Борису Плотникову - 65

Четверг, 03.04.2014, 04:04:00

2 апреля 2014 года исполнилось 65 лет народному артисту России Борису Плотникову - знаменитому доктору Борменталю из легендарного «Собачьего сердца», фильма, снятого в 1988 году режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Помимо этой киноработы список потрясающих образов, созданных нашим юбиляром в кино и театре, значителен и всегда неслучаен - а к тому же, продолжает пополняться новыми шедеврами

2 апреля 2014 года исполнилось 65 лет народному артисту России Борису Плотникову - знаменитому доктору Борменталю из легендарного «Собачьего сердца», фильма, снятого в 1988 году режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Помимо этой киноработы список потрясающих образов, созданных нашим юбиляром в кино и театре, значителен и всегда неслучаен - а к тому же, продолжает пополняться новыми шедеврами >>

Борис Григорьевич Плотников - сибиряк, уралец: он родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянск Свердловской области, а школу окончил в городе Новоуральске. По окончании школы поступил на филологический факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького, а уже по завершении учебы в университете был принят и успешно окончил в 1970 году Свердловское театральное училище. Около 8 лет Борис Плотников служил в Свердловском ТЮЗе, а затем еще 10 лет подвизался на сцене Московского театра сатиры. С 1988 года Борис Плотников - актер Центрального академического театра Советской Армии, а с 2002 года по сегодняшний день - один из столпов труппы знаменитого МХТ имени А. П. Чехова.

Как часто бывает с нашими актерами, настоящую популярность Борис Плотников завоевал, прежде всего, благодаря своим киноработам. Его дебют в отечественном кинематографе состоялся в 1976 году в картине легендарного режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», принёсшем нашему герою всесоюзную известность. Молодой актер с потрясающей, зрелой, пронзительной достоверностью на уровне высокой трагедийности раскрыл в этом непростом фильме психологию вины и покаяния, на разрыв - и при всем том строго и спокойно, почти целомудренно-ненавязчиво проведя через всю картину потаенную - главную для него и режиссера - тему Христа и Иуды. Успех «Восхождения» и Бориса Плотникова был особенно, оглушительно-невероятен, учитывая, в какую пору создавалось это удивительное произведение - по тем богоборческим временам решить подобную актерскую и человеческую задачу было равносильно подвигу. Впрочем, это вообще характерно для творческой манеры Бориса Плотникова - в каждой своей большой работе он всегда рискует всем, потому что не играет, а живет теми образами и темами, которые на время съемок или репетиций становятся его собственной - художнической и человеческой - судьбой.

Вторая поистине знаковая роль Бориса Плотникова в российском кино - всеми любимый доктор Борменталь в культовом фильме конца восьмидесятых «Собачье сердце», снятом режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Блестящие работы Бориса Плотникова были по достоинству оценены самыми широкими кругами зрительской аудитории, а значит, в конце концов, и государством: в 1998 году Борису Григорьевичу было присвоено звание народного артиста России.

В чем же секрет успеха таких разных работ нашего юбиляра, что позволяет его таким непохожим друг на друга героям быть одинаково убедительными и запоминающимися, трогать сердца людей из самых разных поколенческих и социальных слоев? Прежде всего, этот секрет - в жизненном кредо Бориса Плотникова, которое точнее всего можно выразить гениальной строчкой из стихотворения великого поэта Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться…». Надо сказать, что с юности и до сегодняшнего дня Борис Григорьевич не прекращает расширять свои не только творческие, но и личностные горизонты, не прекращает учиться, самосовершенствоваться, вдохновенно работает над собой. Уже в начале своего творческого пути он появился в театральном училище, имея за плечами университет и диплом филолога, который отнюдь не стал для него балластом, но обогатил и наполнил новым содержанием изыскания молодого актера на театральной сцене. Спустя много лет, будучи уже народным артистом, Борис Плотников получил второе, да нет - третье образование, став еще и профессиональным искусствоведом. К 200-летию своего любимого Александра Сергеевича Пушкина Борис Григорьевич подготовил уникальную концертную программу, которая была основана на материалах дворянских домашних альбомов. Борис Плотников был одним из тех, кто возродил незаслуженно забытый в нашей стране жанр мелодекламации. Наконец, его любовь к живому слову и настоящему русскому поэтическому языку способствовали тому, что именно Борис Плотников был выбран на роль еще одного великого и - увы! - до сих пор по достоинству не оцененного поэта России Николая Рубцова, трагический и светлый образ которого был не только воплощен актером, но любовно реконструирован ученым-филологом и искусствоведом Плотниковым в столь свойственной ему тончайшей психологической манере. Именно эта манера и делает Бориса Григорьевича одним из немногих на сегодняшний день достойных представителей и полноправных наследников великих традиций русского психологического театра, о чем упомянул в своей поздравительной телеграмме, направленной в адрес нашего юбиляра, премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Сегодня Борис Григорьевич Плотников продолжает успешно играть в театре, а вот в кино уже несколько лет не снимается принципиально - собственная раз и навсегда заданная планка не позволяет; ему просто есть, с чем сравнивать. Кстати, за эту редкую по нынешним всеядным временам щепетильность Бориса Григорьевича так ценят коллеги - во всяком случае, те из них, кто еще способны такое оценить. Неслучайно в 2006 году Наталья Бондарчук пригласила Плотникова сняться в своем фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Актер сыграл в этой картине роль Леонтия Дубельта - начальника корпуса жандармов тайной канцелярии. Что послужило причиной приглашения? - тот простой, но очень весомый факт, что почти три десятка лет назад Наталья Бондарчук вместе с Борисом Плотниковым играла в картине «Лермонтов», поставленной Николаем Бурляевым - и с тех пор так и не смогла забыть своего потрясающего партнера. «Я играла мать Лермонтова, а Борис - моего мужа, - с тихой, какой-то прикровенной улыбкой, как будто она говорит об очень родном человеке, вспоминает сегодня Наталья Бондарчук. - И, когда он пришёл увидеть это крохотное существо - новорожденного Мишеньку - было ощущение, что это действительно мой собственный муж склонился над моим маленьким ребёночком - так тепло и хорошо было с Борисом».

Настоящий мастер перевоплощения не только в кино, но и в театре, Борис Плотников демонстрирует поразительный по широте творческих возможностей диапазон, часто в течение одного театрального сезона чуть ли не через день появляясь перед зрителем в диаметрально противоположных образах: от Яго до князя Мышкина. Кстати, в образе «положительно прекрасного человека» «князя Христа», как его характеризовал автор, Борис Плотников представал в течение двенадцати лет в общей сложности 189 раз. Такие точные подсчёты отнюдь не случайны: роль князя Мышкина наш юбиляр называет главной в своей актерской жизни.

И, как говорится, под занавес - еще несколько восхищенных отзывов о Борисе Плотникове его коллег по «творчеству - и чудотворству»:
«Я получил возможность оценить талант Бориса Григорьевича не только как его коллега-актер, но и как режиссер, и таким образом, взглянуть на него теперь уже и с этой стороны: дело в том, что он участвует в спектакле, который я поставил в Художественном театре, - с гордостью говорит заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. - И я счастлив, что мне представилась возможность с ним поработать».
«Я с ним играю в трёх спектаклях, - с восторгом подхватывает заслуженная артистка России Ирина Пегова. - И везде, даже в “Фигаро”, где Борис Григорьевич играет небольшую роль, он делает это так тонко, что его мастерству можно только позавидовать - и поучиться. В общем, это человек, мнением которого я дорожу и всегда спрашиваю у него после очередного совместного спектакля: “Борис Григорьевич, как сегодня было?”»

Сдержанный, честный, скромный, в чём-то закрытый, но в определённых вопросах предельно принципиальный человек, Борис Григорьевич Плотников щепетилен в выборе ролей и крайне редко общается с прессой: в его правилах играть для зрителя, а не на публику. Такой верный внутренний камертон, такая скромность и благородство не могут не вызывать глубочайшего уважения у нас, сегодняшних зрителей Бориса Плотникова - и, хочется надеяться, будут вызывать такое же восхищение и уважение у его будущих поклонников. Многая лета, Борис Григорьевич!

Подробности: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/110362
НП


Рубрика:
Календарь

Метки:
Люди

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Виктор Цой против Рерихов и Миклухо-Маклая

Суббота, 23.06.2018, 22:42:02,

27 июня – Форум "Развитие социального волонтерства"

Пятница, 22.06.2018, 09:17:48,

Людям, пережившим войну. Благотворительный патронаж в Новой Москве

Пятница, 22.06.2018, 09:08:05,

77-я годовщина начала Великой Отечественной войны. И в памяти и в жизни – с ветеранами

Пятница, 22.06.2018, 08:53:39,

«Свеча памяти» была зажжена в России

Пятница, 22.06.2018, 08:44:33,

Прожиточный минимум пенсионера определят регионы

Пятница, 22.06.2018, 08:19:06,

Митинги против пенсионной реформы отменяются. Из-за футбола

Четверг, 21.06.2018, 18:56:35,

Внуки-инвалиды. Интеграционный клуб «Семья и мир»

Четверг, 21.06.2018, 18:19:25,

Пенсионная реформа. Разговор продолжает Партия пенсионеров России

Четверг, 21.06.2018, 16:42:02,

Замуж или в гроб. А чему больше обрадуются ваши родественники?

Четверг, 21.06.2018, 14:39:36,

«Московское долголетие» в парках

Четверг, 21.06.2018, 13:37:29,

Реновация: помогут переехать

Четверг, 21.06.2018, 13:22:40,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Виктор Цой против Рерихов и Миклухо-Маклая (23.06.2018) Людям, пережившим войну. Благотворительный патронаж в Новой Москве (22.06.2018) Повышение пенсионного возраста. Горячая неделя (21.06.2018) Пенсионный возраст по-новому плюс стаж и баллы. Реформы и Арина Родионовна (20.06.2018) «Новый пенсионер» в эфире Радио России (19.06.2018) Пенсионный возраст: Закон внесен в Госдуму (16.06.2018) Повышение пенсионного возраста: как это было в Европе (16.06.2018) День социального работника (08.06.2018) Факты о смехе, которых мы не знали))) (07.06.2018) Как выписать зятя? Образец искового заявления (06.06.2018) Реабилитационный центр «Текстильщики» (05.06.2018) Повышение пенсионного возраста: риски (05.06.2018) Как лечиться глиной в старшем возрасте (29.05.2018) Анна Шатилова «включила» Красную площадь (28.05.2018) Скандинавской ходьбой увлеклись в Москве (28.05.2018) Валерий Рязанский – о будущем профессий (28.05.2018) Валерий Рязанский о МРОТ, как одном из инструментов преодоления бедности (23.05.2018) Ермоловцы – молодцы! (23.05.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры