Поздравляем Станислава Любшина!

Пятница, 05.04.2013, 17:21:00

6 апреля любимому киноактеру исполняется 80 лет. Как известно, он не любит давать личные интервью. «РГ» публикует интересные материалы, в том числе рассказ самого артиста

6 апреля любимому киноактеру исполняется 80 лет. Как известно, он не любит давать личные интервью. «РГ» публикует интересные материалы, в том числе рассказ самого артиста >>


Станислав Любшин – о "Щите и мече"
Я летчиком хотел быть. И разведчиком. Спортом занимался. Но брат, который был физически крепче меня, пошел на медкомиссию, его покрутили на стуле, он не прошел. А я уж не решился... Модели конструировал, они у меня с земли взлетали. А конструкторский авиационный техникум был далеко, за ЗИЛом, ездить туда из нашего района Владыкино было невозможно. Так как я лыжами занимался, был чемпионом района, то мне тренер говорит: "Слава, давай в кислородно-сварочный техникум, там спорт, там на первом курсе стипендия 70 рублей". Когда я позже в Щепкинском учился, то на 4-м курсе стипендию Садовского получал - 40 рублей. А тут 70 - на первом курсе. То есть условия для жизни фантастические. И драмкружок там был замечательный. Люди находились, которые, помимо своей профессии, тянулись к театру, вечера устраивали. А молодой человек, который еще не знает, куда его природа толкнет, как росточек, то там зацепится, то здесь...
Вообще, как нервная система складывается. Идет война. Немцы подходят к Москве. Бабушка не верила, что немцы войдут в Москву. Левитан читал, что враг будет разбит, победа будет за нами. Мы с ней вставали на колени перед иконой и молились. Но на всякий случай, она сшила нам торбочки из ненужных тряпок и сухарики туда положила, - если что... Начинается наступление наших войск от Москвы. Мимо нашего дома идут сибирские полки, едут танки. И мы с другом решили пойти на фронт. Нам по восемь лет. Танкисты берут нас в танк, мы доезжаем до Алтуфьевского шоссе. Вдруг воздушная тревога. Нас из танков вытаскивают, как щенят, и под танк. Что такое? Немецкий самолет летает, а наш за ним гоняется. А вся эта территория, где окружная железная дорога, на три километра штабелями уложена бомбами, минами, снарядами. Их для наступления свозили и, как брус, складывали. И если этот самолет сейчас сбросит бомбу на склад, то конец придет всей Москве. Мы из-под танка смотрим. А небо такое яркое-яркое, холодное, голубое. Вдруг немецкий самолет сбрасывает бомбу. Все заорали. В последний момент оказывается, что это не бомба, а мешок с листовками. Солдаты побежали, хватают листовки, офицеры им сапогами отталкивают, чтобы не читали. Мы тоже побежали, хотя еще в школу не ходили. Зацепились за рельсину, перелетели, носы разбили... Когда шок прошел, выкинули нас из колонны, и мы, опозоренные, вернулись в свою деревню.
Так что на фронт мне не удалось попасть. Но когда вышел "Щит и меч", моя мечта детства - бороться с фашизмом, с самым страшным злом, это все для меня всерьез было, - осуществилась.

Борис Мессерер, художник:
- Наше знакомство - очень давнее. Я помню, как Слава появился. Это были его первые шаги в театре "Современник", и я делал свои ранние спектакли. И среди первых была пьеса "Белоснежка и семь гномов", - попытка создать необходимый для театра детский спектакль. И там на фоне мной нарисованной решетки, в роли томящегося в застенке принца оказался Слава Любшин. Он был так прелестен, наивен, и настолько инфантильно красив, что это даже нельзя было назвать мужской красотой, - это была детская красота какого-то растения буквально. Все на него заглядывались - как на нетеатральное и неземное создание. А роль у него была не хитрая. Белоснежку играла Люся Крылова - хрупкая, маленькая, а гномы были, наоборот, огромного роста, - настоящие мужчины. И вот Слава очаровательно томился в темнице, а его спасали...
Потом мы на долгое время потеряли друг друга из вида. И однажды я увидел его на экране - в удивительно спокойной и правильно трактованной роли уже взрослого мужчины, который немногословного двигался, не беря ни одной фальшивой ноты, был точен, сдержан и, опять же, невероятно красив. Это были "Пять вечеров". Его путь от принца в "Белоснежке" до "Пяти вечеров" оказался для меня незаметным, и потому прогресс его актерского становление потряс.

Юрий Стоянов, актер:
- У Любшина какое-то генетическое неумение врать. По-моему, он совершенно неспособен на это. Он потрясающий рассказчик. Но у Любшина есть интересная черта, что и как он рассказывает. Любой артист, как правило, рассказывает чужие истории, выдавая их за свои. И когда этот рассказ передается от одного актера к другому, то обрастает подробностями, приукрашивается, и превращается в такой отшлифованный языками анекдот. Дядя Слава исключение - он рассказывает только то, что происходило лично с ним. Там география невероятная - где он бывал, где снимался, люди, которые прошли рядом с ним или мимо или с которыми он работал, - история кино второй половины XX века, имена все очень серьезные. И вот я слушаю его рассказ - иногда за рюмочкой, иногда за стаканом чая, иногда просто в машине, и поражаюсь: у него нет ни малейшего желания что-либо приукрасить. Я как человек, работающий в одном определенном жанре и знающий цену шутке, слышу в его рассказе, - ну дожми немного, смешная же получится история, но он никогда этого не сделает, потому что тогда придется приврать. Я ему говорю: "Дядя Слава, вы понимаете, если бы вы в конце сказали, что он упал, здесь бы все тоже сейчас лежали". А Любшин в ответ: "Но он же не падал". Я говорю: "Кто не падал?!" - "Ну вот тот ассистент". - "Слушайте, вы мне рассказываете про 1964 год. Мне было тогда 7 лет, откуда я знаю этого ассистента? Да и кто его вообще помнит! " Но он не доводит сюжет до репризы. То есть если Любшин рассказывает историю, то можете быть уверены: все документально.
Для меня две самые любимые его роли - в михалковских "Пяти вечерах" и в "Позови меня в даль светлую", где Слава был еще и режиссером-постановщиком. А это сверхсложно, и кто понимает - вдвойне ценно. Потрясающе, как, будучи по внешности своей очень красивым человеком, можно быть и таким характерным! А "Пять вечеров" - грандиозная роль, исповедь. И какой пример, что биографию не надо играть, ее надо иметь. Вот время: ни одного выстрела в фильме, никакой войны, но он весь пропитан этой войной, в сто раз больше, чем картины, в которых взрывают тысячи тонн тротила.

Ирина Мирошниченко, актриса:
- Я имела счастье всегда на сцене МХАТа работать с выдающимися артистами. Но Слава имеет свое особое место в понятии московского Художественного театра. Станислав Андреевич Любшин - это целая планета. Он красив, одухотворен и неповторим во всем: в подходе к роли, в парадоксальности мышления, в общении. Он удивительный партнер. Слава из всех ситуаций выходил победителем. И он всегда играл роли влюбленных людей. Влюбленных в жизнь, в мир, в природу. Кажется, Слава сам весь соткан из высокой романтики. Хотя где-то он играет простого деревенского мужика, где-то - изысканного интеллигента, где-то - невероятного злодея, как в "Тартюфе", - у него много разноплановых ролей. Он умный и закрытый человек, не то что бы, там, знаете, - душа нараспашку. Может, и не нужно рассказывать прессе всю свою жизнь, и объяснять все закоулки своей души... Вот и я практически ничего не рассказала о Станиславе Любшине вам. Кроме того, что он талантлив, он влюблен и любим, и не только зрителями, но и людьми, с которыми он работает, которые с ним на сцене творят, и теми, кто рядом с ним идут по жизни.

Валерий Фокин, режиссер, художественный руководитель Александринского театра:
- У Любшина все-таки принципиально русский национальный характер. Он даже внешне олицетворяет тип русского благородного человека. Как-то я встретил его в проезде Художественного театра, он там пил кофе около кафе "Академия". Я заметил: все люди оглядывались - сидел с роскошной седой шевелюрой такой последний князь, выделяясь и среди Камергерского проезда, и среди людей каким-то аристократизмом. В 80-е годы, когда он был моложе, он таким не был. А с возрастом внутреннее благородство становится особенно заметно.
Самое сильное мое впечатление о Любшине, я бы даже сказал пронзительное (оно до сих пор из всей череды театральных актерских впечатлений осталось со мной, что бывает редко) - это был спектакль "Прошлым летом в Чулимске" в Театре Ермоловой. Честно сказать, властителем дум в основном была "Таганка" и "Современник", а в Театр Ермоловой мы тогда почти не ходили. Но тут вся Москва вдруг стала говорить, что надо немедленно смотреть "Прошлым летом в Чулимске". Я помню, пришел и действительно просидел завороженный, открыв рот. Потому что спектакль был совершенно не похож на то, что происходило в Театре Ермоловой. Любшин сыграл тему, которой мы тогда жили. Сыграл тупик - как мелькнула красота, я ее увидел, я к ней потянулся, нашел надежду жить, и - мне ее обрезали. Он играл следователя Шаманова настолько точно с точки зрения внутреннего ужаса и одиночества - он играл перспективу внутреннего оцепенения, в котором тогда находилось большинство интеллигенции, потому что это была достаточно душная атмосфера 70-х годов. И не покидало ощущение, что не хватает воздуха, вроде ты знаешь, где форточка, но открыть тебе ее все равно не дадут, ты только можешь разбить окно с последствиями. И вот это ощущение медленного духовного умирания, которое царило, он сумел передать. Я до сих пор помню его крупные планы, его молчание. При внешне сдержанной манере он так нес за собой то, что нам некуда деваться, и человек не знает, что делать, пока не наткнулся на красоту, на встречу с этой влюбленной в него девочкой, которая вдруг его преобразила, и он почувствовал, что здесь есть путь, есть выход. Это было настолько точно сыграно! И что было еще поразительно - я впервые увидел, как один актер, который лидирует, может подтянуть за собой весь ансамбль. По-другому заиграли все вокруг - хотя, казалось бы, артисты привыкли иначе существовать.
Это был спектакль - явление по тем временам. Там совпали многие вещи. Потому что в Любшине, с одной стороны, есть дар лиризма - он мужчина очень видный, можно сказать, красивый, с яркой индивидуальностью, лиризмом. И при этом он может быть резким, и даже жестким, взрывным. Уникальное сочетание. Поэтому какие-то "сладкие" роли ему не идут.

Подробности: http://www.rg.ru/2013/04/05/lubshin.html

Илл.:http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/stanislav_lubshin/index.html 

НП

Рубрика:
Календарь

Метки:
Культура

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«Аматэрасу и восемь миллионов ками»

Пятница, 14.12.2018, 10:21:30,

Новый год в России: праздничные традиции и календарная культура

Пятница, 14.12.2018, 09:35:48,

Первый форум «Россия – территория заботы»

Пятница, 14.12.2018, 01:13:44,

Серебряный возраст. Эффективные решения

Четверг, 13.12.2018, 16:56:25,

Как управлять возрастом

Четверг, 13.12.2018, 16:47:25,

Людям, пережившим войну. Благотворительный патронаж в Новой Москве: итоги года

Среда, 12.12.2018, 18:51:52,

Деда Мороза встретили в Коломенском хлебом-солью

Среда, 12.12.2018, 15:26:46,

Пенсионный фонд России: цифровизация и предварительные итоги работы в 2018 году

Среда, 12.12.2018, 10:05:00,

Объединенная металлургическая компания - ОМК вошла в десятку лидеров корпоративной благотворительности в России

Среда, 12.12.2018, 08:50:11,

Вызов эпохи цифровых технологий: работодатели обеспокоены нехваткой квалифицированных кадров

Среда, 12.12.2018, 08:22:14,

Гамарджоба! Кети Мелкадзе.

Вторник, 11.12.2018, 10:21:39,

«Новогоднее созвездие игр»

Понедельник, 10.12.2018, 17:17:54,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Деда Мороза встретили в Коломенском хлебом-солью (12.12.2018) В Москве открылась выставка чертежей и рисунков архитектора Матвея Казакова (07.12.2018) Книга жива. А кто бы сомневался? (01.12.2018) Жилищно-коммунальные услуги: какие льготы для пожилых? (30.11.2018) Деменция: диагностика, лечение и профилактика. Японский опыт (29.11.2018) 3 декабря – День инвалидов. Что делает для них Пенсионный фонд России (29.11.2018) Ветераны – сердце «Народной дружины» Барнаула (28.11.2018) Цветущая сакура - союзник в борьбе с деменцией (26.11.2018) Плохо слышу, что делать? 7 золотых правил (22.11.2018) Деменция, болезнь Альцгеймера и диабет (22.11.2018) Деменция и болезнь Альцгеймера: причины (21.11.2018) Намечается прорыв в лечении деменции (19.11.2018) Скоро, скоро Новый год! «Новый пенсионер» приглашает (14.11.2018) Новая книга 87-летнего ученого – «На земле и в небе Китая» (13.11.2018) Как будет происходить увеличение пенсионного возраста в 2019-2028 гг. Таблица (09.11.2018) Серебряный Университет: как поступить, чему учиться (01.11.2018) 1 ноября - День рождения Московского Серебряного Университета. Поздравляем! (01.11.2018) Подлинный СНИЛС – бесплатно, а за деньги – фальшивка (31.10.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры