Электронную грамотность – в массы!

Суббота, 30.10.2010, 01:30:00

Процесс внедрения электронных услуг – это реальность, которая, что очевидно, требует обоюдного движения навстречу обеих сторон: и разработчиков, и потребителей. При этом первые – разработчики – в данной ситуации являются профессионалами, располагающими материальной и технической базой, а все остальные – любителями. Поэтому с первых и спрос строже. Для успешного движения навстречу надо определиться, какой дорогой идем. В настоящее время, надо признать, только один паровоз набирает скорость. Из пункта А в пункт Б едет состав глубоко интеллектуальных и хорошо оснащенных специалистов. Но что в его вагонах? Микроскопы, упрощенные до уровня стеклянных бус, или швейные иголки с дистанционным управлением? Пока, как мне кажется, продукт – т.е. электронные услуги – где-то между.  

   Поэтому обязательно надо понять, кто там, в пункте Б. То есть: кто он - потребитель. Там, в пункте Б., куда едет поезд электронных услуг, скопилось по меньшей мере 30 млн. 700 тыс. пожилых людей. Да, такая у нас страна, куда ни посмотри – сплошной рекорд Гиннеса.
   Естественно, это не однородная масса, а люди со своими весьма разнообразными особенностями. Но надо помнить:
     1. В подавляющем большинстве эти миллионы людей получили добротное среднее образование при советской власти – там могут быть претензии по части истории, но математику вбивали в голову даже самым упрямым гуманитариям, даже несмотря на отсутствие такой вершины бюрократической фантазии, как ЕГЭ.
     2. Плюс ко всему огромная часть этих людей получила также среднее специальное и высшее образование, опыт работы, квалификацию, что, несомненно, повысило их умственные способности. 
     3. Эти люди дисциплинированы и готовы учиться.
   Многие наверняка сталкивались с неординарными умственными способностями наших бабушек и крайне удивлялись, что они могут влегкую научиться компьютерной грамотности, освоить Интернет, разные сложные программы и т.д. Так вот я открою секрет: это – нормально, это - не исключение. Наши пожилые люди получили вместе со средним образованием великолепные навыки обучаемости, и это – в массе.
Приведу пример. В мае этого года молодые люди из РАРИО пригласили с моей помощью несколько пожилых людей из ЦСО «Якиманка» посетить открытый компьютерный урок в «Кафемаксе» на Третьяковке (Москва). Ждали, что придут 3, от силы 5 человек. Пришли – более 30. Поначалу возникла сумятица, искали свободные мониторы и стулья, но в результате урок был проведен. В конце его пожилые люди долго не хотели расходиться и обратились с просьбой сделать такие занятия регулярными, а если не получится, то по крайней мере периодическими.

Нина Карловна: Для пенсионера важно общение, а через Интернет очень хорошо можно общаться. С одноклассниками, с друзьями, с родственниками, которые далеко живут.
Тамара Михайловна: Я считаю, это настолько необходимо – и информацию через компьютер получить, есть возможность. Это настолько в наше время необходимо - эти курсы, это знание компьютера!
Владислава Васильевна: У меня есть личные задачи и интересы, и компьютер мне помогает в жизни. Потом, и младшее поколение надо учить. Сейчас вот электронное правительство – тоже нужно всякие документы изучать и т.д. И вообще в жизни очень помогает – объем информации громадный. Это очень полезно также для бытовых целей. Посмотреть ассортимент – где в каком магазине продукты сколько стоят, выбрать себе магазин, в котором можно продуктовый пакет подешевле купить. Медицинские услуги где-то можно сравнить. Вся социальная помощь здесь. Кто хочет – пожалуйста – и литература здесь, что угодно.

   Учеными доказано (и нашими геронтологами, и зарубежными), что примерно в возрасте 75 лет у человека открываются новые творческие и интеллектуальные резервы. Происходит какая-то химия в мозгах, до сих пор не получившая досконального объяснения. Просто мы об этом явлении не знаем, и каждый раз удивляемся талантливым старикам и старушкам, как будто впервые сталкиваемся с такими фактами. На самом деле такова нормальная природа человеческого старения.
   Сегодня движение потребителя навстречу электронному поезду (назовем так) - ограничено в основном материальным фактором – отсутствием средств на приобретение своей личной техники. Причем если на мобильник деньги уже нашли практически все, то компьютеры пока что дороговаты. Хорошо бы отдавать в те же ЦСО старые компьютеры – старики на них бы учились и прекрасно работали. Я хочу подчеркнуть: в городах людям не надо объяснять, зачем нужны новые технологии, в подавляющем большинстве они готовы использовать электронные возможности, им надо немного помочь, предоставить такую возможность.
   В нашем журнале есть рубрика «Центры социального обслуживания: terra incognita». К сожалению, далеко не все до сих пор знают, что в России существует сеть центров социального обслуживания, которая неплохо себя зарекомендовала. По данным на 2009 год, таких центров существовало 2264 (ЦСО не являются домами престарелых – 1530). Количество ЦСО распределяются по территориям неравномерно, ведь это забота региональных властей. Например, в Москве – 123 центра на 2,5 миллиона человек. Так вот, из 123 столичных ЦСО еще (или уже) 78 оснащены компьютерными классами.
   Компьютерный ликбез постепенно охватывает все слои населения. Он бесплатно доступен также на биржах труда – в центрах занятости, где, правда, при некоторых условиях тоже можно поучиться. Многие библиотеки, компьютерные клубы предоставляют возможности обучения компьютерной грамотности бесплатно.
   Что касается ситуации в целом в России, то повсеместно открываются компьютерные курсы, часто их проводят телекоммуникационные компании, но пока этого недостаточно. Хорошие позиции по регионам занимают, например, Иркутск, Томск, Новосибирск, Калининградская и Ульяновская области. Далее. Во многих городах существуют так называемые Университеты третьего возраста, которые образуются при поддержке высших учебных заведений. Это еще один путь продвижения электронной грамотности.
   Как считают специалисты фонда «Общественное мнение», аудитория Интернета в России к осени 2010 г. выросла до 44 млн. человек. Но в возрастной группе от 45 лет и старше – только половина людей хотя бы изредка пользуется интернетом.
   Что касается пластиковых карт, то и они внедряются все шире. Прежде всего, все пенсионеры Москвы спокойно освоили и «социальную карту москвича», и пластиковые карты для получения пенсий. Некоторые ее функции остаются не используемыми. Кстати, это не всегда зависит от пожилых людей: например, не все кафе и магазины принимают карты к оплате.
Кстати, хочется отметить работу Сбербанка: он не просто упростил получение пенсий через пластиковые карточки. Он таким образом помогает изменять менталитет россиян. Многие с удовольствием получают пенсию в банкоматах - там и тогда, когда удобно.
   Не нужно напоминать, как пожилые с энтузиазмом разыскивают друзей, одноклассников, сослуживцев в социальных сетях. Даже самые слабые пользователи способны отыскать в Интернете нужные адреса, телефоны, рекомендации и т.д.
   Но: картина на самом деле далеко не так однородная и не так радужна.
   Есть две главных составляющих, которые удерживают миллионы пожилых людей в их движении из пункта Б в пункт А, навстречу новым технологиям.
   Первое, и самое сложное: материально-техническое обеспечение каждого участника движения.
   Второе. Менталитет взрослого и пожилого россиянина.
   По первому пункту можно сказать только одно: если есть хоть какие-то возможности, надо обеспечивать людей бесплатным выходом в Интернет, шире открывать экономичные компьютерные клубы, предоставлять льготы пенсионерам, брать на себя усилия по обучению пожилых людей.
   Что касается второго - социально-психологических особенностей россиян пожилого возраста, - то тут можно назвать несколько моментов, которые необходимо учитывать при разработке электронных услуг.
   Во-первых, пожилые люди часто испытывают страх перед новыми технологиями. Он может маскироваться инертностью или даже агрессивностью в поведении, но прежде всего это страх, и относиться к нему надо с пониманием, выводить людей из растерянности. Именно этим с блеском занимаются сотрудники Сбербанка, которые дежурят в отделениях у терминалов: они помогают преодолеть растерянность и страх, дают возможность почувствовать благожелательную поддержку, а что еще нужно пожилому человеку. Это очень важно, когда человек знает, что он не одинок, что ему помогут. Это очень серьезный момент.
   Думаю, в разработке новых технологий можно предусмотреть фигуру (пусть виртуальную) помощника, сильного, умного и благожелательного.
   Второе. Необходимо также учитывать стереотипы мышления, зрительного восприятия, речевые клише, привычные для людей старше 45-50 лет.
   Третье. Необходимо предусмотреть советы, как избежать виртуального мошенничества.
Ведь коммунальный платеж составляет до 30 до 50 проц. пенсии – месячного дохода пожилого человека, и потерять его – означает сесть на пару месяцев на голодный паек.
   Четвертое. Необходима широкая информационная поддержка, пиар и социальная реклама продвижения электронных услуг. С этим дело сейчас обстоит, мягко говоря, слабовато.
   И последнее. В нашем обществе надо в корне изменить отношение к старости, понять и принять ее как дар, а не как несчастье. Надо научиться преодолевать ее тяжелые стороны, связанные с утратой здоровья, вырабатывать в себе гормон радости, чаще улыбаться, заботиться о других.
   Ведь перспективы наши таковы: к 2050 году население России на одну треть будут составлять люди пожилые. К тому времени, уверена, в мире появятся новые технологии, возможно, совсем иной природы, и нынешним молодым так же, как сегодня пожилым, придется или освоить их, или стать объектом жалости и насмешек. Поэтому вслед за А.С. Пушкиным хочу воскликнуть не только: «Береги честь смолоду», но и «Смолоду береги здоровье».        Привыкайте к здоровому образу жизни и вырабатывайте в себе радостное отношение к жизни. В этом залог долголетия и полноценной жизни в любом возрасте. Желаю всем доброго здоровья!

Елена Шахова,
Гл.редактор «НП»

 

Рубрика:
Новости

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Вышла книга о шахматисте Анатолии Карпове

Среда, 14.04.2021, 08:58:54,

Команда проекта «Московское долголетие» получила благодарность за вклад в организацию «Большого этнографического диктанта»

Среда, 07.04.2021, 19:26:10,

В России появятся браслеты для людей, страдающих деменцией

Вторник, 06.04.2021, 10:53:50,

«Освой гаджет»: как проект помогает москвичам серебряного возраста

Пятница, 22.01.2021, 15:00:42,

Возвращение пенсионного удостоверения

Суббота, 06.06.2020, 09:35:08,

Сегодня мусульмане отмечают свой главный праздник – Курбан-Байрам. Поздравляем!

Четверг, 24.09.2015, 09:31:58,

Русский Cевер: шесть проектов для активного поколения

Пятница, 18.09.2015, 13:41:10,

Бедность наступает

Среда, 09.09.2015, 11:42:35,

ОНФ критикует систему здравоохранения в России

Понедельник, 07.09.2015, 06:51:24,

5-й социальный кинофестиваль “Третий возраст – новые возможности”

Суббота, 05.09.2015, 07:39:49,

Департамент труда Москвы присоединен к департаменту соцзащиты

Четверг, 27.08.2015, 06:47:20,

Прошел конкурс среди СМИ, пишущих на пенсионные темы

Вторник, 04.08.2015, 08:25:31,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024) Как сохранить печень здоровой? (14.02.2024) Как нас могут ограбить с помощью SMS-сообщения? (13.02.2024) Телефонное мошенничество и персональные данные (07.02.2024) Телефонное мошенничество: предупрежден, значит вооружён (30.01.2024) «Открой мне тишь своих библиотек» или чтение как лекарство (17.01.2024) Как победить тревогу (11.01.2024) Гипертония – один из самых опасных врагов человека (28.12.2023) Как выбрать подарок для пожилого человека? (25.12.2023)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры