Кто же он такой, наш прославленный юбиляр – Фазиль Абдулович Искандер? Писатель, поэт, философ, литературовед, тончайший художник, искренний самой простой и глубокой, негромкой искренностью гуманист? И то, и другое, и третье – и еще тридцать третье, а точнее, сообразуясь с его почтенным возрастом – восемьдесят пятое определение нашего героя будет и верным – и неверным, потому что – так или иначе – недостаточным. Фазиля Искандера можно было бы назвать настоящим восточным мудрецом, аксакалом – однако, на тех вершинах человеческого и художественного гения, которые достиг наш юбиляр, всякие границы перестают играть какую-либо роль, потому что значение прозы и поэзии, еще точнее – значение слова Фазиля Искандера давно уже имеет всемирные – всечеловеческие важность и вес. Если бы мы только слушали – и прислушивались к его простому и глубокому, мудрому, негромкому – бесконечно любящему нас – спасительному слову…
Итак, кто же он? Человек мира? Точнее всего на этот вопрос ответил сам Фазиль Абдулович: «Я – русский писатель и певец Абхазии». Как же это верно! Всечеловечность гения Искандера - вовсе не следствие отмены его национальной самобытности, но результат приумножения и вознесения ее на небывалую высоту за счет гармоничного слияния с другими языками и культурами – и, прежде всего, с необыкновенно близкой и по-настоящему родной для Искандера русской культурой и русским языком, хотя книги нашего юбиляра переведены, кажется, уже на все языки мира. Как и в случае с гением Александра Сергеевича Пушкина, творческий феномен Фазиля Абдуловича Искандера мог развиться во всей полноте и силе своих возможностей и почти мистических перспектив только в условиях поистине любовного переплетения, или - еще теснее! - сплава в крови и духе Искандера самых разных кровей и духовных сил востока, запада - и объединяющей, а заодно и гениально преображающей их России. Феномен Искандера - это феномен культурного гетерозиса, когда слившиеся в его духовном коде и почерке культуры дали небывалое увеличение творящего заряда этого художника, достигшего мировых вершин не за счет преодоления, но за счет равно благодарного приятия в себя всех организующих его исторических и национальных начал. Феномен Искандера – еще один особенно уместный сегодня повод покаянно задуматься о себе и своем будущим для многих так стремительно набравших ныне политический вес в некоторых государствах нашего современного мира ревнителей «чистоты рас и кровей».
Как же происходило становление этого абхазско-русско-всечеловеческого дара? Родился Фазиль Искандер 6 марта 1929 года в столице Абхазии городе Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР и больше Фазиль его так ни разу в жизни и не увидел. Воспитывался наш герой родственниками матери-абхазки в селе Чегем, которое раз и навсегда стало больше, чем протагонистом - хором, судьбой, почвой и воздухом - удивительным, горьковато-сладким, бессмертно золотящимся воздухом всей его гениальной стихотворной - и прозаической лирики.
Вряд ли странно, что в мальчике, со всей возможной любовью взращенном на столь благодатной земле, стали рано просыпаться его многочисленные таланты. Юный Фазиль с золотой медалью окончил русскую школу в Абхазии, после чего без особых трудностей поступил в Библиотечный институт в Москве (об этом можно прочитать в его замечательном рассказе «Начало», полном терпкого юмора – и такой человечной даже в своей пристальной глубине мудрости; кстати, этот замечательный букет юмора и мудрости стал главным секретом той любви и даже страсти, с которой читатели вот уже многих поколений смаковали и поныне смакуют вино рассказов и стихов Искандера). После трёх лет обучения в Библиотечном институте Фазиль перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
С 1954 по 1956 годы Фазиль Искандер проработал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году он стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х годов. С начала 1990-х наш герой постоянно живёт в Москве.
Стоит ли говорить, что все это время помимо официальной работы главным трудом и радостью Фазиля было и оставалось литературное творчество в самом высоком смысле этого слова? Первая книга стихов Искандера «Горные тропы» вышла в Сухуме в 1957 году; примерно в это же время, в конце 1950-х годов, он начал печататься в необыкновенно популярном во всем тогдашнем СССР журнале «Юность». Прозу Фазиль Искандер начал писать с 1962 года. Настоящая известность пришла к нему в 1966 году после публикации в по-настоящему культовом для тех времен журнале «Новый мир» повести «Созвездие Козлотура».
Главными книгами Фазиля Искандера (впрочем, у него нет неглавных, проходных книг) можно назвать, наверное, роман-эпопею «Сандро из Чегема», эпос о детстве Чика, повесть-притчу «Кролики и удавы», повесть-диалог «Думающий о России и американец», а также повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека» и «Софичка». Настоящей россыпью по-южному щедрых, искрящихся абхазских созвездий на огромном небе отечественной литературы стали короткие, но лишь еще более блестящие в своей лапидарности рассказы Фазиля Искандера: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие его потрясающие ум и сердце благодарного читателя произведения.
Всё, созданное Фазилем Абдуловичем на ниве не просто изящной, но, прежде всего, живой, и больше, чем живой - бессмертной словесности, можно считать развернутым вариантом его автобиографии. В самом деле, почти во всех своих произведениях Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли автора - или близкого автору героя, охотно и подчас далеко отклоняющегося от основной темы (так за дружеским застольем вольное течение общего разговора уносит порой его участников далеко от тех вопросов и проблем, с обсуждения которых они начали праздник своей встречи); и как же прекрасны такие отклонения от основного русла, такие выбегания на поля и даже за поля главного повествования, такие лирические отступления, которые в случае с Искандером правильнее было бы назвать лирическими наступлениями нашего автора! На этих обочинах сюжета, как на обочинах горных абхазских троп, щедро увитых цепкой ежевикой, - так по-Искандеровски свежо и ярко сверкают бесчисленные драгоценные гроздья самых неожиданных наблюдений, метких метафор и сказанных как бы вскользь, впроброс, мимоходом, - а на самом деле выношенных до той степени терпкости, когда они кажутся уже даже слегка перезрелыми и словно сами падают в руки, - почти бездонных мыслей, достигающих порой пронзительности и глубины древних пророчеств.
Наверное, не стоит объяснять, почему Фазиль Абдулович Искандер уже не один год является старейшиной в московской абхазской диаспоре?..
И всё-таки - кто же он? Наверное, он - тот самый человек в его полном развитии, говоря словами Николая Васильевича Гоголя об Александре Сергеевиче Пушкине, который должен был появиться - и появился почти через сто лет после смерти Пушкина на нашей большой, дружной и дружеской земле под этим единым и единственно-бескрайним небом отечественной культуры, вобравший в себя на правах бесценных созвездий сияние мириад национальных культур… А иначе почему творчество Александра Сергеевича Пушкина столь любимо и чтимо Фазилем Абдуловичем Искандером? «Нет в мире разных душ и времени в нем нет», как говорил еще один наш гений, Иван Алексеевич Бунин; во всяком случае, на таких высотах едва ли возможно существование случайных привязанностей; нет, возникать случайно они могут – но продолжаются всегда неслучайно, и уж тем более неслучайно дорастают до любви – как и наша привязанность к Вам, дорогой Фазиль Абдулович! Многая лета! Спасибо Вам за все. Побудьте с нами подольше – ибо пока Вы с нами, солнечно жить на этой Земле.
Подробности: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%E0%ED%E4%E5%F0,_%D4%E0%E7%E8%EB%FC_%C0%E1%E4%F3%EB%EE%E2%E8%F7
НП
Рубрика:
Календарь
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную