(Банёнис; лит. Donatas Banionis;
28 апреля 1924, Каунас)
Советский и литовский актёр,
Народный артист Литовской ССР (1973),
Народный артист СССР (1974),
Почётный Гражданин города Паневежис (1999).
Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Он рассказывает, что первые воспоминания детства очень сильно врезались в память - маленький деревянный домик на Ратушной площади, где он родился, слияние Нямунаса и Нерис, потом кирпичный двухэтажный домик недалеко от пристани на ул. Музиеяус, куда семья переселилась жить, камнем выложена Лайсвес Аллея, по которой ещё ходила конка... И первый увиденный спектакль в Каунасской гимназии иезуитов «Муки Христа», в который его, 4-х летнего, сводила мама. Там он в первый раз увидел сцену, игру... Это его сильно взволновало... Солдаты в шлемах, вооружённые мечами, поймали Христа и повели его к Понтию Пилату. Тогда он ещё не мог рассказать, кто, кого, к кому повели, но ему уже тогда хотелось быть на сцене, быть одним из этих солдат - в шлеме, с мечом...
В 1932-1937 гг. учился в начальной школе. Учился очень хорошо.«Вроде во втором или третьем классе я уже играл в школьных «спектаклях». Насколько помню - сам туда не просился, может, учителя заметили что-то, когда читал стихи?» - сегодня вспоминает актер.
В школе полюбил кино. Как и другие его одногодки, в кинотеатр пытался попасть без билета. Нравились фильмы с Ч.Чаплином, С.Трейси, Г.Купер, Р. Тейлор. Отец, портной, при отсутствии достаточных средств на учёбу в гимназии, решил, что сын должен учиться ремеслу. И Донатас начал учиться в Каунасской школе ремесел, в отделении керамики. Там судьба его свела с Вацловасом Бледисом и Йонасом Алекной (позже - известные актёры - прим.). Они организовали драмкружок, в который позвали и Донатаса.
Д.Банионис стал статистом в Государственном театре. Стоял в «Кармэн» с алебардой или факелом, когда пел Кипрас Петраускас, в балете «Красный мак» был носильщиком, в «Аиде» - пленный или египетский солдат. Участвовал и в оперных, и в балетных, и в драматических спектаклях...
А театром Дворца труда уже руководил вернувшийся из Парижа Йозас Милтинис. В конце 1940 года Й.Милтинис со своей труппой приехал в Паневежис создавать свой театр. Д.Банионис остался в Каунасе. В мае 1941 года театр приехал в Каунас на гастроли. Донатас как раз окончил школу ремёсел. В.Бледис привёл Д.Баниониса в гримёрку к Й.Милтинису и сказал: «Это Донатас Банионис. Он хочет стать артистом». На следующий день Д.Банионис читал стихи Й.Милтинису . Забыл текст. Прочитал басню «Лошадь и медведь». И Й.Милтинис его принял. Когда театр возвращался из гастролей, Д.Банионис тоже приехал со всеми, как член труппы. Тогда и не думал, что с этим городом и театром будет связана вся его жизнь.
Этими гастролями окончился первый сезон театра. Началась работа в студии, новые спектакли... «Й.Милтинис был доволен мною»,- вспоминает актер. – «И моя фамилия впервые была напечатана в газете». Играл Гандаса в «Павшем ангеле» П.Вайчюнаса, Антония в «Песенке» М. де Серра, Эдвардаса в «Полутьме» А.Виенуолиса. В 1949 году Д.Банионис сыграл свою первую большую роль - Андрея в драме А.Островского и Н.Соловьёва «Свадьба Белугина». И критики, и зрители, и сам Й.Милтинис спектаклем были довольны. После этого последовали другие роли. В выходные играли в Паневежисе, а в другие дни театр уезжал на гастроли. Объехали почти всю Литву.
В 1948 г. после успешных гастролей Й.Милтинису присвоили звание «Заслуженный артист Лит.ССР», а в 1954 г. его уволили из театра. Но Й.Милтинис не сдался. Он нелегально, под именем В.Бледиса, поставил два спектакля, после которых о Паневежисском театре заговорили далеко за пределами Литвы. Д.Банионис в них сыграл одни из лучших своих ролей: Ёргена Тесмана в «Геде Габлер» Х.Ибсена и Вилли Ломена в «Смерти коммивояжёра» А.Миллера. Тогда же Д.Банионис попробовал и хлеб режиссёра. 1956 г. он вместе с Й.Алекной поставили «Др.» («Доктора философии») Б.Нушича, а 1958 г. уже один - «Обыкновенное чудо» Й.Шварца. Ставил он спектакли и позже, когда в 1980 г. Й.Милтинис ушёл из театра, и он стал художественным руководителем. Но актёр честно признаётся: «Ставил, потому, что надо было. Я не режиссёр. Я актёр, исполнитель».
В 1959 г. когда в театр вернулся Й .Милтинис, Д.Банионис прекрасно сыграл Бопертюй в комедии Е.Лабюша «Соломенная шляпка», небольшую, но очень хорошо критиками названную роль Банка в «Макбете», Давыдова в «Поднятой целине». В 1966 г. актёру было суждено сыграть одну из самых тяжёлых своих ролей - Бекмана в пьесе В.Борхерта «Во дворе, снаружи», а в 1973 г. - Эдгара в драме А.Стриндберга «Танец смерти».
С 1980 г. руководил театром. «Если я уйду из театра», - рассказывает актёр, - «на моё место поставят нам чужого человека. И этот чужой человек оставит в театре только тех актёров, которые будут думать и работать так, как захочет он. Старшее поколение наших актёров увольнения не боялось. Они уже были признанными актёрами, хоть и без дипломов. Но ведь в театре работали и молодые способные актёры. Значит - их на улицу? Ну уж нет!». Поэтому в 1983 г. создал в Паневежисском драмтеатре филиал кафедры актёрского мастерства консерватории Лит.ССР. Сам им и руководил.
Теперь актёр ушёл из театра. В Паневежисском драмтеатре он создал более 100 ролей.
В 1999г. в Национальном драмтеатре состоялась премьера пьесы П.Барца «Встреча». Спектакль поставил сын актёра Раймундас Банионис.
Карьера в кино Д.Банионису тоже очень удалась. В1959г. - первая роль в фильме В.Жалакявичюса «Адомас тоже хочет быть человеком». После него была «Хроника одного дня», «Марш марш, тра та та» (реж. Р.Вабалас). Эти первые три роли актёр считал неудачными. «Понял», - говорит он, - «что кино не для меня». Четвёртый фильм (1965 г.) «Никто не хотел умирать» принёс актёру международную славу. Он поверил в свои силы. В 1966 г. снялся в небольшой роли в фильме Э.Рязанова «Берегись автомобиля», а в 1968 г. сыграл советского разведчика Ладейникова в фильме С.Кулиша «Мёртвый сезон ». Эта роль ему принесла всесоюзную славу. Через год его позвали сниматься в фильме М.Калатозова «Красная палатка». Это был совместный советско-итальянский проект. Роль небольшая, но выпало счастье сыграть с актёрами Ш. Коннери, Л.Вануки, П.Финчем. Сразу после этого снимался у известного режиссёра Г.Козинцева в фильме «Король Лир», вместе с эстонцем Й.Ярветом, латышкой Л.Озолиней, литовцем Р. Адомайтисом. Оператором фильма был друг его детства Й.Грицюс. В 1970 г. немецкий режиссёр К.Вольф пригласил Д.Баниониса сыграть великого испанского художника Гойю. Фильм ставила киностудия ГДР «Дэфа». Это была экранизация романа известного немецкого писателя Л.Фейхтвангера. О роли отозвались хорошо не только критики, но и вдова писателя. Сразу после этого режиссер А.Тарковский пригласил Д.Баниониса сняться в фильме «Солярис». Фильм получил награду на каннском кинофестивале. После этого было ещё много интересных работ и встреч. Он уже создал более 70 ролей в кино.
Д.Банионис всегда стремился к учёбе. Кончил школу ремёсел, среднюю школу, получил высшее образование. По совету Й.Милтиниса учил иностранные языки. В немецком фильме «Бетховен: дни жизни» роль великого композитора сыграл на немецком языке.
У него прекрасная семья. 2 апреля 1948 г. он женился на актрисе Оне Конкулевичюте. В 1949 г. родился первый сын Эгидиюс, крёстным которого был Й.Милтинис. В 1957 г. родился второй сын Раймундас. Теперь у него четыре внука.
Работы Д.Баниониса получили множество наград и премий. В 1965 г. ему присвоили звание «Заслуженный артист Лит.ССР», в 1973 г. - «Народный артист Лит.ССР», в 1974 г. - «Народный артист СССР»
Поздравим же уважаемого актёра с юбилеем и пожелаем крепкого здоровья, неиссякающей энергии, успехов в творчестве и ещё многих ролей в театре и кино.
заметка с сайта Инофорум
Рубрика:
Календарь
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную