СТАРОСТЬ ПРИБЛИЖАЕТСЯ
XXI век во всем мире, и Россия здесь не является исключением, проходит под знаком изменения возрастной структуры населения, - говорится в отчете.
Под влиянием процессов снижения рождаемости и смертности происходит увеличение численности и доли населения старших возрастов.
Если в 2015 году доля лиц старше 65 лет превышала 21% только в Японии, Италии и Германии, то к 2050 году, согласно прогнозам ООН, подобного показателя достигнут все европейские страны, включая Россию, а также США, Канаду, Республику Корея, Китай, Таиланд, Кубу, Чили, Бразилию, Новую Зеландию и Австралию.
При этом в обществах развитых стран по-прежнему сохраняются негативные установки по отношению к старости и старению.
Само слово «старость» ассоциируется с угасанием, снижением возможностей, утратами, болезнями, одиночеством, приближением смерти.
В докладе отмечено, что в России сохраняется отношение к старикам, прежде всего, как к нуждающимся в поддержке и уходе, зависимым людям, потребителям различных благ, иждивенцам, реципиентам социальной поддержки.
Старение населения воспринимается, прежде всего, как угроза стабильности пенсионных систем и систем здравоохранения, тормоз производительности труда и экономического развития и как источник системного кризиса государства с развитой социальной политикой.
Отсюда – повышенное внимание к узко экономическим и фискальным аспектам старения и гипертрофированное смещение реформаторского дискурса в сторону поиска возможностей задержать пожилых на рынке труда, источников экономии в пенсионной системе и новых каналов финансирования пенсий и медицинских услуг.
СТАРЕНИЕ – НЕ ОБУЗА
Между тем, на международном уровне растет признание того, что старение населения – это не только демографический процесс с экономическими последствиями, но и, прежде всего, социальный феномен.
С одной стороны, уже доказано, что биологический возраст – не самый лучший предиктор характеристик и поведения в старости, поскольку характеристики пожилых людей отражают накопленные результаты индивидуального развития на протяжении всей предшествующей жизни (Walker, 2015).
С другой стороны, по мере изменения траекторий индивидуальных биографий, связанных с низкой рождаемостью и растущей продолжительностью жизни, сдвигов в возрастной структуре общества эффекты старения населения начинают распространяться на условия жизни семей, местных сообществ, оказывать влияние на действующие социальные институты и структуры.
Эти выводы… создают условия для смены стереотипов восприятия пожилых людей в обществе – от «бремени» и «обузы» к ресурсу, от потребителя к активному гражданину.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Концепция активного долголетия (active ageing), продвигаемая в настоящее время ООН в контексте реализации Мадридского международного плана действий по проблемам старения (2002 г.), обозначает переход от стареющего общества к «обществу для всех возрастов».
Важно подчеркнуть, что концепция активного долголетия включает в себя деятельность по улучшению ситуации со здоровым долголетием, но не исчерпывается им.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы … охарактеризовать возможности, открываемые старением населения в России в сферах здравоохранения, образования, рынка труда и социальных услуг.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Россия отличается умеренными темпами старения, но по прогнозам ООН к 2050 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составит более 20%, что в настоящее время соответствует показателям таких стран, как Япония, Германия, Италия [An Aging World: 2015].
Растущая численность пожилого населения усиливает давление на пенсионную систему, увеличивает спрос на медицинские и социальные услуги, трансформирует рынок труда.
Вместе с тем, старшее поколение можно рассматривать и с точки зрения ресурса – экономического в части предложения на рынке труда и социального – для своих семей и общества в целом.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, сформулированному в 2002 г., под АКТИВНЫМ ДОЛГОЛЕТИЕМ следует понимать процесс оптимизации возможностей для поддержания здоровья, участия в жизни общества и безопасности в целях обеспечения качества жизни по мере старения населения [ВОЗ, 2002].
В самом определении активного долголетия подчеркивается его комплексность: для поддержания активного долголетия необходимо развитие нескольких сфер жизнедеятельности – здоровье, безопасность, материальная обеспеченность, социальная и политическая активность.
Вместе с развитием концепции активного долголетия были приняты многие международные документы по проблемам старения: Международный Венский план действий по проблемам старения (1982), Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991), Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 г. (1992), Программа по старению и здоровью ВОЗ (1995). В 2002 г. ООН был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения, а вслед за ним – региональные стратегии его осуществления:
- Региональная стратегия осуществления Мадридского плана действий в регионе Европейской Экономической комиссии ООН (2002 г.);
- Шанхайская Стратегия осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения (2002 г.);
- Региональная стратегия осуществления Мадридского плана действий в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (2003 г.);
- Рамочная политика Африканского Союза и План действий по проблемам старения (2003 г.)
США
Впервые принципы и меры политики в отношении граждан пожилого возраста были выделены в отдельный документ в США в 1965 г., когда был принят Закон о пожилых американцах. В 2006 г. в него были внесены поправки, а в 2016 г. закон был продлен. Данный закон намного опередил Венский международный план действий по проблемам старения, но не учитывал основных принципов активного долголетия.
ЯПОНИЯ
Более комплексный подход к проблеме старения населения, предполагающий несколько направлений национальной политики, нашел отражение в Японии благодаря принятию в 1995 г. Основного закона о мерах в интересах граждан стареющего общества. Позднее, наряду с данным законом, в Японии, Китае и Корее было принято Положение об активном долголетии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии с целью выполнения Мадридского плана действий и Шанхайского регионального плана действий по проблемам старения.
РОССИЯ и ДРУГИЕ СТРАНЫ
Те или иные программы активного долголетия в форме законов, стратегий, планов и т.д. действуют в Австралии, Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Германии, Испании, Австрии, Норвегии, Чехии, Литве, Венгрии, Таиланде, Турции и некоторых других странах. В России до принятия Мадридского плана действий была принята Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997 – 1999 гг., которая впоследствии была продлена на 2002 – 2004 гг.
В феврале 2016 г. была принята Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., а вместе с ней – План мероприятий на 2016 – 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни старшего поколения.
Целевой группой принятой Стратегии выступают лица в возрасте 60 лет и старше.
При этом важно подчеркнуть, что большинство сфер активного долголетия (здоровье, переобучение, занятость) требуют внимания задолго до наступления установленной возрастной границы. В связи с этим, многие предлагаемые в Стратегии меры могли быть адресованы и более молодым группам пожилых (например, с 50 лет).
Если говорить о проблемах в области активного долголетия, то ими остаются высокая смертность, плохое здоровье, фактическая низкая доступность медицинской помощи несмотря на гарантии.
В Стратегии явно прослеживается несбалансированность отдельных сфер в области активного долголетия, плохое соответствие задач Стратегии ключевым проблемам в этой области. Участие России в международном диалоге по проблемам активного долголетия пока остается достаточно формальным, а взаимодействие и координация министерств и ведомств – очень слабой.
Авторы:
Руководитель - зам. директора Института социальной политики, к.э.н., О.В. Синявская
Исполнители: ст. научный сотрудник, к.э.н., Е.В. Селезнева, мл. научный сотрудник, к.э.н , А.А. Миронова, мл. научный сотрудник А.А. Ермолина, стажер-исследователь Т.Б. Гудкова, стажер-исследователь Д.Е. Карева, стажер-исследователь Е.С. Любушина
Текст экспертно-аналитического отчета предоставлен «НП» Комитетом гражданских инициатив
«НП»
Фото: «Новый пенсионер»
Рубрика:
Экспертиза
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную