветания, но в первую очередь гарантированное исключение неприемлемых вариантов.

Чтобы избежать угроз и ответить на вызовы века, модернизация в России должна быть:глубокой, системной и решительной.
Поскольку текущая конъюнктура располагает скорее к инерции, модернизацию приходится проводить «от желаемого завтра», во многом опираясь на интуицию и политическую волю. Это усиливает необходимость отказаться от технократических иллюзий, сводящих всё к экономике, технологиям и ручному управлению.
Данная ситуация требует крайне осторожного отношения к привычным методам реализации особо крупных проектов. Принцип ненасилия над будущим обуславливает создание не жестких конструкций, а социально-экономического организма, обеспечивающего максимальную мобильность и свободу выбора.

Ценности и принципы: от ресурсной морали к этике свободы

Модернизация начинается с правильного настроения. Особое значение приобретает гуманитарная составляющая: ценности и принципы, мораль и мотивации, установки и системы запретов.
В начале нового века России предстоит разрешить фундаментальный ценностный конфликт. Ресурсный социум, базирующийся на сырьевой экономике, традиционно располагает к освящению власти и государства — верховного распределителя («дарителя») благ. Вырабатывается отношение к населению отчасти как к обузе, отчасти как к возобновляемому ресурсу (расходному материалу) исторических свершений, титанических производств и т.д., вплоть до понимания социальной массы как предмета политтехнологических манипуляций.
И главное: в отличие от этапов индустриализации, урбанизации и т.п., полноценные модернизации постиндустриальной эпохи в условиях несвободы в принципе не реализуются. В современном мире главным ресурсом развития становятся творческие способности человека, его энергия и инициатива. Мегамашина государства, состоящая из «винтиков», теперь и впредь, в конечном счете, безнадежно проигрывает сообществу свободных индивидов. Величие и процветание страны более не может обеспечиваться за счет граждан, политическими и экономическими ограничениями. Развитие обеспечивается на базе свободы и права.
Тем самым кардинально перестраивается система отношений. Паразитарно-распределительные ценности замещаются творчески-производительными. Это ставит свободу над властью, народ над государством. Модель «граждане на службе у государства» сменяется принципом «государство, обслуживающее граждан».
Наиболее ценными качествами «человеческого капитала» становятся самостоятельность в делах и независимость во взглядах, способность к рефлексии и рациональность, критичность и реалистичное восприятие действительности, неприятие патернализма, инициатива и ответственность, динамика и мобильность. Культивировать эти качества в обществе и людях — стратегическая задача всякой современной власти.

Новые ценности и принципы меняют соотношение статусов власти и общества, государства и человека. Самым современным и стратегически значимым требованием к власти становится ее способность к рациональному самоограничению. Во власти формируется новый кодекс служения — не самой себе или абстрактной «державе», а живым людям, ее населяющим. Теперь страна — это мы, народ. Точно по Конституции.
В этой системе ценностей людей нельзя унижать не только физически или морально, но и интеллектуально. Стратегической ошибкой становится обращение с народом, как с публикой, которой картинка в телевизоре внушает какие угодно мысли и настроения.
Стратегическим ресурсом становится человеческое достоинство. Диктат, насилие и унижение уже неликвидны, они тормозят развитие, лишают перспективы.
Такая переоценка ценностей требует изменения всей системы институтов, практик и отношений.

Вход в модернизацию начинается с идеологического признания. Приоритет ценностей человеческого достоинства, свободы и права уже декларируется политическим руководством, но эпизодически, отрывочно, и это выглядит полемикой со скрытой идеологией самой власти.
Сигналом начала модернизации станет исключение идеологической архаики из всего, что прямо или косвенно связано с официальной позицией и ангажированными государством институтами.

Политическое будущее страны: назад к Конституции

Соотношение модернизации и трансформации политического строя необходимо рассматривать в конкретно-историческом контексте нашей страны.
Обновление политической системы становится обязательной составляющей модернизации по нескольким основаниям.
Во-первых, демократия как режим обсуждения, согласования и «обратной связи» государства с обществом снижает риск стратегических ошибок. Риск «проиграть модернизацию» для России недопустим.
Во-вторых, современная модернизация во многом строится на «человеческом капитале». Высококвалифицированный работник — главный секрет ее успеха. Следовательно, она требует и механизма «воспроизводства» такого капитала (система образования), и его поддержания (система здравоохранения, пенсионного обеспечения, без чего он не будет иметь стимула к сбережениям). Внедрение таких механизмов также требует открытости, диалога с «потребителями», учета как их объективных интересов, так и субъективных оценок социальной справедливости предпринимаемых мер.
В-третьих, (в продолжение и первого, и второго аргументов) деловая активность и общественная деятельность граждан нуждаются в высвобождении из-под бюрократического «вертикального» прессинга, иначе «технологическая» модернизация просто не даст эффекта.

Нынешняя модернизация предъявляет свои требования к политической системе страны:
качественное государственное управление — компетентное, обеспечивающее выполнение базовых функций государства и предоставление обществу базовых общественных благ, некоррумпированное, прозрачное, ответственное и поддерживающее постоянную обратную связь с обществом. В это определение укладываются и правопорядок, и социальная справедливость и общественная солидарность, и оптимальная экономическая и социальная политика, обеспечивающая поступательное и эволюционное развитие страны;
верховенство права, защита прав и свобод граждан, в т.ч. — права собственности;
обеспечение свободного развития каждого гражданина и групп граждан — «стремления к счастью», что подразумевает не только защищаемую государством личную свободу, но и свободу экономической и любой творческой деятельности.
Такое государство — помимо всех прочих своих базовых функций — должно выступать арбитром и управляющим всеми конфликтами между плюралистичными интересами. Этот арбитраж обязательно подразумевает политический плюрализм, основанный на законе.

Система управления: к дебюрократизации экономики через деэкономизацию бюрократии

Система управления не сводится к экономике, но также включает регулирование и контроль в социальной сфере, в науке, культуре и образовании, в инновационной деятельности и развитии технологий, в области обеспечения обороны и безопасности и т.д.
Необходимое изменение институтов — процесс крайне конфликтный. Управление, главный смысл которого — перераспределение доходов от сырьевых продаж, порождает особую институциональную среду, с избыточным регулированием, массовой коррупцией и бизнесом на административных барьерах. Инновационное развитие (и производство как таковое) требует качественно иной институциональной среды. Однако это означает гибель уже сформировавшейся паразитарной отрасли-класса. Поэтому попытки проведения институциональных реформ наталкиваются на хорошо организованное сопротивление. Ситуация требует неординарной политической воли — не мирных увещеваний, но жесткого и системно налаженного противодействия сопротивлению.

Основное направление — стратегия дерегулирования. Государству предстоит не только избавиться от множества избыточных функций, но и сосредоточиться на выполнении тех функций, которые оно на данный момент выполняет плохо или не выполняет вовсе.
Дебюрократизация экономики требует деэкономизации бюрократии — радикального пресечения получения дохода на выполнении государственных функций и публичных услуг, ликвидации гигантской системы аффилированных окологосударственных предприятий. Органы власти должны перестать «осваивать» средства, они должны быть ориентированы на результативность и прозрачность их использования. Это выгодно стратегически. Это даст дополнительную нагрузку на бюджет, но и огромную экономию в масштабах страны, экономики в целом. Пресечение конфликта интересов устранит сами поводы для поведения чиновников по принципу: «мы вам будем больше мешать, чтобы вы нам больше платили, чтобы мы вам меньше мешали».

Либеральный принцип дозволено все, что не запрещено законом, не универсален и распространяется только на граждан, на частные лица. В отношении системы власти действует принцип прямо противоположный: чиновник вправе делать только то, что ему предписано законом — остальное незаконно.
Поэтому первостепенное значение приобретает наведение порядка в распределении властных полномочий и нормативной базе.

Порождаемая распределительной экономикой институциональная среда блокирует не только создание несырьевой альтернативы, но и сами институциональные реформы. Необходима перенастройка самой системы реформирования, предполагающая:
понятные алгоритмы проведения реформ с защитой от саботажа и имитации;
«проектный принцип» номенклатурных назначений (на срок и задачу, а не на «направление»); обеспечение нормальной ротации кадров в высшем руководстве;
внедрение оптимальных систем управления институциональными реформами; использование объективных показателей эффективности проведения институциональных реформ — не по тому, что делалось, а по тому, что сделано;
предоставление гарантий общественного участия и контроля (политическое руководство и общество «берут в клещи» разложившуюся часть средней и низовой бюрократии);
дистанцирование от институциональных реформ групп с явными конфликтами интересов, исключение ситуаций, когда институциональные преобразования отдаются на откуп тем, кто жизненно заинтересован в их провале.

Курс на новую институциональную среду шире запросов экономики. Речь идет о ликвидации произвола и бесправия на уровне рядовых контактов граждан с властью (демократия повседневности). «Демократия снизу», от повседневных отношений, открывает новые возможности неполитической правозащитной деятельности и гражданских инициатив и в итоге создает реальную базу для демократии в «большой политике».

РАЗДЕЛ II.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ

Инновационный прорыв, его масштабы…

XXI век — век знания, наукоемких производств, высоких технологий и стремительных инноваций. Мировая экономика достаточно быстро, а главное неуклонно трансформируется в постиндустриальную, в которой обычная товарная продукция уступает приоритет нематериальным активам, создаваемым на основе знаний. Страны—лидеры в этих направлениях уже сейчас получают решающие конкурентные преимущества. Более того, эти преимущества позволяют лидерам мирового развития монополизировать если не право, то саму возможность управлять будущим.

Дело не только в том, что мир входит в принципиально новый технологический уклад. Глобальный процесс концентрации высокопроизводительной интеллектуальной активности продолжается, что уже сейчас ведет к ее сосредоточению буквально в нескольких странах.
В том, что касается точки отсчета в инновационных процессах нам теперь не до заносчивости. Многое из того, что делают уже сейчас страны, пытающиеся включиться в инновационную гонку, нам необходимо еще только запустить, а затем пройти, чтобы хотя бы сняться с «нефтяной иглы», обеспечить инновационный старт.

…и его альтернативы

Ситуация не вполне определенна и трактуется неоднозначно. Если в этом веке наш «догоняющий прорыв» не состоится, для мировой истории в этом не будет ничего уникального, а тем более трагичного (если, конечно, провал России не обернется глобальным бедствием, что в принципе не исключено).
Вопрос лишь в том, насколько мирная траектория прозябания на вторых ролях вообще открыта для России — не на отдельных сравнительно благополучных отрезках, а в большой перспективе. Не исключено, что Россия из-за своих размеров, уникальных природных богатств и человеческого потенциала просто обречена на борьбу за лидерство и особые позиции в мире.

Есть здесь и серьезная опасность. При нашем характере обычное дело, подвигая себя на борьбу за лидерство, сводить все к производству знаков, символических атрибутов прорыва. Если разговоры о научно-технологическом лидерстве сведутся к инновационной символике, к производству экспонатов для очередной выставки достижений народного хозяйства — дело обречено.

Стартовые условия: люди и институты

Россия вступает в новый век с крайне противоречивыми стартовыми условиями для инновационного маневра.
Планка, задаваемая нашим прошлым и вызовами не нашего будущего, предельно высока, но стартовые условия удручают.
Производство «мозгов» и знания остается в России для людей — делом подвижников, а для страны — еще одной «сырьевой» отраслью, предметом дармового экспорта, за наши же средства увеличивающего отрыв глобальных конкурентов. В то же время, инновационный потенциал России, в первую очередь определяемый качеством человеческого капитала, по-своему уникален и составляет наше второе «естественное преимущество», в перспективе на порядок более значимое, чем природные богатства.
Проблема в условиях, в среде. Если эти же люди за рубежом творят чудеса творчества и вершат инновационные подвиги, значит, проблема в институтах и практиках. В этом веке инновационный маневр для России начинается с устранения препятствий и сброса балласта, прежде всего со стороны власти. Первый лозунг инновационного старта — не мешать! В том числе — чрезмерным участием и отягощающей «заботой». Инновационная стратегия власти должна сменить тон с амбициозного на самокритичный: пока главным ограничителем развития является само государство.

Задача в том, чтобы создать экономику, генерирующую инновации, а не генерировать инновации для их мучительного внедрения в экономику. Новая глобальная конкуренция осуществляется в двух основных направлениях:
люди, их квалификация, знания и навыки, их активность, дух инновационности и предприимчивости, способность работать сообща и не только за плату, но и во имя достижения общенациональных целей;
институты и практики, учреждения, законодательство и правоприменение и т.д., вплоть до идеологической и политической ситуации, либо располагающей к реализации самого духа инновационности, либо его блокирующей.

На уровне официальной риторики уже признано, что главная ценность и главный потенциал будущего (а, строго говоря, уже и нынешнего) развития — это так называемый человеческий капитал, его наличие и динамика, его качество.
Во-первых, предстоит решить задачу расширенного воспроизводства «человеческого капитала». Наша система образования должна быть перестроена не только в плане ориентации на новое знание и инновационную прагматику, но и в плане ориентации на ценностные установки и мораль, отличающие инновационный социум от ресурсно-сырьевого. Формирование нового поколения — процесс, имеющий вполне определенный временной лаг, поэтому запаса времени на реформу институтов образования и воспитания практически нет.
Во-вторых, при всей неоднозначности темы утечки мозгов для развития науки как таковой («глобальный интеллект»), эта проблема для страны существенна и уже стала критичной. Для предотвращения исхода интеллектуальных кадров и их возврата необходимо формирование, как минимум, нормальных, конкурентных условий для самореализации. Сейчас это – важнее денег.

Меняется система финансирования науки и инноваций. По мере проведения институциональных реформ будет взята на вооружение система, принятая в развитых странах: государство финансирует фундаментальную науку и особо крупные и (или) перспективные проекты, но сроком на 3—4 года; далее если эти направления не подхватывает бизнес, финансирование из федерального бюджета перераспределяется.
Поскольку инновационный маневр начинается в почти боевых условиях, необходим гражданский контроль за расходованием средств, выделяемых на такие проекты — не менее жесткий, чем за обоснованием и расходованием военного бюджета.
Государство всеми доступными ему средствами обеспечивает продвижение российских инноваций на мировых рынках, гарантирует недискриминационные условия конкуренции. Оно также содействует участию России в крупнейших международных исследовательских проектах, роль которых в будущем будет усиливаться в связи с резким удорожанием современной науки и усложнением обслуживающей ее исследовательской техники.
Но при этом не менее важная для инновационного маневра задача государства — обеспечение оптимальных условий для отечественных, локальных, в том числе сверхмалых проектов (микроинновации). В этом, пожалуй, наиболее радикальный разворот инновационной стратегии российского государства.
Главное же необходимое изменение в инновационной экономике и экономике инноваций заключается в создании условий, в которых корпорации гоняются за носителями знания и нематериальными активами, а не наоборот.

Особенности инновационной среды стран—лидеров инновационного развития достаточно описаны.

Вместе с тем, есть целый ряд условий, без которых любые попытки продвинуть инновации в системном порядке обречены на провал. Среди них:
экономическая свобода;
отсутствие коррупции;
отсутствие бюрократических барьеров;
совокупность условий для развития малого бизнеса;
конкурентоспособность;
доступность венчурного капитала;
лояльное отношение общества к коммерческому успеху;
защищенность от криминала и произвола чиновников;
механизмы исполнения контрактов.

Новое содержание инноваций

Изменение системы ценностей от государства и власти к индивиду и обществу в корне меняет само содержание инноваций, их направленность и мотивацию.
Общий тренд предполагает сдвиг в сторону гуманитарного и социального знания. Это справедливо и в отношении нашей страны.

И в целом, и в российской ситуации особенно, нет ничего опаснее иллюзий, будто в консервативном обществе возможны подлинные инновационные прорывы и системное, устойчивое инновационное развитие. По-настоящему современная инновационная экономика невозможна в стране с элементами неофеодализма, с отсталыми, а тем более архаичными институтами.
Опаснейшая иллюзия, будто нынешнюю Россию — в том виде, в каком она сформировалась — можно сделать инновационной, общающейся на равных с лидерами мирового инновационного развития и конкурирующей за возможности управления будущим. Для подлинно инновационного развития (а по большому счету, и для обеспечения самого инновационного старта) уже нужна другая страна — с другой системой ценностей и отношений, с другой политикой и социальной средой, с другой системой управления, с другим настроем в бизнесе.

РАЗДЕЛ III.
РОССИЯ: ХХI ВЕК. ПОЛДЕНЬ

Нарисованный ниже образ — это не идеал, о котором мы мечтаем. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы страна, в которой он живет, была самой лучшей.
Мы поставили себе другую задачу: описать Россию после успешной модернизации. Модернизация — сложный процесс изменений во всех сферах общественной жизни, длящийся десятилетиями. Важнее содержательная характеристика этой точки: страна может плавно совершенствоваться во всех областях жизни, иначе говоря, модернизация стала самовоспроизводящейся и нет необходимости в коренных переменах.
Такая Россия не будет идеальной. Главный критерий успеха модернизации не в этом, а в соответствии страны вызовам современности. Их можно определить следующим образом:
качество жизни, сопоставимое с наиболее передовыми странами мира по всем основным параметрам;
конкурентоспособная экономика, обеспечивающая высокий жизненный уровень;
справедливая социальная система;
передовая и динамично развивающаяся наука; приумножаемые достижения национальной культуры;
эффективное подотчетное гражданам государство и справедливый общественный строй, обеспечивающий каждому гражданину личную свободу и защищенность его интересов, соблюдение основных прав и свобод человека и господство права;
торжество закона и порядка внутри страны и безопасность на международной арене, конструктивное сотрудничество со всеми соседями и ведущими мировыми державами; современные и эффективные вооруженные силы;
здоровая экологическая обстановка, воспроизводство природного потенциала страны.

Итак, заглянем в полдень светлого дня когда-то в XXI веке. Какую Россию мы увидим?
 

Российская демократия

Россия — федеративная республика с сильной президентской властью и сильным двухпалатным парламентом.
Срок президентских полномочий сокращен до пяти лет. Дума вернулась к четырехлетнему жизненному циклу.

В стране действует многопартийная система.
Избирательная система — связанная смешанная: половина мест формируется по результатам голосования за партийные списки, другая половина – победители выборов по одномандатным округам.
Ядром партийной системы являются правоцентристская и левоцентристская партии. Первая из них опирается на поддержку бизнеса (как крупного, так и среднего), поднявшегося в результате модернизации, а социальной базой этой партии является значительная часть «среднего класса», преимущественно занятая в частном секторе экономики, малый бизнес. Программы этих партий существенно различаются и они реально конкурируют на выборах.
В Думу регулярно проходят при 4%-ном отсекающем барьере правые популисты из Патриотической партии с умеренно-националистической программой (но после отхода В. Жириновского от активной политической деятельности им не удается выйти за рамки 5—6%) и Объединенная гражданская партия — социал-либеральная коалиция правозащитных и экологических общественных движений, которая сохранила партийную эмблему в виде яблока. На грани барьера балансирует Новая левая партия — наследница КПРФ. Остальные партии получают по 1—2% голосов.

Правительство (включая его главу) формируется думским большинством. Однако обретенные навыки коалиционного строительства и управления конфликтами позволяют исполнительной и законодательной ветвям власти конструктивно взаимодействовать.
Лоббизм в Думе, разумеется, существует, и закон о его регулировании появился относительно недавно. Однако неформальные «правила игры» давно установлены и соблюдаются большинством «действующих лиц».
В верхней палате Федерального Собрания заседают всенародно избранные сенаторы. Ни одна внесенная президентом кандидатура не была «завалена» верхней палатой, но были случаи, когда после кулуарных консультаций президентская команда заблаговременно меняла кандидатуру. Верхняя палата парламента вернула себе право принятия решения о посылке вооруженных сил за границу. Теперь президент имеет право самостоятельно направить в экстренной ситуации войска за рубеж, но обязан в течение 40 суток после этого обосновать свое решение перед Советом Федерации.

Губернаторы избираются прямым голосованием населения региона. В целом местный уровень власти существенно укрепился.

Российская Федерация остается многонациональной, мультикультурной и многоязычной, однако межэтнические отношения стали гармоничными. Специфические интересы этносов России в области сохранения и развития языка, национальной культуры и равенства возможностей защищены как федеративными отношениями, так и национально-культурными автономиями рассеянных диаспор.
Судебная власть существенно окрепла и стала (по общему мнению) независимой. Именно судья вместе с прокурором в представлении региональных политиков и чиновников стали «федералами», стоящими на страже федерального закона и правопорядка в каждом российском городе и селе.

По уровню коррумпированности Россия по-прежнему находится в последней десятке европейских стран, но уже опережает европейских аутсайдеров и никак не похожа на коррумпированные страны «третьего мира».

Гражданское общество существенно укрепилось. Регистрация некоммерческих организаций упрощена и носит уведомительный характер. Отчеты об их деятельности в обязательном порядке публикуются в СМИ или размещаются на специализированных сайтах в Интернете. В процессе модернизации заметно окрепли общества защиты прав потребителей, социально ориентированные общественные организации, спонтанно возникающие новые профсоюзы и союзы свободных профессий.
Участие российских неправительственных организаций в глобальных проектах стало привычным делом.
Приход цифрового телевидения радикальным образом изменил картину на рынке СМИ. Оказанная государством поддержка потребителям в переходе на «цифру» изменила «спрос» на этом рынке, в результате чего размылась монополия федеральных телеканалов. Развитие Интернета вынудило печатные СМИ изменить редакционную политику и повысить свой профессионализм. Государство отказалось от практики контроля (как прямого, так и через подчиненные бизнес-структуры) за средствами массовой информации. Зато серьезную конкуренцию СМИ составляют блоги — и известных политиков, и общественных деятелей, и профессиональных блогеров, становящиеся в избирательных кампаниях одним из самых ценных ресурсов.
Демократизация политической жизни создала условия для небывалого подъема культуры и досуговой сферы.
Классическая русская культура вновь популярна и внутри России, и во всем мире, и ее сохранение и популяризация поддерживаются специальными правительственными программами и привлеченными средствами частных меценатов. Наряду с этим активно развивается современная культура во всех ее проявлениях.
Выявление и поощрение творческих способностей детей и подростков стало приоритетной задачей как органов образования, так и общественных организаций и движений.
 

Российское социальное государство

Российское государство стало в полной мере социальным — соответствующим своей главной конституционной характеристике. Успешная модернизация экономики создала запрос на «умный» и квалифицированный труд. Это, в свою очередь, создавало запрос на качественное образование, здравоохранение, пенсионную систему, которые основывались бы на принципе равенства возможностей, а не «уравниловке». Главным критерием эффективности социального государства стало оказание максимально возможного объема социальных услуг именно тем группам населения, которые предъявляют на них спрос В результате ни одна сколько-нибудь значительная социальная группа — будь то инвалиды или пожилые люди — не выпадает из социальной среды и вносит свой вклад в общественное развитие, тем самым обогащая и свою жизнь как полноценных членов общества.

Уровень социального расслоения в России остается достаточно высоким, но заметно сократившимся по сравнению с началом века — если брать децильный коэффициент , то он равен примерно 1:10, что в целом соответствует европейским (североевропейским) меркам.
Наиболее многочисленной социальным слоем российского общества является средний класс, в который попадает не менее 50% населения (домохозяйств). Его отличительными чертами являются:

  • высокие текущие денежные доходы (не менее 30 тыс. руб. покупательной способности 2009 года на члена домохозяйства);
  • наличие комфортабельного собственного или арендованного жилья (для «верхнего» среднего класса — второго, обычно загородного жилья);
  • обеспеченность современным набором товаров длительного пользования;
  • обладание денежными сбережениями, размещенными в финансовых институтах, и (или) участие в долгосрочных кредитных (ипотечных) проектах;
  • занятие квалифицированным трудом;
  • вложение личных средств в поддержание своего здоровья и здоровья членов своей семьи;
  • участие в платных образовательных (например, связанных с переквалификацией или повышением квалификации) и досуговых программах для себя и членов своего домохозяйства (например, музыкальные, художественные, спортивные школы для детей);
  • проведение отпуска вне дома или загородного жилья;
  • активное (на уровне неформально закрепленной общественно приемлемой нормы) участие в деятельности некоммерческих организаций (волонтерство, благотворительность), местного самоуправления.

В состав среднего класса входят домохозяйства малых и средних предпринимателей, квалифицированных специалистов бюджетной сферы (работники образования, здравоохранения, культуры), офицеров Вооруженных Сил, сотрудников правоохранительных органов, чиновников, квалифицированных рабочих.

Полный текст читайте на сайте ИНСОР  www.riocenter.ru

Рубрика:
Новости

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Вышла книга о шахматисте Анатолии Карпове

Среда, 14.04.2021, 08:58:54,

Команда проекта «Московское долголетие» получила благодарность за вклад в организацию «Большого этнографического диктанта»

Среда, 07.04.2021, 19:26:10,

В России появятся браслеты для людей, страдающих деменцией

Вторник, 06.04.2021, 10:53:50,

«Освой гаджет»: как проект помогает москвичам серебряного возраста

Пятница, 22.01.2021, 15:00:42,

Возвращение пенсионного удостоверения

Суббота, 06.06.2020, 09:35:08,

Сегодня мусульмане отмечают свой главный праздник – Курбан-Байрам. Поздравляем!

Четверг, 24.09.2015, 09:31:58,

Русский Cевер: шесть проектов для активного поколения

Пятница, 18.09.2015, 13:41:10,

Бедность наступает

Среда, 09.09.2015, 11:42:35,

ОНФ критикует систему здравоохранения в России

Понедельник, 07.09.2015, 06:51:24,

5-й социальный кинофестиваль “Третий возраст – новые возможности”

Суббота, 05.09.2015, 07:39:49,

Департамент труда Москвы присоединен к департаменту соцзащиты

Четверг, 27.08.2015, 06:47:20,

Прошел конкурс среди СМИ, пишущих на пенсионные темы

Вторник, 04.08.2015, 08:25:31,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024) Как сохранить печень здоровой? (14.02.2024) Как нас могут ограбить с помощью SMS-сообщения? (13.02.2024) Телефонное мошенничество и персональные данные (07.02.2024) Телефонное мошенничество: предупрежден, значит вооружён (30.01.2024) «Открой мне тишь своих библиотек» или чтение как лекарство (17.01.2024) Как победить тревогу (11.01.2024) Гипертония – один из самых опасных врагов человека (28.12.2023) Как выбрать подарок для пожилого человека? (25.12.2023)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры