Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII-первой трети XIX века

Вторник, 19.04.2016, 17:12:29

До 3 июля  в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» будет работать первая в России масштабная выставка работ английских художников, заложивших основы жанра карикатуры

До 3 июля  в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» будет работать первая в России масштабная выставка работ английских художников, заложивших основы жанра карикатуры. В основе экспозиции – уникальная коллекция Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), которая впервые будет так полно представлена широкой публике.

       В XXI веке, когда карикатура вновь стала заметным явлением общественной жизни и часто оказывается в центре внимания, провоцируя скандалы и даже настоящие трагедии, пришло время обратиться к истокам жанра. Возможность познакомиться с классическими английскими карикатурами из богатого, но малоизученного собрания РГАСПИ, станет настоящим подарком всем желающим понять, что сегодня происходит с  жанром, способным не только рассмешить, но и произвести переворот в общественном сознании.  

       В 13 залах выставки будет представлено более 200 графических листов, посвященных самым разным темам. Английская карикатура не только смешила и развлекала. Она бичевала пороки и воспевала героев, охраняла общественную мораль и бросала вызов устоям, формулировала национальную идею и создавала образ врага, служила политической пропаганде и сплачивала нацию пред лицом внешней угрозы. Была то едка, то добродушна, то восторженна, то цинична, но всегда – остроумна.   Работы, созданные ведущими мастерами – Джеймсом Гилреем, Томасом Роуландсоном, Джорджем Крукшенком и другими, охватывают период, который называют золотым веком английской карикатуры.  Помимо карикатур на выставке будет представлено около 30 экспонатов XVIII - начала XX веков:  парадные портреты тех же лиц, что изображены на карикатурах, керамика и текстиль с сатирическими сюжетами, в том числе традиционные английские кувшины Тоби.

1. «Очень скользкая погода», Джеймс Гилрей , 1808

2. «Вальс», Джеймс Гилрей, 1810

Офорт, акварель

3. «Одеваясь к маскараду», Томас Роуландсон, 1790

Офорт, акварель

4. «Сластолюбец, мучимый пищеварением», Джеймс Гилрей, 1792

Офорт, пунктир, акварель.

5. «Откупоривание старого Шерри»,  Джеймс Гилрей, 1805

Офорт, акварель.

6. «Джон Булль обедает, или Британские повара впихивающие деликатесы в старую ворчливую глотку», Джеймс Гилрей, 1798

Офорт, акварель

7. «Рождественский пудинг в опасности, или Ужин государственных гурманов», Джеймс Гилрей, 1805

Офорт, акварель

8. «Гений Франции торжествует, или Британия просит о мире», Джеймс Гилрей, 1795

Офорт, акварель

9. «Генерал Мороз, бреющий малыша Бони», Уильям Эльмс, 1812

Офорт, акварель

10. «Проекция шара на площадь» Джеймс Гилрей, 1792

Офорт, акварель

11. «Пустите детей приходить ко мне...». Уильям Дикинсон по оригиналу Мэтью Петерса, 1784

Цветной пунктир, акварель

12. «Ангел-хранитель», Джеймс Гилрей, 1805

Офорт, акварель

  Василий Успенский, куратор выставки, научный сотрудник, хранитель Государственного Эрмитажа:

       «Английская карикатура была ярким явлением европейского искусства и ранней формой масс-медиа. Она служила пропагандистской листовкой и сводкой светской хроники, мемориалом для героев и позорным столбом для врагов, проповедью в красках и непристойной картинкой, фейсбуком и инстаграмом. Уделом карикатуры был не только смех, но и страх, гнев, зависть, любопытство, радость и восторг. Словом, карикатура была для англичан средством познания мира. Как изящно определил Карамзин, «как француз на всякий случай напишет песенку, так англичанин на все выдумает карикатуру».
       Выставки классической английской карикатуры пользуются большой популярностью по всему миру. Настало время показать её в России».   

       Андрей Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории:

      «Богатство коллекции английской политической карикатуры в фондах бывшего Центрального партийного архива (ЦПА) способно удивить не только людей не знакомых с его историей, но и специалистов. Активная собирательская деятельность Института К. Маркса и Ф. Энгельса, составной частью которого был будущий ЦПА, пришлась на 1923-1933 годы, когда историческое сообщество идеологически еще не полностью контролировалось большевистской партией. Как явление общественной жизни, английская карикатура XVIII – начала XIX вв. хронологически попадала в раздел искусства революционных эпох и иллюстрировала, по мнению собирателей, тезис Маркса об Англии как стране классического капитализма».

       Особое внимание на выставке будет уделено изображению России в английской карикатуре, отразившей все перипетии отношений между странами: от вражды до союза, от карикатурных пасквилей до карикатурных од. Кульминация выставки – зал с гравюрами времени победы над Наполеоном. Совместная борьба европейских держав – от Англии до России – с общим врагом совпала с распространением английский карикатурной культуры по всему континенту. Смех, бывший орудием войны, стал орудием мира и объединил всю Европу.         

      Дизайнерское решение выставки поможет посетителю понять смысл карикатурных сюжетов. Некоторые листы будут буквально «препарированы»: отдельные детали даны в увеличении, а дополнительная информация о времени и обстоятельствах создания работы позволит вникнуть во все нюансы изображения. Кроме того, гостей выставки ждет сюрприз – в одном из залов можно будет оказаться внутри старинной карикатуры: увидеть себя в кругу персонажей и стать участником сатирического спектакля.

       Выставку сопровождает каталог, подготовленный куратором выставки, научным сотрудником Эрмитажа В.М.Успенским – первое масштабное современное издание по истории английской карикатуры на русском языке.

Участники выставки:

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)

Государственный исторический музей

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

Государственный центральный музей современной истории России

Частный коллекционер А.В. Репников

Для посетителей музея выставка «Анатомия смеха» будет работать в Хлебном доме с 2 апреля по 3 июля 2016 года.

Рубрика:
Бонус Вивенди

Метки:
Москва

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Валерий Рязанский о МРОТ, как одном из инструментов преодоления бедности (23.05.2018) Ермоловцы – молодцы! (23.05.2018) КПРФ и Справедливая Россия выступают за мораторий на повышение пенсионного возраста (22.05.2018) «Блошиный рынок» на Тишинке (18.05.2018) Депрессия и алкоголизм пожилых (18.05.2018) Правда о пожилых: мнение психиатра (17.05.2018) Как удалось снизить смертность в Италии. Роберто Бернабей – о геронтологическом экспресс-обследовании (17.05.2018) Смех, который лечит. Йога смеха (16.05.2018) Смех, который лечит (15.05.2018) Старение по-итальянски. Профессор Роберто Бернабей о геронтологии в Италии (15.05.2018) Что происходит, когда инвалиды выходят на пенсию (15.05.2018) #БудьЧемпионом!БудьЯрче! (11.05.2018) Почему отказали в инвалидности человеку, у которого удалена щитовидка? (10.05.2018) Медведев о повышении пенсионного возраста‍: «в самой короткой перспективе» (10.05.2018) «Мужчин взрослых и коммунистов - положили и танками проехали» (09.05.2018) Создать свой бизнес 50 + (07.05.2018) 10 тысяч рублей к празднику получат ветераны Великой Отечественной войны (07.05.2018) Пожилые люди в 2018 году. Бизнес 50+ (03.05.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры