Гарри Бардину – 70

Воскресенье, 11.09.2011, 10:26:00

Гарри Бардин – всемирно известный аниматор. Человек, способный рассказать историю человечества за десять минут при помощи бумажных кукол и пронзительной музыки Альбинони. «Я люблю ручной труд, - говорит мастер. - В компьютерной анимации пытаются имитировать материал, а я его даю в натуральном виде. Если на экране дерево, то это дерево и есть. Если это перо, то перо. Люблю настоящее». У него в руках оживают проволока и пластилин, спички и веревки. Среди его лучших фильмов «Летучий корабль», «Чуча», «Гадкий утёнок». «Унификация искусства, - говорит он, - беда нашего времени». А на вопрос «Кто ваш зритель?» отвечает: «Умный человек. С сердцем. С чувством юмора - потому что без юмора в России делать нечего».  

 

Гарри Бардин – всемирно известный аниматор. Человек, способный рассказать историю человечества за десять минут при помощи бумажных кукол и пронзительной музыки Альбинони. «Я люблю ручной труд, - говорит мастер. - В компьютерной анимации пытаются имитировать материал, а я его даю в натуральном виде. Если на экране дерево, то это дерево и есть. Если это перо, то перо. Люблю настоящее». У него в руках оживают проволока и пластилин, спички и веревки. Среди его лучших фильмов «Летучий корабль», «Чуча», «Гадкий утёнок». «Унификация искусства, - говорит он, - беда нашего времени». А на вопрос «Кто ваш зритель?» отвечает: «Умный человек. С сердцем. С чувством юмора - потому что без юмора в России делать нечего».

Несколько эпизодов из жизни Гарри Бардина, рассказанные им самим:

«…Родители очень не хотели, чтобы я шел в театральный институт, они хотели для меня «серьезной» профессии. Но есть какая-то цепочка счастливых случайностей, которая делает судьбу. Вот попади я, допустим, в политехнический институт – как я должен был бы попасть… В первый год поступления я недобираю один бал до проходного в брянском «Трансмаше». На следующий год поступаю – мне уже нужно только тройки получить, потому что у меня уже заводской стаж. А я получаю двойку. Это был 1960 год. И я поступаю в Щукинское училище. После второго тура, где я читал, кажется, Маяковского, за мной увязался какой-то маленький лысый человек – догнал меня, взял за рукав и сказал: «Поедем на Мосфильм». Вот так в 1960 году меня привел на Мосфильм Ролан Анатольевич Быков, который хотел, чтобы снимался у него в фильме «Семь нянек».

Но другое дело, что когда я позвонил отцу, с мнением которого считался, и рассказал, что меня хотят снимать в кино (отец был военный моряк, очень строго относился к службе и долгу). Он сказал: «А в армию ты когда пойдешь? Давай, возвращайся домой». Я понял, что надо идти в армию. Три года я прослужил на границе с Турцией, в Армении. Потом после армии все-таки была Школа-студия МХАТ. Руководитель курса у меня был Павел Владимирович Массальский. Это были счастливые годы. Это был оазис, потому что там – снаружи - бушевала жизнь, лживая и фальшивая, а здесь – в нашей альма-матер - был свой добрый уютный семейный дом, где тебя любили так, как нигде и никогда тебя уже никто не полюбит. Там в тебе видели то, что ни видел никто, только мама разве что.
После этого пять лет я работал в театре актером. А потом ушел. Ушел в никуда. Это опять была цепочка случайностей. Из Ленинграда в ту пору приехал актер Виктор Чистяков. Поселили его с женой в нашем общежитии в соседней комнате. Это были девять месяцев какого-то безоблачного счастья. Нам было так весело всегда вместе. Мы собирались вечером: я отыграл свой спектакль, он – свой. Он приезжал всегда с неизменным кейсом, открывал его, там были какая-нибудь бутылка коньяка, бутерброды… И начиналось у нас в общежитии такое веселье, такой юмор, мы не спали до трех-четырех часов ночи. Благодаря Виктору Чистякову я познакомился с Юрием Энтиным, который писал для него стихи с Геннадием Гладковым, с Алешей Рыбниковым, с Васей Ливановым. И вот мы сидели с ним также вечером, он в начале четвертого ушел к себе спать, а утром опаздывал на самолет, но, к сожалению, не опоздал – самолет разбился... Это зияющая дыра в моей жизни… Но остался круг знакомых.

И как-то вечером приходят ко мне Вася Ливанов и Юра Энтин и говорят: «Мы о тебе говорили и решили, тебе надо уходить из театра». Я говорю: «Как! Куда? Ведь такая зарплата! - а зарплата была 85 рублей. – Что я буду получать?» Вася сказал: «Не важно. Одевайся и пошли». Я оделся, и мы пошли. Благо, что общежитие было рядом с театром, на улице Казакова. Я подошел к театру, Вася сказал: «Плюнь на него, - я сделал «тьфу». - А завтра подашь заявление!» - засмеялся он.

И всё. Я действительно назавтра подал заявление, ушел из театра в никуда. И я им благодарен по сей день, потому что дальше началась совершенно другая жизнь. Она была не очень сытная, но полна приключений и поиска самого себя. Оказалось, что я умею многое. Могу писать рекламы «Крашение нейлоновых рубашек» и записывать их сам как актер на радио. Потом оказалось, что умею писать «АБВГДейки», куда призвал меня Эдуард Успенский. Это было замечательное время, я был свободен, отвечал только перед самим собой.

К тому времени я уже вместе с Василием Ливаном написал пьесу «Дон Жуан» для театра им. Образцова. И опять-таки - счастливая случайность – Сергей Владимирович Образцов, царствие ему небесное, предложил мне быть сорежиссером, постановщиком. Я удивился. Он говорит: «Да-да, вы режиссер. Вы сами об этом не догадываетесь, но вы режиссер». И он вписал в мою трудовую книжку «режиссер-постановщик». Поэтому моим первым «крестным отцом» в режиссуре, конечно, был Сергей Образцов.

Параллельно с постановками в театре им. Образцова я грешил тем, что озвучивал мультфильмы. Озвучивал все время не своим голосом. Много озвучивал. Потом решил, что могу, пожалуй, сам написать сценарий. И написал один – его купила на «Союзмультфильме» и поставили. Потом я написал второй сценарий. А вот он лежал, хоть он и был куплен. И тогда директор «Союзмультфильма» из соображений больше экономических, нежели творческих сказал мне: «Вот вы режиссер, - а записано же было, что я режиссер в трудовой книжке, - вот вы и ставьте». Я ответил, что ведь я, что называется, ни уха ни рыла в мультипликации. На что он ответил: «Ну, вы же режиссер! Вот ходите в группу и учитесь».

Я ушел от Сергея Владимировича – как колобок: «и от дедушки ушел…». И пришел на «Союзмультфильм». Первый мой фильм – не бог весть какой – «Достать до неба». В 1975 году 10 октября в 12 часов состоялся художественный совет. Конечно были неприятели, которые понимали, что пришел какой-то пацан с улицы, без образования, какой-то актер – видели, болтался у микрофона, что-то озвучивал, но почему режиссер-то? Другие карабкаются всю жизнь к этой профессии, а этот вдруг пришел с улицы… В общем готовился хороший афронт моему фильму. Но там был Иван Петрович Иванов-Вано. Это мой второй «крестный отец», который посмотрел мой десятиминутный фильм, первый в моей жизни, и сказал: «Вот я учу моих дураков пять лет, а тут какой-то Бардин с улицы приходит и делает фильм профессионально. Я поздравляю киностудию с приобретением профессионального крепкого режиссера».

И в 12 часов 10 октября 1975 года родился мой сын Павел. Так что я сопрягаю эти две даты и не знаю, что мне дороже в этой жизни: моя мультипликация или мой сын…».

Телеканал «Культура» по материалам программы «Линия жизни»

Рубрика:
Даты и праздники

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ирина Антонова поздравила обитателей МКС с Днем Космонавтики

Суббота, 14.04.2018, 09:05:30,

Мирошниченко, Голубкина и Чурсина поздравили москвичей с Пасхой

Пятница, 13.04.2018, 10:31:41,

Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ откроется торжественным шоу о покорителях космоса

Четверг, 12.04.2018, 10:46:41,

Великая Пятница. Как себя вести

Пятница, 06.04.2018, 10:05:45,

Поздравления с юбилеем принимает Элина Быстрицкая.

Среда, 04.04.2018, 14:30:17,

31 марта исполняется 80 лет знаменитому актеру театра и кино Александру Збруеву

Суббота, 31.03.2018, 21:16:16,

Навруз-байрам называют восточным новым годом

Вторник, 27.03.2018, 10:42:04,

Поздравляем Ирину Антонову с днем рождения!

Вторник, 20.03.2018, 15:21:06,

Две Марты и один Мартын отпразднуют свои дни рождения 8 марта

Четверг, 08.03.2018, 09:09:53,

Имена-"защитники"

Среда, 21.02.2018, 23:29:00,

“Вам исполнилось 95. А как вы хорошо выглядите!”

Четверг, 15.02.2018, 17:47:54,

Прогноз на январь 2018

Понедельник, 01.01.2018, 13:44:35,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Прибавить населению 10 лет жизни. Без геронтологической помощи не обойтись (20.04.2018) Адаптивная физкультура: Спортсмены и медики, объединяйтесь! (18.04.2018) Встреча со старостью (ч. 2). Природа старения (16.04.2018) Предприятия эпохи Александра II действуют по сей день (04.04.2018) Уполномоченный по правам пожилых. Место пусто. (03.04.2018) Здравствуй, мама. Встреча «сэндвич»-поколения с кризисом стареющих родителей. (31.03.2018) С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 2,9 %. Прибавку получат неработающие и работающие пенсионеры (28.03.2018) Пришла пора выбирать: в мудрость или в маразм (27.03.2018) Навруз-байрам называют восточным новым годом (27.03.2018) C площадки Московского культурного форума – прямо на улицы российских городов (26.03.2018) Современное искусство открывает новые миры (25.03.2018) Отдать маму в чужие руки? Марина Вяземская – о домах престарелых (23.03.2018) Послы молодости и красоты (23.03.2018) «Серебряная» учеба продлевает жизнь (23.03.2018) Бабушки учатся лучше внуков. «Серебряный университет» выпустил отличников (23.03.2018) Как выбраться из бедности (21.03.2018) Индексация пенсий должна быть выше инфляции (21.03.2018) Новый "Новый" (19.03.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры