Александру Зацепину – 85 лет. Поздравляем от всей души!

Четверг, 10.03.2011, 09:47:00

10.03.2011. Александру Зацепину – 85 лет. Поздравляем от всей души! Оптимизм, интеллект, подвижность – вот три кита, на которых строится долголетие. Четвертый и самый большой «кит» Александра Зацепина – талант. Он написал музыку более чем к 100 кинофильмам, среди них - "Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Земля Санникова», «Женщина, которая поет». Мелодии, которые подарил нам Зацепин, стали частью нашей жизни, нашей культуры, нашего сознания. От всей души поздравляем Александра Сергеевича и желаем ему благополучно дожить до 100-летнего юбилея. Отрывки из интервью и справка  

Оптимизм, интеллект, подвижность – вот три кита, на которых строится долголетие. Четвертый и самый большой «кит» Александра Зацепина – талант. Он написал музыку к 100 кинофильмам, среди них - Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Земля Санникова», «Женщина, которая поет». Мелодии, которые подарил нам Зацепин, стали частью нашей жизни, нашей культуры, нашего сознания. От всей души поздравляем Александра Сергеевича и желаем ему благополучно дожить до 100-летнего юбилея. 

«В семье у нас очень любили музыку. Мы жили в Новосибирске, мама преподавала русский и литературу в школе, отец был известным хирургом. Он очень любил музыку, особенно классическую: собрал великолепную коллекцию пластинок – записи Шаляпина, Лемешева, Козловского. По выходным устраивал нам с мамой концерты звукозаписи, если так можно выразиться. Соответственно и музыке учить меня начали с 1-го класса. Сначала у частного педагога, потом в музыкальной школе. Учился я с удовольствием, а с 4-го класса стал понемногу сочинять. Сочинял какие-то незатейливые песенки, но друзьям они нравились, мы их распевали. Однако родители даже и не помышляли, чтобы я стал профессиональным музыкантом.
С не меньшим интересом, чем музыкой, я занимался языками или, к примеру, химией. Покупал всякие реактивы, колбочки, штативы, словом, практически целую лабораторию дома оборудовал. Очень любил также всякие радиотехнические дела – занимался на станции юных техников. В 6-м классе сконструировал даже кинопроектор. В старших классах школы я окончил курсы киномехаников, а потом и трактористов. И когда летом нас, старшеклассников, отправляли в колхоз, я не картошку копал, а трактором управлял. Представляете? И все-таки больше всего в детстве, отрочестве я любил акробатику.
После школы поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, намереваясь года через два перебраться в другой вуз, где было радиотехническое отделение. Ну а пока создал что-то вроде джаз-оркестра – человек из пяти-семи.
В результате я завалил на очередных экзаменах математику, и меня отчислили из института. А раз так – надо было идти в армию. Была весна 1945 года. Война кончалась, меня направили в Тюменское пехотное училище. «Станете офицером», – сказали мне. Хотя становиться профессиональным военным я не хотел, намеревался сбежать на фронт... Но... дело в том, что командиром взвода, в который меня зачислили, был... Евгений Матвеев, будущий наш знаменитый актер и кинорежиссер. Мы с ним, естественно, сблизились. Вместе стали организовывать художественную самодеятельность. Создали при училище ансамбль песни и пляски. Его соединили с окружным Новосибирским джаз-оркестром, который еще до меня возглавлял тогда уже известный композитор Кирилл Молчанов.
– Сколько знаменитостей на «пятачке» сибирской земли! Такое впечатление, что судьба сама подбрасывала вам разные счастливые случаи.
– А ведь действительно, невероятные счастливые случаи сопровождают меня едва ли не всю жизнь. К концу учебы в пехотном училище я был принят в Новосибирский ансамбль песни и пляски, а после демобилизации в 1947 году – в Новосибирскую филармонию в качестве оркестранта. Начались гастроли по Сибири. Через год я понял – нужно становиться музыкантом-профессионалом. Пришел в музыкальное училище, меня там, оказывается, знали. Сказали: «Идите сразу в консерваторию, с вашей подготовкой примут». И действительно, меня сразу приняли на фортепианное отделение. А через год – и на композиторское. Да не к кому-нибудь, а к известному ленинградскому педагогу, профессору Евгению Брусиловскому. Он после эвакуации не вернулся со всей Ленинградской консерваторией домой, а остался в Алма-Ате. Что это, если не везение, не счастливый случай?
Когда я уже оканчивал консерваторию – в 1956 году, – мне предложили написать музыку к фильму Алма-Атинской киностудии «Наш милый доктор» режиссера Шакена Айманова. Я написал. Записывали мою музыку к фильму в Москве с оркестром сверхзнаменитого, талантливейшего дирижера Виктора Кнушевицкого. Это ли не сказочный случай сам по себе! Кнушевицкому, видимо, моя музыка понравилась, и он сказал: «Что ты сидишь в Алма-Ате, переезжай в Москву!»
Даже с помощью такой значимой фигуры, как Кнушевицкий, и некоторых других моих покровителей это было безумно трудно. Все-таки прописку я получил, правда, не в Москве, а в подмосковном тогда городке Перово.
И вот в 1958 году я купил треть деревянного домика, без удобств, конечно, и перевез туда маму, жену и двухлетнюю дочь. С работой было, правда, пока никак.
– И тут опять вмешался случай...
– Да, повесть о том, как режиссер Леонид Гайдай поссорился с композитором Никитой Богословским. Последний написал музыку к фильмам Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» и должен был писать музыку к следующему фильму режиссера, задуманному им как третья часть трилогии, – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Гайдай уже начал работу над этим фильмом, а тут – ссора, и режиссер остается без композитора. Кто-то посоветовал Гайдаю меня. Мы встретились.
– Как вам работалось с Гайдаем? У него ведь была репутация режиссера-диктатора. Вообще, как работает композитор для кино?
– Очевидно, бывает у всех по-разному. Но, как правило, прочитав сценарий, композитор должен представить экспликацию музыкальных номеров. Скажем, в «Операции «Ы» есть такая очень смешная сцена посадки героя в автобус. В сценарии стоит ремарка Гайдая – «галоп», в другой сцене стоит ремарка – «вальс». А я сажусь и пишу совсем другую музыку, другого жанра. Вместо галопа – в первом случае – самбо. Ну что поделаешь – у Гайдая одно видение данной сцены, у меня – другое. Показываю Гайдаю, что я написал. Он говорит: «Я не совсем понимаю, почему ты написал не то, что я хотел. Ты должен мне верить».
Я объясняю: «В записи эту сцену будет сопровождать живой оркестр, и тогда вы воспримете все по-другому. Я ведь тоже не всегда понимаю, почему вы строите эту сцену именно так, а не иначе. Но я вам верю и не прошу показать мне негатив, чтобы убедиться в вашей правоте». Гайдай помолчал, может быть, от удивления, а потом обронил: «Может, ты прав». Так что Гайдай не был диктатором. Другие были. Я ведь ко многим фильмам писал музыку – где-то более 100, кажется.
– Среди ваших песен есть одна, сыгравшая большую роль в карьере Аллы Пугачевой. Расскажите, как вы встретились с будущей примой нашей эстрады?
– Это было где-то в конце 1960-х. Пугачева была еще совсем неизвестна, а я, наоборот, был уже на пике популярности – с фильмами Гайдая. У меня была уже тогда своя студия. И однажды – в Москве тогда проходил Всесоюзный смотр художественной самодеятельности – кто-то из музыкантов мне сказал: «Сходите на заключительный концерт смотра, там есть очень интересная певица». И назвал фамилию – Пугачева. Я пошел, посмотрел и предложил Алле попробовать работать для кино. Я писал тогда музыку к фильму «Отважный Ширак» по сценарию Аркадия Инина и предложил Алле исполнить там пару песен. Потом заняли ее в других картинах.
И для меня работа с Аллой Борисовной стала одним из важных периодов. Для нее написаны «До свиданья, лето», «Друг друга мы нашли», «Любовь одна виновата», «Этот мир придуман не нами», «Куда уходит детство?» и другие шлягеры. За песни «Друг друга мы нашли» и «До свиданья, лето» я дважды получал премии на международных конкурсах в США.
– Вы были вполне востребованы, когда в 1982 году вдруг решили уехать из страны. Почему?
– Не «вдруг» и «не уехать». Просто мне предложили в Финляндии очень интересный для меня кинопроект, работа над которым требовала моего присутствия там. Я выехал в Хельсинки на своей машине в 1982 году. Проект, из-за которого я приехал в Финляндию, по разным причинам не был реализован.
Но тут опять вмешался случай. Мне в Хельсинки вдруг позвонил из Германии мой друг – немецкий режиссер Войтех Ясный. Он сообщил, что Милош Форман (с которым он тоже дружил) собирается снимать фильм по пьесе «Самоубийца» одного из лучших советских драматургов XX века Николая Эрдмана и хочет предложить мне написать музыку к этому фильму. Потом я уже узнал, что идея пригласить меня принадлежала, конечно, Войтеху.
Форман действительно искал композитора для своего фильма. Войтех познакомил его с записями моих песен, саундтреками фильмов, рассказал, что я много работал с Пугачевой. Великий Форман прекрасно знал нашу великую Пугачеву. Словом, Форман пригласил меня встретиться с ним в Париже. Мы встретились и подписали контракт. Фильм был снят и имел на Западе большой успех. В нем, кстати, снималась Марина Влади, и мы с ней подружились.


Из интервью Интерфакс-Время/Н. Коваленко

СПРАВКА
Александр Сергеевич ЗАЦЕПИН родился 10 марта 1926 года. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию. Написал музыку более чем к 100 фильмам, вот некоторые из них: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «Красная палатка» (1969), «Двенадцать стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Земля Санникова» (1973), «Не может быть!» (1975), «31 июня» (1978), «Женщина, которая поет» (1978), «Спортлото-82» (1982),«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» (1992).
Занимался музыкальным оформлением мультфильмов (второй выпуск "Ну, погоди!", "Фильм, фильм, фильм", "Тайна третьей планеты"), писал музыку к романсам и мюзиклам, театральным спектаклям ("Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, "Слуга двух господ" Гольдони, "Испанцы" Лермонтова и другим). Он также является автором нескольких инструментальных произведений (сюиты, прелюдии для фортепиано).
Александр Зацепин – Народный артист России (2003), Заслуженный деятель искусств России, член корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов (1957). Награжден медалью "За трудовое отличие".
Женат третьим браком на Светлане Морозовской (музыкальный педагог, преподавала в Московской консерватории и в Школе имени Гнесиных). Имеет дочь от первой жены и двоих внуков. Дочь Елена Зацепина (1956 г.р.) окончила МГИМО, живет с семьей в Швейцарии. Внук Александр – выпускник консерватории.


«Новый пенсионер». Информация подготовлена на основе открытых источников
 

Фото:

http://www.conf.mirea.ruforum.peoples.ru/art/music/composer/alexandr_zatsepin/index1.html

Рубрика:
Лучшая часть жизни

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«Подиум зрелой красоты» впервые пройдет в Казани в Весеннюю неделю Добра

Вторник, 03.04.2018, 10:06:38,

Вам за 50? Время начать планировать жизнь!

Пятница, 30.03.2018, 10:13:10,

Послы молодости и красоты

Пятница, 23.03.2018, 11:50:14,

Карельские пенсионеры осваивают бюджетный туризм

Понедельник, 19.03.2018, 12:26:13,

«Лучший возраст»: танцевальные занятия для пенсионеров

Воскресенье, 18.03.2018, 09:17:58,

Пенсионеры приглашаются к участию в конкурсе «Наших песен удивительная жизнь»

Пятница, 16.03.2018, 09:41:09,

Почему в России туризм среди пенсионеров не так развит, как за границей

Четверг, 15.03.2018, 14:13:52,

Неизвестное Подмосковье. Горнолыжные курорты и склоны Дмитровского района

Среда, 14.03.2018, 17:50:54,

В Москве открыта запись на бесплатные занятия в кружках и студиях

Вторник, 06.03.2018, 10:19:00,

«Танго - Танец улучшающий качество жизни!»

Воскресенье, 04.02.2018, 17:43:15,

"Красавицы Кадиса замуж не хотят!" Тенденция однако!..

Пятница, 02.02.2018, 10:26:10,

«Здоровье пожилых: перезагрузка»

Среда, 31.01.2018, 08:20:12,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Прибавить населению 10 лет жизни. Без геронтологической помощи не обойтись (20.04.2018) Адаптивная физкультура: Спортсмены и медики, объединяйтесь! (18.04.2018) Встреча со старостью (ч. 2). Природа старения (16.04.2018) Предприятия эпохи Александра II действуют по сей день (04.04.2018) Уполномоченный по правам пожилых. Место пусто. (03.04.2018) Здравствуй, мама. Встреча «сэндвич»-поколения с кризисом стареющих родителей. (31.03.2018) С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 2,9 %. Прибавку получат неработающие и работающие пенсионеры (28.03.2018) Пришла пора выбирать: в мудрость или в маразм (27.03.2018) Навруз-байрам называют восточным новым годом (27.03.2018) C площадки Московского культурного форума – прямо на улицы российских городов (26.03.2018) Современное искусство открывает новые миры (25.03.2018) Отдать маму в чужие руки? Марина Вяземская – о домах престарелых (23.03.2018) Послы молодости и красоты (23.03.2018) «Серебряная» учеба продлевает жизнь (23.03.2018) Бабушки учатся лучше внуков. «Серебряный университет» выпустил отличников (23.03.2018) Как выбраться из бедности (21.03.2018) Индексация пенсий должна быть выше инфляции (21.03.2018) Новый "Новый" (19.03.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры