Роману Балаяну — 70

Пятница, 15.04.2011, 10:51:00

Роман Гургенович считает себя русско-украинским режиссером с армянскими корнями. За 35 лет он выпустил всего 13 фильмов, потому что всегда снимал только то, что хотел. Его «Полеты во сне и наяву» стали поистине культовыми для нашего поколения, новых пенсионеров. Режиссер считает, что ему еще рано писать мемуары. Летом (тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить: кинематографисты - люди суеверные) он собирается начать новый фильм, сценарий которого пишется специально для него. Сейчас Роман Балаян живет в Киеве, но это не помешало ему ответить на вопросы обозревателя газеты «Известия» Виты Рамм:  

Роману Балаяну — 70

Роман Гургенович считает себя русско-украинским режиссером с армянскими корнями. За 35 лет он выпустил всего 13 фильмов, потому что всегда снимал только то, что хотел. Его «Полеты во сне и наяву» стали поистине культовыми для нашего поколения, новых пенсионеров. Режиссер считает, что ему еще рано писать мемуары. Летом (тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить — кинематографисты люди суеверные) он собирается начать новый фильм, сценарий которого пишется специально для него.

Сейчас Роман Балаян живет в Киеве, но это не помешало ему ответить на вопросы обозревателя газеты «Известия» Виты Рамм:

Известия: В вашей творческой биографии 13 фильмов за 35 лет. Почему так мало? Цензура мешала или вы чересчур придирчиво отбираете сценарии?

Роман Балаян: По-моему, фильмов как раз много. У других, более достойных режиссеров и того меньше. В советское время случались возражения со стороны чиновников на три-четыре моих предложения, но я уже забыл о деталях. Зачем хранить неприятные воспоминания?

И: Почему в ваших фильмах нет плохих людей?

Балаян: Потому что в моем сердце - не только радость за хороших, но и печаль за якобы плохих.

И: В пяти ваших картинах снимался Олег Янковский. Можно ли считать, что именно этот актер является вашим экранным лирическим героем?

Балаян: Да, именно так. Янковский был моим альтер эго. Через него я интересовался в своих фильмах состоянием интеллигенции — с ее комплексами, утратами, поступками и проступками. С уходом Олега об этом в кино говорить некому. Много есть артистов хороших, но аристократов мало. Или нет совсем.

И: За фильм "Полеты во сне и наяву" вы, оператор Вилен Калюта, сценарист Виктор Мережко и Олег Янковский в 1987-м стали лауреатами Госпремии. Но фильм датируется 1982 годом. Почему пришлось ждать награду пять лет?

Балаян: До сих пор не пойму, кто предложил дать нам премию. Помню лишь, что в момент вручения писатель Марков сказал, что они долго думали: давать - не давать. Но потом решили, что авторы удачно показали человека странного, хотя, скорее, отрицательного, чем положительного.

И: Недавно ушла из жзини Людмила Марковна Гурченко. В вашем фильме "Полеты во сне и наяву" она сыграла слегка потертую жизнью, не слишком счастливую женщину. Легко ли она соглашалась менять яркие краски на полутона?

Балаян: Меня спрашивают, какая актриса Гурченко: выдающаяся, великая? Отвечаю коротко: уникальная. Вне школы, вне принятого. Явление природы. Работалось с ней легко, слушалась как ребенок. Потому что поверила.

И: Не испортились ли ваши отношения с Никитой Михалковым после того, как роль Сергея Макарова передали Олегу Янковскому?

Балаян: Кроме того что Михалков потрясающий артист, он еще и замечательный режиссер. И нисколько он не обиделся, поскольку понял, что я изменил концепцию и интонацию сценария. Кстати, о Михалкове. Я не разделяю его взгляды на обустройство России, но это никак не меняет моего отношения к нему. Он мой друг. К близким друзьям надо относиться как к своим детям. Им ведь ты все прощаешь? Вот я такой в дружбе с Михалковым. Впрочем, как и с некоторыми его оппонентами.

И: Вы оглядываетесь назад, подводите итоги, пишете мемуары?

Балаян: Мемуары? По-моему, рановато. Разве я такой старый? Подумаешь - семьдесят. Итоги, конечно, подвожу. Неутешительные какие-то. Не стал я тем режиссером, каким себя представлял в молодости.

И: Почему тогда не осуществить свою мечту и не создать театр? Многие молодые актеры и режиссеры объединились бы под вашим покровительством.

Балаян: Мечты и разговоры о театре неосуществимы. Ведь я представляю его как здание со сценой и со всем, что должно быть в театре. Играть на голом полу могут молодые и дерзкие. Я в этом вопросе консервативен. И потом, мне бы хотелось, чтобы театр вообще принадлежал мне. Сам бы я ставил редко, но приглашал бы классных режиссеров. Однако сему не бывать. На помещение для любителей я не согласен, на большее надеяться сложно.

И: Вы являетесь креативным продюсером игрового фильма о Сергее Параджанове. В чем ваша задача - не позволять авторам слишком отступать от реального образа? Вы были хорошо знакомы с ним, у вас есть документальное кино о Параджанове, так почему же сами не снимаете картину?

Балаян: Мне предложили, я отказался. Именно потому, что я хорошо знал Параджанова. Артист будет копировать знакомого мне человека, повторять его манеры. Есть в этом какой-то момент имитаторства. Это мне чуждо. Но я предложил продюсерам исполнителя на главную роль. Серж Аведикян, режиссер, живущий в Париже. В прошлом году получил "Золотую пальмовую ветвь" в Канне за анимационный фильм. В итоге Серж будет сопостановщиком и сыграет Параджанова.

И: Вы называете себя украинским режиссером армянского происхождения. А в России вас считают нашим режиссером...

Балаян: Одно существенное уточнение: я советско-украинский режиссер армянского происхождения. Украинский, поскольку состоялся на Украине. Имею все награды, которые положены режиссеру в этой стране. Но я много работал с московскими кинематографистами, и, к счастью, национальный вопрос нас никак не разделяет.

И: Как вы сегодня вспоминаете годы, прожитые в Советском Союзе?

Балаян: Я ненавидел власть и КПСС, что ни в коей мере не касалось простых людей, в том числе и рядовых коммунистов. Но взаимопроникновение культур пятнадцати республик обостряло и обогащало мои фантазии и мысли. Лично я, как кинематографист, вместе с распадом СССР потерял масштаб - в культурологическом смысле. Сейчас каждый за себя, что-то сузилось. Но есть и нечто общее между сегодняшним временем и восьмидесятыми годами. Это отсутствие героизма в общегосударственном понимании. В жизни, а значит, и на экране нет реального героя, страдальца за "правое дело". Такого, чтобы хотелось ему подражать.

И: Среди российских коллег вы славились еще и способностями экстрасенса. Сохранился ли этот дар?

Балаян: Только он и сохранился (смеется).

И: Это ваши слова: "Однажды я решил, что кино - не мое дело, и занялся семьей". Семья согласилась, чтобы вы занимались ею, а не съемками?

Балаян: Семья все-таки кормится от кино, но дети уже самостоятельные, иногда даже подкидывают денег папе. У обоих свой бизнес плюс сын помогает мне в моей студии - иногда трудится исполнительным продюсером.

И: Скажите, что вы пошутили в стиле черного юмора: "Режиссура - женская профессия... Женщина способна перешагнуть через то, через что мужчина не позволит себе перешагнуть - в моральном и нравственном смысле. Если б я был таким, как они, то стал бы колоссальным режиссером".

Балаян: Подтверждаю сказанное. Месть, коварство, готовность на все ради любви женщинам свойственны гораздо больше, чем мужчинам. Я имел в виду дефицит жесткости в моем характере. Я не до такой степени предан профессии, не умею добиваться цели любыми способами. На площадке много чего прощаю растяпам, вместо того чтобы выгнать из группы.

И: Как вам новые технологии в кино - формат 3D и прочие "аватаровские" чудеса? Словом, куда идти режиссеру - по пути Кэмерона или классического актерского европейского кино?

Балаян: "Аватар" и ему подобные съедаются только с попкорном. Поэтому: да здравствует европейское кино! Когда я так говорю, я вспоминаю лучшие фильмы таких режиссеров, как Брессон, Бергман, Феллини, Антониони, Бертолуччи... Новые технологии пытаются войти в мою частную жизнь. Вот сын купил мне iPad. Я уже могу просматривать новости и электронную почту. Но не больше.

И: Работу над фильмом "Райские птицы" вы завершили в 2008 году. Чем сейчас заполнена ваша жизнь, что производится в вашей кинокомпании?

Балаян: У меня есть студия "Иллюзион филмз", где мы делали по заказу сериалы - "Право на защиту", "Я тебя люблю" и многие другие. Но, честно говоря, я их и не смотрел. Телевидение давит своими требованиями придерживаться определенного "формата". Уже год, как мы не снимаем - нет заказов. Марина Мареева (сценарист картины Балаяна "Две луны, три солнца". - "Известия") пишет для меня сценарий. Рассказывать сюжет не буду, скажу лишь, что это история о человеке, который по причине некоторых обстоятельств решил уйти из жизни. Но появляются обстоятельства, которые не позволяют ему исполнить задуманное. Проектом заинтересовался Геворг Нерсисян, руководитель российской студии "Парадиз". Если сценарий ему понравится, то в середине июня я запущусь в производство.

Вита Рамм «Известия» - НП

Смотрите сегодня, 15 апреля, на канале «Культура» в 19.45 программу «Острова» о Романе Балаяне, а в 20.45 его фильм «Храни меня, мой талисман»

Рубрика:
Календарь

Быстрая навигация: На главную

Похожее

"Интервенция"

Суббота, 21.07.2018, 09:20:05,

Президенту России не нравится повышение пенсионного возраста: «Давайте всех послушаем»

Пятница, 20.07.2018, 18:57:26,

Карен Шахназаров призвал прислушаться к людям

Пятница, 20.07.2018, 12:17:08,

Как дожить до нового пенсионного возраста

Пятница, 20.07.2018, 11:45:23,

«Эх, вы, песни мои, песни»

Пятница, 20.07.2018, 11:16:51,

Объявлены 15 победителей конкурса на создание центров «серебряного» волонтерства

Пятница, 20.07.2018, 11:09:08,

Знакомьтесь: Колетт Мазе, пианистка (103 года)

Пятница, 20.07.2018, 10:55:59,

Музыка и Мода 60-80 гг

Пятница, 20.07.2018, 10:44:46,

Как стать серебряным волонтером

Пятница, 20.07.2018, 10:25:29,

Повышение пенсионного возраста. Эксперты ОНФ: «Вопросы есть»

Пятница, 20.07.2018, 02:17:00,

Доктор Рошаль (85 лет) – о повышении пенсионного возраста

Пятница, 20.07.2018, 01:01:00,

Максим Топилин в ГД: С 2000 года продолжительность жизни мужчин выросла на 8 лет

Четверг, 19.07.2018, 15:27:21,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Российские ученые о старении: биологический резерв – около 40 лет (18.07.2018) Новое в оформлении пенсии (18.07.2018) Отвечает доктор. Ноги болят. Можно ли обойтись без лекарств? (17.07.2018) Как научиться снова быстро ходить? (16.07.2018) Силуанов: Страховые принципы не срабатывают, а пенсии надо увеличивать (16.07.2018) Почему в Личном кабинете размер моей пенсии больше, чем я получаю? (13.07.2018) Повышение пенсионного возраста обсуждается в Госдуме: не только женщины (11.07.2018) А вы едете на «Нашествие»? (10.07.2018) Повышение пенсионного возраста. Старт, затянувшийся с 2010 года (03.07.2018) Повышать пенсионный возраст придется: людей старше 75 лет ожидают проблемы (02.07.2018) Золотой век московских пенсионеров (02.07.2018) Юрий Антонов. Кумир 80-х: творчество и здоровый образ жизни (29.06.2018) Слет мастеров "Я умею" в Коломенском (29.06.2018) Марко Кантанева. Интервью с «отцом» скандинавской ходьбы (29.06.2018) Жизнь после спорта бывает счастливой. Ирина Слуцкая (28.06.2018) Комплексы йоги для людей пожилого возраста. Личный опыт (28.06.2018) Неизвестная война в небе Китая (27.06.2018) Занятия йогой для людей возраста мудрости (27.06.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры