Ирина Антонова, президент Пушкинского музея, которой недавно исполнилось 96 лет, часто признается, что до сих пор делает для себя открытия в мире искусства и призывает своих собеседников, как сейчас принято говорить третьего или золотого возраста, не ограничиваться тем, что хорошо привычно, а идти вперед. Хотя путь этот не легок. И требуют значительной работы и мозга и чувств, для того, чтобы пробиться к пониманию нового.
Ирина Александровна рассказывает, что ее оппоненты часто жалуются на то, что современные арт-объекты непонятны и некрасивы. «То ли дело раньше!» - ностальгически вздыхают они. И слышат в ответ, что раньше тоже все было не так просто и не так идиллически. Картины Ван-Гога и Модильяни, которые сегодня бьют рекорды по продажам на аукционах, при жизни их авторов не могли найти покупателя. В наше время люди готовы несколько часов стоять в очереди, чтобы увидеть «Олимпию» Эдуарда Мане, а когда она первый раз была выставлена в Париже в 1865 году, ее защищала чуть ли не конная полиция, потому что разгневанные обыватели полагали, что она может подорвать устои нравственности, врачи не рекомендовали смотреть на нее беременным, а некоторые из прорвавшихся на выставку пытались даже плюнуть на картину. Самое поразительное здесь то, что зрители неистовствовали не из-за сюжета, а из-за эстетическая позиция художника. Мане обвиняли в излишней реалистичности и в том, что изображенная молодая женщина была на их взгляд не идеальной, а поэтому слишком настоящей.
Мане и его единомышленники не сдавались и буквально через несколько лет это направление стало лидирующим, а импрессионизм начал триумфальное шествие по планете. Но в искусстве оставаться «царем горы» вечно невозможно, и художники продолжали, продолжают и будут продолжать покорять новые вершины. Это происходит потому, что художник вечно находится в поиске. Он ищет как изобразить и передать зрителям не только цвет и свет, но и движение и эмоции.
Хотя революции в искусстве – самые бескровные, но собрать сторонников под знамена очередного бунта – задача непростая. Вкус зрителя консервативен. Но без этих революций невозможно движение вперед.
В ХХI веке кроме кистей и карандашей художники получили новые инструменты для воплощения своих идей и крупнейшие музеи мира стали собирать коллекции экспонатов нового поколения.
В 2017 году в музее изобразительных искусств имени Пушкина была запущена программа, которую так и называли – «Пушкинский XXI». Коллекция классического наследия закономерно должна дополняться произведениями актуального искусства. Концепция собрания - любое искусство современно. (на фото директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак рассказывает о новой программе).
В музее в зале № 31 до 13 мая можно увидеть персональную выставку российской арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов): «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011), которая называется Post-mortem Monography.
Это три произведения видео-арта очень сложны даже для подготовленного зрителя. Подготовленный зритель может увидеть в них аллюзии на работы старых мастеров, но не менее важна готовность к активному сопереживанию. Названия триптиха – «Вечность», «Отчаяние» и «Воодушевление».
После завершения выставки эти работы войдут в новую коллекцию музея, создаваемую при поддержке
MAIL.RU.Group войдут в новую коллекцию музея, куда будут входить произведения авторов, которые выбрали для воплощения своих идей медиаарт и перформативное искусство.
Свою персональную выставку группы «Провмыза» открыла перформансом «Post-mortem chronography», который рассказывает о вечных темах - боли и сострадании. Вместо кистей и холста художники используют современные медийные средства.
Корреспондент «Нового пенсионера» побывал на выставке нового поколения и рекомендует своему читателю попробовать, по зубам ли ему новое искусство!
Текст, фото Наталья Морозова/Новый пенсионер
Рубрика:
Культура
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную