25.11.17 03:11:08

Новый пенсионер: Пенсионный фонд РФ Новый пенсионер: Министерство труда и социальной защиты РФ Новый пенсионер: Министерство здравоохранения РФ

Фотогалереи

Рубрики

Метки

Лента.Ру

Эксперты авторынка отметили рачительность богатых россиян

Суббота, 25.11.2017, 02:13:00

Новый пенсионер:

Продажи автомобилей стоимостью более 4 миллионов рублей (премиальный и люксовый...

Ученые определили идеальную диету для секса

Суббота, 25.11.2017, 01:45:42

Новый пенсионер:

Диетолог Роб Хобсон из Великобритании рассказал о завтраке, который позволит...

Успенскому предложили 5 миллионов «отступных» за кота Матроскина

Суббота, 25.11.2017, 00:53:45

Новый пенсионер:

Работники студии «Союзмультфильм» трижды встречались с Эдуардом Успенским и...

В Праге решили пересмотреть роль маршала Конева в истории

Пятница, 24.11.2017, 23:39:00

Новый пенсионер:

Члены муниципалитета самого большого образования чешской столицы Прага 6 приняли...

Игроки «Реала» погоняли недовольного Роналду по кругу

Пятница, 24.11.2017, 23:25:00

Новый пенсионер:

Игроки мадридского «Реала» погоняли нападающего Криштиану Роналду во время...

Российская Газета

Госдума предусмотрела рост средних пенсий до 14075 рублей

Пятница, 24.11.2017, 11:20:00

Новый пенсионер:

Госдума приняла закон о бюджете ПФР на 2018-2020 гг. Согласно документу, среднегодовой...

Госдума отказалась возвращать индексацию работающим пенсионерам

Четверг, 23.11.2017, 12:38:00

Госдума отклонила законопроект ЛДПР о возвращении индексации работающим пенсионерам...

В кабмине обсудили повышение МРОТ за счет исключения из него надбавок

Вторник, 21.11.2017, 17:01:00

В кабмине обсудили повышение МРОТ за счет исключения из него надбавок

Партнеры

Новый пенсионер: Старость в радость Новый пенсионер: Адреса милосердия Новый пенсионер: Доброе дело Новый пенсионер: Благотворительный Фонд «София» Новый пенсионер: РАРИО Новый пенсионер: Портал «СПРОС» Новый пенсионер: HelpAge International

Рождественское богослужение

Понедельник, 07.01.2013, 19:20:00

В православных храмах прошло рождественское богослужение. О его особенностях повествует священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института о. Андрей Постернак
Новый пенсионер: Рождественское богослужение

В православных храмах прошло рождественское богослужение.О его особенностях повествует священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института о. Андрей Постернак >>

ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА
О об особенностях богослужения «Вечерка» попросила рассказать священника, декана исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института о. Андрея Постернака.
– В воскресенье утром отслужилась Божественная литургия Иоанна Златоуста, а после нее – Вечерня. Это Богослужение, после которого поется особое песнопение к Рождеству и выносится свеча, символизирующая взошедшую Вифлеемскую звезду. И сейчас во всех храмах будет продолжение этой службы, когда исполняются основные песнопения, посвященные Рождеству. А потом эта служба плавно переходит в Божественную Литургию Святителя Василия Великого.


Как проходит Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя


Патриарх направляется к кафедре, чтобы приступить к совершению Божественной Литургии. Старший из сослужащих Патриарху священнослужителей, Евангелием совершает знамение креста и произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков».
За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми. Прошения мирной ектеньи, произносимые архидиаконом от имени всех, собравшихся в храме, обнимают собой все насущные нужды человека, прежде всего, духовные. Хотя Церковь не забывает и о простых, житейских заботах человека.
Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня.
Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов. Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.
Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем.
Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков.
После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.
Во время исполнения третьего антифона, который состоит из пения стихов псалма и тропаря Рождеству Христову, духовенство, кроме Патриарха и сослужащих ему архиереев, удаляется в алтарь. В алтаре архидиакон берет с престола Евангелие и через северные боковые двери направляется к патриаршей кафедре. Торжественная процессия останавливается на середине храма, перед иконой праздника. Патриарх прикладывается к Евангелию. Архидиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».
Во время пения Патриарх осеняет собравшихся трикирием и дикирием, а затем направляется в алтарь и, остановившись на амвоне, вновь благословляет молящихся.
Три свечи трикирия и две дикирия имеют свою символику. Это исповедание догмата о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, двух природах или ипостасях — Божественной и человеческой — в единой личности Спасителя. Совершая крестное знамение, мы выражаем ту же истину. Три пальца вместе – символ Святой Троицы, два, прижатых к ладони, – символ Иисуса Христа. Приложившись к иконам на Святых вратах, святейший Владыка входит в алтарь и совершает каждение престола, на котором будет совершено принесение Бескровной Жертвы. Затем Патриарх совершает каждение всего алтаря.
Алтарь – часть храма, отгороженная от остального пространства иконостасом. Само слово в переводе с латыни означает «высокий жертвенник». В алтаре находится престол, который является местом особого присутствия Божия.
Под пение «Исполла эти дэспота», что в переводе это значит «на многая лета, владыка», Патриарх совершает каждение иконостаса и молящихся. Исполнение песнопений на греческом языке, которое обычно бывает при архиерейских служениях, — дань исторической традиции. До середины XV века Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой и многие ее предстоятели были греками по происхождению.
Патриарх в алтаре начинает чтение так называемых «тайных молитв» или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя. Есть мнение, что они так называются также потому, что не произносятся вслух, громко, а читаются вполголоса. Мы расскажем об их основном содержании.
В настоящей молитве Патриарх просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; молится о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.
Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в Лазареву и Великую Субботу. Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое таинство крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.
Патриарх с дикирием в правой и с крестом в левой руке выходит из алтаря и, обратившись к народу, с амвона произносит: «Призри с небес, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и (его), егоже насади десница Твоя». Под виноградом (то есть виноградником) Господним подразумевается Церковь, основанная Спасителем.
Патриарх осеняет народ дикирием и крестом, а затем возвращается в алтарь, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение Предстоятеля и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски — горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии. На горнем месте устроен трон, на котором восседает Патриарх во время чтения Апостола – книги, которая содержит часть Нового Завета – Деяния и послания святых апостолов.
Патриарх осеняет трикирием находящееся в алтаре духовенство и благословляет чтеца, который будет читать фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.
Священнослужители являются преемниками святых апостолов — ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна. За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. В знак смирения перед Ним Патриарх слагает с себя омофор – часть богослужебного облачения, символизирующую Воплотившего Сына Божия.
Евангелие будет возглашаться на середине храма. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски — волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.
По завершении Евангельского чтения сослужащий архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Диаконы, участвующие в богослужении, будут сейчас возглашать прошение Сугубой ектении, а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».
За ектеньей Сугубой следует ектенья об оглашенных. В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».
«Литургия оглашенных» (так называется вторая часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.
Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в Великий Четверг, перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».
Хор поет Херувимскую песнь. Патриарх у престола читает молитву на Херувимской, а затем вновь совершается омовение рук. Этим действием Патриарх Кирилл засвидетельствовал перед всеми, что к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых следует приступать в чистоте душевной и телесной. Затем с воздетыми руками он молится словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» — так звучит Херувимская песнь по-русски.
По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство ваше, протоиерейство, священство, архидиаконство, протодиаконство, дьяконство ваше, — да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.
Патриарх направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») Святейший Владыка вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».
Мы видим и евхаристические сосуды – богослужебные сосуды, которые употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой сейчас находится вино, предназначенное для совершения таинства, дискос, на котором полагается евхаристический хлеб — агнец, а также – звездица. Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира. Об этом в данный момент говорит Патриарх: «И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы, которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.
Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа. Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.
Патриарх встречает Святые Дары, стоя в Святых Вратах, и совершает поминовение Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поминает Патриарх и сослужащих ему епископов, а также всех епископов православных, священников и диаконов, монашествующих и мирян. Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.
Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. — Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».
Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении. Один из сослужащих архиереев осеняет народ трикирием и дикирием.
Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи. Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи Патриарх молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем», — этот возглас мы уже слышали и говорили о необходимости для христианина иметь мир душевный. Но мир душевный должен выражаться во взаимной любви друг к другу. И к этому участников Евхаристии призывает диакон: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.
После этого поется Символ веры, посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».
В это время Патриарх снимает воздух, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.
Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.
Во время пения Символа веры Патриарх также произносит его перед престолом, а сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.
Возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении таинства, свидетельствует богослужебный диалог.
Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, Патриарх произносит вне алтаря, обращаясь к народу и осеняя народ светильниками (дикирием с двумя свечами и трикирием – с тремя).
- Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
- И со духом твоим.
- Гореимеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).
- Имамы ко Господу.
Этот ответ молящихся Предстоятелю знаменует собой завершение приготовления к совершению таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.
Тем временем Патриарх читает молитву, в которой от лица всех верующих прославляет величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»
Эту песнь поют очень торжественно. Во время пения Патриарх читает следующую часть анафоры: «С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный».
Патриарх продолжает чтение анафоры, исповедуя святость Божию и одновременно прославляя Его бесконечную любовь к человечеству, которая в высшей степени проявилась в послании в мир для нашего спасения Единородного Сына Божия.
Перед тем, как прозвучат установительные слова таинства Евхаристии, читается такие слова молитвы анафоры: «Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:
Патриарх снимает митру и возлагает на себя омофор – одежду подражания Христу, с тем, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.
- Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
Хор поет «Аминь», а Патриарх читает: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя:
- Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.
Далее Патриарх продолжает: «Поминаюше убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную (справа) седение, Второе и славное паки пришествие», и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие — всё это вспоминая, мы, Твоё от Твоих Тебе приносим о всех и за всё, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Во это время Патриарх берет руками, сложенными крест-накрест, Дискос и Чашу и возносит над престолом. Это и есть возношение — анафора. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.
За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Патриарх просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее таинство — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.
Анафора обращена к первому лицу Святой Троицы — к Богу-Отцу, но эта молитва (по-гречески эпиклезис, что значит «призывание») обращена к Святому Духу. Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После нее произносится: «И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Архидиакон отвечает: «Аминь», и говорит: «Благослови, Святейший Владыко, Святую Чашу». Патриарх говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Архидиакон говорит: «Аминь. Благослови, Святейший Владыко, обоя» (т. е. и то, и другое). И Патриарх благословляет крестным знамением и Дискос, и Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Архидиакон отвечает: «Аминь, аминь, аминь».(т.е. истинно так, да будет).
Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы Патриарха о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) Святейший Патриарх особо (изрядно) выделяет Пресвятую Богородицу – Ходатаицу перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».
Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейший из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Как раз этот гимн, слова из которого я только что привел, обычно исполняется в этот момент Божественной Литургии, но сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения «Достойно есть» поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.
Мы уже слышали ее сегодня во время утрени. «Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».
«Любите убо нам яко безбедное страхом удобнее молчание, любовию же Дево, песни ткати протяженно сложенныя неудобно есть; но и Мати силу, елико есть произволение даждь». (Удовольствоваться нам было бы легче молчанием в страхе, как делом безопасным. Трудно, Дева, песни в любви к Тебе составлять, стройно сложенные, но Ты, Матерь, Сама даруй нам силу, если есть на то воля Твоя).
Наступает момент в молитве анафоры, когда Патриарх поминает святых, прославленных Богом, молится за живых и усопших членов Церкви: «Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Алостольстей Церкви, о иже в чистоте и честном жительстве пребывающих; о Богохранимей стране нашей». И нам здесь нужно помянуть всё самое главное, молитвенно обратившись к Господу. Завершается ходатайство молитвой о властях: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Патриарх продолжает: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли».
Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.
Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».
Все собравшиеся в храме поют молитву Господню «Отче наш». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.
Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, — к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.
Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в таинстве исповеди.
«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.
В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.
Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем оглашается Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
В храме начинается причащение мирян. Святые Врата открываются.
«Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас протодиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.
Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Патриарх, стоя в Святых вратах, произносит отпуст. Праздничное богослужение завершается.

          
Читать полностью 

Подробности:
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА 6 января 2013, ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА 

Иллюстрация:
http://www.patriarchia.ru/db/text/2694935.html
"НП"

Рубрика: Культура

Метки: События

Также читайте в рубрике

В поисках «Русского стиля»

Вторник, 14.11.2017: Задумывались ли вы над тем, что такое «русский стиль»? Словами этого не объяснишь! Но с первого взгляда на вышитый узор, расписную прялку, глиняную или деревянную игрушку, сделанные за тысячи километров друг от друга на юге или на севере огромной страны, становится понятно – это наше, родное, настоящее. >>>

Неизвестное Подмосковье. Дмитров

Понедельник, 13.11.2017: Пришло время познакомиться с сокровищами, которые находятся совсем рядом с шумным мегаполисом. Час-полтора на автомобиле, электричке или экскурсионном автобусе, и можно дышать свежим воздухом, любоваться красотами природы и открывать тайны истории. >>>

Певица. Икона стиля. Личность. И бабушка

Пятница, 20.10.2017: В 1980-1990-х она была иконой стиля, ее неповторимый голос с фирменной хрипотцой невозможно было перепутать ни с одним другим. Она удивляла своими сценическими образами и экспериментами с имиджем. >>>

Независимое Игровое Кино

Четверг, 27.07.2017: KONIK Film Festival – 2017 (Короткометражное Общедоступное Независимое Игровое Кино ) пройдет с 9 по 13 августа в Москве. Вход бесплатный >>>

«Я только приближаюсь к старту»

Суббота, 22.07.2017: Как вы полагаете — кому человечество давно должно поставить памятник? В первую очередь? Нет, не Богу, не царю, не полководцу, не писателю, не художнику, хотя каждый из них безусловно заслуживает памяти. >>>

Наши эксклюзивы

Бубновский и Слуцкая против диабета

Пятница, 24.11.2017: Известно, что одно из «лекарств» против коварного недуга – движение. Доктор Бубновский разработал комплекс упражнений, а фигуристка Ирина Слуцкая – организовала школы по скандинавской ходьбе >>>

Как поменять ОМС

Пятница, 24.11.2017: Можно ли сменить страховую компанию? Можно ли это сделать несколько раз? Отвечаем: Поменять страховую компанию можно 1 раз в год в срок до 1 ноября >>>

Медполисы

Четверг, 23.11.2017: Как получить второй медицинский полис? Можно ли это вообще сделать? Нужно ли получить другой полис при переезде в другой регион? Можно ли получить единственный полис – но не в том регионе, где есть прописка? >>>

Когда увеличат пенсию в 2018 году

Четверг, 23.11.2017: Не в феврале, как обычно, а в январе >>>

Пансионат для пожилых получил подарок

Четверг, 23.11.2017: Российский Союз пенсионеров подарил амурскому пансионату для престарелых и инвалидов мультимедийную приставку >>>

Самые читаемые материалы

Как получить выписку из индивидуального лицевого счета ПФР

Вторник, 15.03.2016: Многие хотят узнать о состоянии своего личного лицевого счета в Пенсионном фонде. Такой документ, в числе прочих, требуют многие учреждения – управления социальной защиты населения и образования, а также банки >>>

Стаж и баллы можно “купить”!

Понедельник, 04.07.2016: Если вам к моменту выхода на пенсию не хватает стажа или вы хотите увеличить количество баллов, то вы вправе самостоятельно улучшить эти величины, уплачивая дополнительные страховые взносы. >>>

С бабушкой в поликлинику – только по доверенности?

Среда, 20.04.2016: Исторически сложилось так, что «институт бабушек» в России помогал родителям делать карьеру и спокойно работать, потому что старшее поколение охотно подставляло плечо и брало на себя заботу о внуках. Но изменившееся в последние годы законодательство может затруднить эту помощь. Коалиция «Право пожилых» обратилось к уполномоченному по правам детей Павлу Астахову c просьбой разобраться с проблемой. Предлагаем это письмо вниманию наших читателей. >>>

1 августа: индексация пенсий работающим пенсионерам

Понедельник, 01.08.2016: Произведен перерасчет страховых пенсий работающих пенсионеров. Это ежегодная процедура, которая проходит в «автоматическом» режиме, без подачи заявлений. С 2016 года перерасчет размера пенсии работающим пенсионерам проводится по новым правилам. >>>

Госуслуги: когда возникают сложности с регистрацией…

Пятница, 01.07.2016: Портал «Госуслуги» - дверь к многим нужным сервисам. Например, через него можно получить доступ к своему пенсионному счету и отслеживать его в электронном виде, зайти в кадастровую палату и т.д. Но иногда возникают сложности с регистрацией на «Госуслугах». Отвечаем на ряд вопросов, например, таких: можно ли зарегистрироваться на портале по доверенности? Как быть с инвалидами и пожилыми? >>>