Большинство проектов, направленных на работу с людьми старшего поколения, по-прежнему похожи на детский сад: мы вот тут придумали для вас что-то интересное, приходите и играйте. Огромные бюджетные и частные средства тратятся на то, что, возможно, и приносит краткосрочную пользу, но не формирует устойчивую систему в долгосрочной перспективе. И доноры, и организаторы понимают, что делают что-то хорошее, но не понимают зачем: что именно должно в результате всего этого родиться.
Главный недостаток такого подхода в том, что человек старшего возраста воспринимается как объект, а не как партнер. Если мы говорим об активном долголетии, то должны забыть о пожилом человеке как о пассивном благополучателе, за которого уже всё решили и сделали.
Есть более эффективный подход. Во-первых, людям старшего возраста нужно дать возможность самим решать, что им интересно, и что именно они хотели бы делать. Во-вторых, люди старшего возраста должны быть не только благополучателями, но и соорганизаторами проектов. В-третьих, необходимо постепенно выводить проекты в самостоятельное плавание. Надо не просто поддерживать их деньгами, а учить людей самостоятельно искать источники финансирования. Если проект хороший, он будет жизнеспособен.
Когда речь идет о повышении качества жизни людей старшего поколения, то ключевую роль играет формирование среды, которая позволит человеку оставаться включенным в социум. Пока человек работает, его окружают коллеги, он куда-то ездит, с кем-то общается.
В свою очередь, у большинства людей старшего возраста пространство общения сужается до размеров собственного подъезда или двора. В такой ситуации трудно найти единомышленников и заниматься чем-то, что тебе действительно интересно. Лишь единицы сами находят круг общения вне места проживания. Так что наша задача, во многом, состоит в том, чтобы дать людям информацию о том, где и как они могут реализовать себя вне привычных рамок.
Один из удачных примеров - проект «Подиум зрелой красоты», который проводил портал «Баба-деда» при поддержке нашего фонда в Петербурге. Люди после участия в проекте меняют свою жизнь на 180 градусов: приходят к нам пенсионерками, а уходят моделями и актрисами. У них появляется другой круг общения, они начинают стильно одеваться, выезжают в центр города – в общем, ведут настоящую светскую жизнь.
Разумеется, мы понимаем, что далеко не каждый пенсионер стремится к богемным тусовкам и модным нарядам. Большинство людей все-таки хотят делать что-то полезное для того места, в котором живут. Вот почему развитие местных сообществ имеет огромное значение, и это наш приоритет. Наш фонд поддерживает много подобных проектов, но, пожалуй, самый масштабный мы реализуем в Красносельском районе Санкт-Петербурга при поддержке муниципалитета и корпоративного донора. Внешне всё абсолютно традиционно: концерты, курсы, фестивали – как партнеры из муниципалитетов привыкли (а их очень тяжело уговорить на что-то новое). Но и эту кондовую деятельность мы стараемся наполнять смыслами. Так, например, мы решили фотографировать и интервьюировать тех, кто ходит к нам на концерты. Результат – люди стали наряжаться, осмысливать музыку, проявлять живой интерес; исчезли те, кто приходил случайно, потому что «билет дали». На каждом подобном мероприятии мы проводим анкетирование гостей, чтобы получать обратную связь. Если это соседский фестиваль, то жители района у нас не просто пассивные зрители, они сами участвуют в организации: кто-то приносит еду к чаю, кто-то готовит выступления для концертной программы. Принцип личной вовлеченности побуждает людей самоорганизовываться, общаться, самостоятельно продвигать какие-то инициативы. А если бы мы просто провели концерт и уехали, то люди бы разошлись по своим квартирам до следующего раза.
Даже банальные курсы мы используем с целью развития местных сообществ. Например, слушатели курсов ландшафтного дизайна применили полученные знания на практике, создав в своем районе общественное пространство с арт-объектом, дорожками, лавочками. Для реализации проекта привлекли муниципалитет, профессионального художника, волонтеров.
У «новых пенсионеров» есть колоссальный спрос на «движуху». Отработав длительное время ради дохода, люди хотят делать что-то, что было бы наполнено смыслом. Но многих останавливают стереотипы о собственном возрасте и отсутствие лидера рядом. Кто-то должен прийти к ним и помочь поверить в себя. С этим у нас проблемы отчасти потому, что пенсионеры все еще пользуются традиционными каналами информации. В скором будущем нам придется заказывать таргетированную рекламу в соцсетях, чтобы оповещать пожилых людей о чем-то, но пока лучше всего работает «сарафанное радио».
Когда мы только начинали, то приглашали жителей на мероприятия через муниципалитет. Мы сразу обратили внимание, что к нам приходят одни и те же люди, «районный актив». Тогда мы обратились к местным активистам с просьбой помочь собрать жителей на соседский фестиваль. Они это сделали так, как мы бы, наверное, не догадались. В людном месте поставили стол и самовар с чаем, угощали прохожих и заодно приглашали на фестиваль. Еще они пошли к метро и рассказали о фестивале бабулькам, которые там торгуют. Так информация о фестивале моментально ушла в народ.
Активность – это еще и инициативность. Если люди сами что-то придумали и сформулировали, то их надо поддержать. Например, несколько пенсионерок узнали, что у нас планируется бюджет на следующий год, разработали свою программу и пришли к нам за поддержкой. Говорят, вот, мы хотим делать то-то и то-то. В их идеях не было ничего особенного: какие-то курсы, йога, карвинг - но они сами нашли преподавателей, договорились обо всем и вышли на нас. Это дорогого стоит. Другие пенсионеры узнали, что у них в районе открылась школа танцев, захотели учиться там и пришли просить о помощи. Мы, в свою очередь, прекрасно понимаем, что для людей старшего возраста школа танцев – это больше, чем занятия. Они там общаются, влюбляются, устраивают чаепития. Но мы не можем оплачивать всевозможные курсы бесконечно – так никаких денег не хватит. Поэтому мы сказали: хорошо, оплачиваем первые два месяца, а потом – ищите деньги сами. И я не сомневаюсь, что найдут.
Так мы подводим наших грантополучателей к основам фандрайзинга. Создание устойчивой модели предполагает, что мы поддерживаем тот или иной проект пока считаем, что мы ему нужны. Параллельно мы учим лидеров проекта искать других доноров. Если у людей получается, то проект проживет без нас очень долго. Мы же получим успешный кейс, который можно тиражировать дальше. Кстати, среди пожилых людей много успешных фандрайзеров. Некоторые надевают ордена и идут к предпринимателям. Разумеется, пожилому человеку в орденах так просто не откажешь. А новое поколение пенсионеров практически на 100% владеет цифровыми технологиями, поэтому в скором времени мы увидим их и на краудфандинговых платформах.
Уже сейчас мы отработали механику действий, позволяющую нам одновременно запускать множество проектов в разных регионах. Во многом благодаря тому, что мы учим наших грантополучателей зарабатывать самостоятельно. Мы бы никогда не добились такого масштаба, если бы занимались адресной благотворительностью или длительной поддержкой небольшого числа проектов.
У людей старшего возраста огромный потенциал. Во-первых, их становится больше. Во-вторых, уже нет той цифровой пропасти, которая была еще недавно между пожилыми и молодежью. В-третьих, у пенсионеров полно времени, и, как это ни покажется странным, экономически они стабильнее людей среднего возраста и молодежи. А, как известно, когда удовлетворены базовые потребности, человек начинает задумываться о чём-то большем.
Постепенно мы выходим на такой уровень, когда люди пенсионного возраста запускают не только некоммерческие проекты, но и свои социально ориентированные бизнесы. Все, наверное, уже знают про коммерческие проекты типа «Бабушка на час». Сегодня они появляются в самых разных регионах. А грантополучатель конкурса «Активное поколение» из Уфы успешно реализовала некоммерческий проект и решила, что пенсионеры могут зарабатывать, ухаживая за больными стариками. Теперь у них свой бизнес.
Вот такие у нас «новые пенсионеры». Понятно, что не все и не везде. Понятно, что есть те, кому здоровье уже не позволяет жить активно, и те, кто по натуре не склонен к этому. Многое зависит от привычек, которые у людей сформировались еще в молодости. Например, одной моей знакомой из Челябинска раз в месяц дают бесплатные билеты в театр. Но в театр она не ходит, потому что спектакли заканчиваются поздно, а заплатить 100 рублей за такси ей неловко. Не привыкла она ездить на такси. При этом она не бедствует и регулярно ездит в Карловы Вары.
Менять людей мы не стремимся, но мы хотим изменить их отношение к самим себе и помочь им открыть в своей жизни что-то такое, о чем они раньше не догадывались.
Рубрика:
Лучшая часть жизни
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную