ЛОШАДИ
Особенно боялись фашисты конных рейдов по тылам. Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух наших войск».
Даже в 1945 году для кавалерии нашлось дело: казаки участвовали в Берлинской операции, кавалерийская дивизия генерала Блинова перекрыла дорогу на Дрезден и спасла 50 тыс. военнопленных. Казаки корпуса Баранова первыми пришли на помощь восставшей Праге. Они совершили марш-бросок вместе с танкистами за чрезвычайно короткий срок.
Говоря об участии кавалерии в Великой Отечественной войне, нельзя забывать лошадей фронтовых дорог. И пехоту, и артиллерию, и связь, и медсанбат, и особенно кухни в весеннюю и осеннюю распутицу выручала «конная тяга». Телеги зачастую вязли в грязи выше колес, и тогда грузы паковали в тюки, и безотказные лошадки тащили их на вьючном седле.
А партизанская война, по признанию командира Ковпака, без лошадей была бы просто невозможна.
Число фронтовых лошадей было огромно - около трех миллионов. Даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей.
Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
«Лошади старались, как умели,
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…»
(М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет")
ОЛЕНИ
На крайнем севере и на жарком юге были более эффективны олени и верблюды.
Из Ненецкого округа на фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов.
В грузовую нарту запрягали 3 «быка» (ездовых оленя), в легковую - 4-5. Сколько груза можно положить на одну нарту, зависело от силы оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и от того, как быстро нужно было двигаться.
В ноябре-декабре на нарту можно погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале - не более 200 кг, а весной - лишь 100 кг.
На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных. Упряжка могла утянуть полторы сотни гранат или три десятка мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.
По оленьей дороге (ворге) аргиши (оленьи обозы) за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При быстром марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке.
Важнейшей задачей оленных частей являлось спасение раненых, доставка их с поля боя в полковой медицинский пункт. Да, раненым было тряско, больно, неудобно, но другого транспорта на Севере тогда просто не было.
ВЕРБЛЮДЫ
Эти животные еще в древности использовались в войнах и военных походах. И в Великой Отечественной войне тоже приняли участие.
Оказывается, в составе Советской Армии они дошли до Берлина! Среди них был и самый известный верблюд по имени Яшка.
Животные приспособились к боевым условиям жизни. В состав наших войск входила 28-я резервная армия, в которой тягловой силой для пушек были верблюды. Она была сформирована в Астрахани во время боёв под Сталинградом. Нехватка машин и лошадей вынудила выловить в окрестностях диких верблюдов и приручить их. Большинство из 350 животных погибло на поле боя в разных сражениях, а выживших постепенно переводили в хозяйственные части и отдавали в зоопарки.
Фото Интернет
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Собаки в годы Великой Отечественной войны
Материал подготовила Александра Вяземская / "Новый пенсионер"
Рубрика:
История
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную