Во всех видах творчества – в живописи, литературе, архитектуре, музыке, в театре, тоже произошла настоящая революция! Но в декоративно-прикладном искусстве, где традиции оттачивались веками, форма не изменилась, а вот содержание стало совсем иным.
В первые послереволюционные годы мастерам Палеха, Федоскина, Мстёры и Холуя, стало жить очень нелегко, потому что на их великолепных миниатюрах изображались религиозные сюжеты, написанные по православным канонам. Но художник остается художником, и скоро очень популярной и востребованной стала лакировка действительности в переносном, а в данном случае и в прямом смысле! На шкатулках и миниатюрах стали появляться не менее фантастические сцены, чем на клеймах житийных икон, где изображались далекие библейские страны и персонажи, которых художник никогда не видел.
Благодаря известным и неизвестным мастерам сегодня мы можем взглянуть на российскую историю ХХ века, глазами не реалиста, а поэта, не как на фотографический отпечаток, а как на проекцию мечты о том какой яркой, радостной и красивой должна стать жизнь страны. В московском Музее декоративного и прикладного творчества (ВМДПНИ) до 21 января будет работать одна из выставок цикла «Рожденные Октябрем» под названием «История России в лаковой миниатюре: XX век», а 17 декабря ее можно будет посетить совершенно бесплатно.
Баканов И.М. Шкатулка ”Изба-читальня”. Палех, 1925
Козлов С.И. Шкатулка ”Новые марши”. Федоскино, 1981
А главным из искусств в начале и на протяжении всего ХХ века стали в советсккой России агитация и пропаганда. Призывы “За власть Советов” размещались не только на плакатах, но и на стенах домов, и даже на посуде. Еще одна юбилейная выставка из собрания ВМДПНИ, открыта до 10 декабря, так и называется «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире». В первые два десятилетия советского государства родилось направление, которое получило название «агитационный фарфор».
Художники, работающие в текстильной промышленности, тоже были вовлечены в этот общий процесс и на тканях вместо букетов и турецких огурцов стали изображаться серп и молот и стилизованные буровые вышки.
Даже кружевницы на коклюшках стали выплетать не цветы и снежинки, а вереницы красных конников и самолеты с парашютами.
Правда, надо признать, что такой вид пропаганды, как агитационные платки, не был изобретением первых революционных лет. Еще в начале века на Прохоровской мануфактуре стали выпускаться эти популярные женские головные уборы к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Задолго до этого по разным поводам изготовлялись другие платки с патриотическим содержанием: с изображением венценосных особ, и даже с Иваном Сусаниным.
У первых советских агитплатков была своя история, не менее интересная, чем их новый революцилонный, в художественном смысле, дизайн. Например, когда революция потеряла своего вождя, Владимира Ленина, был выпущен платок с его изображением в центре, а по углам – Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Михаил Калинин и Лев Троцкий. Он был выпущен в количестве полутора тысяч к 1-му съезду учителей. Но уже через пару лет, когда Троцкий из героя превратился во врага народа, его изображение из платков аккуратно вырезалось и только в наши дни кудесники-реставраторы смогли восстановить изображение опального трибуна.
Морозова Наталья/Новый пенсионер
Рубрика:
История
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную