Донатасу Банионису 85 лет

Вторник, 28.04.2009, 14:40:00

Донатас Юозович Банионис (Банёнис; лит. Donatas Banionis; 28 апреля 1924, Каунас) Советский и литовский актёр, Народный артист Литовской ССР (1973), Народный артист СССР (1974), Почётный Гражданин города Паневежис (1999).

Донатас Юозович Банионис
(Банёнис; лит. Donatas Banionis;
28 апреля 1924, Каунас)
Советский и литовский актёр,
Народный артист Литовской ССР (1973),
Народный артист СССР (1974),
Почётный Гражданин города Паневежис (1999).
Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Он рассказывает, что первые воспоминания детства очень сильно врезались в память - маленький деревянный домик на Ратушной площади, где он родился, слияние Нямунаса и Нерис, потом кирпичный двухэтажный домик недалеко от пристани на ул. Музиеяус, куда семья переселилась жить, камнем выложена Лайсвес Аллея, по которой ещё ходила конка... И первый увиденный спектакль в Каунасской гимназии иезуитов «Муки Христа», в который его, 4-х летнего, сводила мама. Там он в первый раз увидел сцену, игру... Это его сильно взволновало... Солдаты в шлемах, вооружённые мечами, поймали Христа и повели его к Понтию Пилату. Тогда он ещё не мог рассказать, кто, кого, к кому повели, но ему уже тогда хотелось быть на сцене, быть одним из этих солдат - в шлеме, с мечом...

В 1932-1937 гг. учился в начальной школе. Учился очень хорошо.«Вроде во втором или третьем классе я уже играл в школьных «спектаклях». Насколько помню - сам туда не просился, может, учителя заметили что-то, когда читал стихи?» - сегодня вспоминает актер.
В школе полюбил кино. Как и другие его одногодки, в кинотеатр пытался попасть без билета. Нравились фильмы с Ч.Чаплином, С.Трейси, Г.Купер, Р. Тейлор. Отец, портной, при отсутствии достаточных средств на учёбу в гимназии, решил, что сын должен учиться ремеслу. И Донатас начал учиться в Каунасской школе ремесел, в отделении керамики. Там судьба его свела с Вацловасом Бледисом и Йонасом Алекной (позже - известные актёры - прим.). Они организовали драмкружок, в который позвали и Донатаса.
Д.Банионис стал статистом в Государственном театре. Стоял в «Кармэн» с алебардой или факелом, когда пел Кипрас Петраускас, в балете «Красный мак» был носильщиком, в «Аиде» - пленный или египетский солдат. Участвовал и в оперных, и в балетных, и в драматических спектаклях...

А театром Дворца труда уже руководил вернувшийся из Парижа Йозас Милтинис. В конце 1940 года Й.Милтинис со своей труппой приехал в Паневежис создавать свой театр. Д.Банионис остался в Каунасе. В мае 1941 года театр приехал в Каунас на гастроли. Донатас как раз окончил школу ремёсел. В.Бледис привёл Д.Баниониса в гримёрку к Й.Милтинису и сказал: «Это Донатас Банионис. Он хочет стать артистом». На следующий день Д.Банионис читал стихи Й.Милтинису . Забыл текст. Прочитал басню «Лошадь и медведь». И Й.Милтинис его принял. Когда театр возвращался из гастролей, Д.Банионис тоже приехал со всеми, как член труппы. Тогда и не думал, что с этим городом и театром будет связана вся его жизнь.

Этими гастролями окончился первый сезон театра. Началась работа в студии, новые спектакли... «Й.Милтинис был доволен мною»,- вспоминает актер. – «И моя фамилия впервые была напечатана в газете». Играл Гандаса в «Павшем ангеле» П.Вайчюнаса, Антония в «Песенке» М. де Серра, Эдвардаса в «Полутьме» А.Виенуолиса. В 1949 году Д.Банионис сыграл свою первую большую роль - Андрея в драме А.Островского и Н.Соловьёва «Свадьба Белугина». И критики, и зрители, и сам Й.Милтинис спектаклем были довольны. После этого последовали другие роли. В выходные играли в Паневежисе, а в другие дни театр уезжал на гастроли. Объехали почти всю Литву.

В 1948 г. после успешных гастролей Й.Милтинису присвоили звание «Заслуженный артист Лит.ССР», а в 1954 г. его уволили из театра. Но Й.Милтинис не сдался. Он нелегально, под именем В.Бледиса, поставил два спектакля, после которых о Паневежисском театре заговорили далеко за пределами Литвы. Д.Банионис в них сыграл одни из лучших своих ролей: Ёргена Тесмана в «Геде Габлер» Х.Ибсена и Вилли Ломена в «Смерти коммивояжёра» А.Миллера. Тогда же Д.Банионис попробовал и хлеб режиссёра. 1956 г. он вместе с Й.Алекной поставили «Др.» («Доктора философии») Б.Нушича, а 1958 г. уже один - «Обыкновенное чудо» Й.Шварца. Ставил он спектакли и позже, когда в 1980 г. Й.Милтинис ушёл из театра, и он стал художественным руководителем. Но актёр честно признаётся: «Ставил, потому, что надо было. Я не режиссёр. Я актёр, исполнитель».

В 1959 г. когда в театр вернулся Й .Милтинис, Д.Банионис прекрасно сыграл Бопертюй в комедии Е.Лабюша «Соломенная шляпка», небольшую, но очень хорошо критиками названную роль Банка в «Макбете», Давыдова в «Поднятой целине». В 1966 г. актёру было суждено сыграть одну из самых тяжёлых своих ролей - Бекмана в пьесе В.Борхерта «Во дворе, снаружи», а в 1973 г. - Эдгара в драме А.Стриндберга «Танец смерти».

С 1980 г. руководил театром. «Если я уйду из театра», - рассказывает актёр, - «на моё место поставят нам чужого человека. И этот чужой человек оставит в театре только тех актёров, которые будут думать и работать так, как захочет он. Старшее поколение наших актёров увольнения не боялось. Они уже были признанными актёрами, хоть и без дипломов. Но ведь в театре работали и молодые способные актёры. Значит - их на улицу? Ну уж нет!». Поэтому в 1983 г. создал в Паневежисском драмтеатре филиал кафедры актёрского мастерства консерватории Лит.ССР. Сам им и руководил.

Теперь актёр ушёл из театра. В Паневежисском драмтеатре он создал более 100 ролей.

В 1999г. в Национальном драмтеатре состоялась премьера пьесы П.Барца «Встреча». Спектакль поставил сын актёра Раймундас Банионис.
Карьера в кино Д.Банионису тоже очень удалась. В1959г. - первая роль в фильме В.Жалакявичюса «Адомас тоже хочет быть человеком». После него была «Хроника одного дня», «Марш марш, тра та та» (реж. Р.Вабалас). Эти первые три роли актёр считал неудачными. «Понял», - говорит он, - «что кино не для меня». Четвёртый фильм (1965 г.) «Никто не хотел умирать» принёс актёру международную славу. Он поверил в свои силы. В 1966 г. снялся в небольшой роли в фильме Э.Рязанова «Берегись автомобиля», а в 1968 г. сыграл советского разведчика Ладейникова в фильме С.Кулиша «Мёртвый сезон ». Эта роль ему принесла всесоюзную славу. Через год его позвали сниматься в фильме М.Калатозова «Красная палатка». Это был совместный советско-итальянский проект. Роль небольшая, но выпало счастье сыграть с актёрами Ш. Коннери, Л.Вануки, П.Финчем. Сразу после этого снимался у известного режиссёра Г.Козинцева в фильме «Король Лир», вместе с эстонцем Й.Ярветом, латышкой Л.Озолиней, литовцем Р. Адомайтисом. Оператором фильма был друг его детства Й.Грицюс. В 1970 г. немецкий режиссёр К.Вольф пригласил Д.Баниониса сыграть великого испанского художника Гойю. Фильм ставила киностудия ГДР «Дэфа». Это была экранизация романа известного немецкого писателя Л.Фейхтвангера. О роли отозвались хорошо не только критики, но и вдова писателя. Сразу после этого режиссер А.Тарковский пригласил Д.Баниониса сняться в фильме «Солярис». Фильм получил награду на каннском кинофестивале. После этого было ещё много интересных работ и встреч. Он уже создал более 70 ролей в кино.

Д.Банионис всегда стремился к учёбе. Кончил школу ремёсел, среднюю школу, получил высшее образование. По совету Й.Милтиниса учил иностранные языки. В немецком фильме «Бетховен: дни жизни» роль великого композитора сыграл на немецком языке.

У него прекрасная семья. 2 апреля 1948 г. он женился на актрисе Оне Конкулевичюте. В 1949 г. родился первый сын Эгидиюс, крёстным которого был Й.Милтинис. В 1957 г. родился второй сын Раймундас. Теперь у него четыре внука.

Работы Д.Баниониса получили множество наград и премий. В 1965 г. ему присвоили звание «Заслуженный артист Лит.ССР», в 1973 г. - «Народный артист Лит.ССР», в 1974 г. - «Народный артист СССР»

Поздравим же уважаемого актёра с юбилеем и пожелаем крепкого здоровья, неиссякающей энергии, успехов в творчестве и ещё многих ролей в театре и кино.
заметка с сайта Инофорум

Рубрика:
Даты и праздники

Быстрая навигация: На главную

Похожее

«Чернобыльские» пенсии. 26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

Четверг, 26.04.2018, 12:25:55,

Ирина Антонова поздравила обитателей МКС с Днем Космонавтики

Суббота, 14.04.2018, 09:05:30,

Мирошниченко, Голубкина и Чурсина поздравили москвичей с Пасхой

Пятница, 13.04.2018, 10:31:41,

Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ откроется торжественным шоу о покорителях космоса

Четверг, 12.04.2018, 10:46:41,

Великая Пятница. Как себя вести

Пятница, 06.04.2018, 10:05:45,

Поздравления с юбилеем принимает Элина Быстрицкая.

Среда, 04.04.2018, 14:30:17,

31 марта исполняется 80 лет знаменитому актеру театра и кино Александру Збруеву

Суббота, 31.03.2018, 21:16:16,

Навруз-байрам называют восточным новым годом

Вторник, 27.03.2018, 10:42:04,

Поздравляем Ирину Антонову с днем рождения!

Вторник, 20.03.2018, 15:21:06,

Две Марты и один Мартын отпразднуют свои дни рождения 8 марта

Четверг, 08.03.2018, 09:09:53,

Имена-"защитники"

Среда, 21.02.2018, 23:29:00,

“Вам исполнилось 95. А как вы хорошо выглядите!”

Четверг, 15.02.2018, 17:47:54,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Марина Вяземская о природе старения (ч.3). Понять – значит простить! (25.04.2018) Стареть правильно. О парадоксах старения рассказывает ведущий гериатр России Ольга Ткачева (23.04.2018) Аллеи Активного долголетия заложены в Москве (23.04.2018) Прибавить населению 10 лет жизни. Без геронтологической помощи не обойтись (20.04.2018) Адаптивная физкультура: Спортсмены и медики, объединяйтесь! (18.04.2018) Встреча со старостью (ч. 2). Природа старения (16.04.2018) Предприятия эпохи Александра II действуют по сей день (04.04.2018) Уполномоченный по правам пожилых. Место пусто. (03.04.2018) Здравствуй, мама. Встреча «сэндвич»-поколения с кризисом стареющих родителей. (31.03.2018) С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 2,9 %. Прибавку получат неработающие и работающие пенсионеры (28.03.2018) Пришла пора выбирать: в мудрость или в маразм (27.03.2018) Навруз-байрам называют восточным новым годом (27.03.2018) C площадки Московского культурного форума – прямо на улицы российских городов (26.03.2018) Современное искусство открывает новые миры (25.03.2018) Отдать маму в чужие руки? Марина Вяземская – о домах престарелых (23.03.2018) Послы молодости и красоты (23.03.2018) «Серебряная» учеба продлевает жизнь (23.03.2018) Бабушки учатся лучше внуков. «Серебряный университет» выпустил отличников (23.03.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры