Борис Григорьевич Плотников - сибиряк, уралец: он родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянск Свердловской области, а школу окончил в городе Новоуральске. По окончании школы поступил на филологический факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького, а уже по завершении учебы в университете был принят и успешно окончил в 1970 году Свердловское театральное училище. Около 8 лет Борис Плотников служил в Свердловском ТЮЗе, а затем еще 10 лет подвизался на сцене Московского театра сатиры. С 1988 года Борис Плотников - актер Центрального академического театра Советской Армии, а с 2002 года по сегодняшний день - один из столпов труппы знаменитого МХТ имени А. П. Чехова.
Как часто бывает с нашими актерами, настоящую популярность Борис Плотников завоевал, прежде всего, благодаря своим киноработам. Его дебют в отечественном кинематографе состоялся в 1976 году в картине легендарного режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», принёсшем нашему герою всесоюзную известность. Молодой актер с потрясающей, зрелой, пронзительной достоверностью на уровне высокой трагедийности раскрыл в этом непростом фильме психологию вины и покаяния, на разрыв - и при всем том строго и спокойно, почти целомудренно-ненавязчиво проведя через всю картину потаенную - главную для него и режиссера - тему Христа и Иуды. Успех «Восхождения» и Бориса Плотникова был особенно, оглушительно-невероятен, учитывая, в какую пору создавалось это удивительное произведение - по тем богоборческим временам решить подобную актерскую и человеческую задачу было равносильно подвигу. Впрочем, это вообще характерно для творческой манеры Бориса Плотникова - в каждой своей большой работе он всегда рискует всем, потому что не играет, а живет теми образами и темами, которые на время съемок или репетиций становятся его собственной - художнической и человеческой - судьбой.
Вторая поистине знаковая роль Бориса Плотникова в российском кино - всеми любимый доктор Борменталь в культовом фильме конца восьмидесятых «Собачье сердце», снятом режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Блестящие работы Бориса Плотникова были по достоинству оценены самыми широкими кругами зрительской аудитории, а значит, в конце концов, и государством: в 1998 году Борису Григорьевичу было присвоено звание народного артиста России.
В чем же секрет успеха таких разных работ нашего юбиляра, что позволяет его таким непохожим друг на друга героям быть одинаково убедительными и запоминающимися, трогать сердца людей из самых разных поколенческих и социальных слоев? Прежде всего, этот секрет - в жизненном кредо Бориса Плотникова, которое точнее всего можно выразить гениальной строчкой из стихотворения великого поэта Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться…». Надо сказать, что с юности и до сегодняшнего дня Борис Григорьевич не прекращает расширять свои не только творческие, но и личностные горизонты, не прекращает учиться, самосовершенствоваться, вдохновенно работает над собой. Уже в начале своего творческого пути он появился в театральном училище, имея за плечами университет и диплом филолога, который отнюдь не стал для него балластом, но обогатил и наполнил новым содержанием изыскания молодого актера на театральной сцене. Спустя много лет, будучи уже народным артистом, Борис Плотников получил второе, да нет - третье образование, став еще и профессиональным искусствоведом. К 200-летию своего любимого Александра Сергеевича Пушкина Борис Григорьевич подготовил уникальную концертную программу, которая была основана на материалах дворянских домашних альбомов. Борис Плотников был одним из тех, кто возродил незаслуженно забытый в нашей стране жанр мелодекламации. Наконец, его любовь к живому слову и настоящему русскому поэтическому языку способствовали тому, что именно Борис Плотников был выбран на роль еще одного великого и - увы! - до сих пор по достоинству не оцененного поэта России Николая Рубцова, трагический и светлый образ которого был не только воплощен актером, но любовно реконструирован ученым-филологом и искусствоведом Плотниковым в столь свойственной ему тончайшей психологической манере. Именно эта манера и делает Бориса Григорьевича одним из немногих на сегодняшний день достойных представителей и полноправных наследников великих традиций русского психологического театра, о чем упомянул в своей поздравительной телеграмме, направленной в адрес нашего юбиляра, премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Сегодня Борис Григорьевич Плотников продолжает успешно играть в театре, а вот в кино уже несколько лет не снимается принципиально - собственная раз и навсегда заданная планка не позволяет; ему просто есть, с чем сравнивать. Кстати, за эту редкую по нынешним всеядным временам щепетильность Бориса Григорьевича так ценят коллеги - во всяком случае, те из них, кто еще способны такое оценить. Неслучайно в 2006 году Наталья Бондарчук пригласила Плотникова сняться в своем фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Актер сыграл в этой картине роль Леонтия Дубельта - начальника корпуса жандармов тайной канцелярии. Что послужило причиной приглашения? - тот простой, но очень весомый факт, что почти три десятка лет назад Наталья Бондарчук вместе с Борисом Плотниковым играла в картине «Лермонтов», поставленной Николаем Бурляевым - и с тех пор так и не смогла забыть своего потрясающего партнера. «Я играла мать Лермонтова, а Борис - моего мужа, - с тихой, какой-то прикровенной улыбкой, как будто она говорит об очень родном человеке, вспоминает сегодня Наталья Бондарчук. - И, когда он пришёл увидеть это крохотное существо - новорожденного Мишеньку - было ощущение, что это действительно мой собственный муж склонился над моим маленьким ребёночком - так тепло и хорошо было с Борисом».
Настоящий мастер перевоплощения не только в кино, но и в театре, Борис Плотников демонстрирует поразительный по широте творческих возможностей диапазон, часто в течение одного театрального сезона чуть ли не через день появляясь перед зрителем в диаметрально противоположных образах: от Яго до князя Мышкина. Кстати, в образе «положительно прекрасного человека» «князя Христа», как его характеризовал автор, Борис Плотников представал в течение двенадцати лет в общей сложности 189 раз. Такие точные подсчёты отнюдь не случайны: роль князя Мышкина наш юбиляр называет главной в своей актерской жизни.
И, как говорится, под занавес - еще несколько восхищенных отзывов о Борисе Плотникове его коллег по «творчеству - и чудотворству»:
«Я получил возможность оценить талант Бориса Григорьевича не только как его коллега-актер, но и как режиссер, и таким образом, взглянуть на него теперь уже и с этой стороны: дело в том, что он участвует в спектакле, который я поставил в Художественном театре, - с гордостью говорит заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. - И я счастлив, что мне представилась возможность с ним поработать».
«Я с ним играю в трёх спектаклях, - с восторгом подхватывает заслуженная артистка России Ирина Пегова. - И везде, даже в “Фигаро”, где Борис Григорьевич играет небольшую роль, он делает это так тонко, что его мастерству можно только позавидовать - и поучиться. В общем, это человек, мнением которого я дорожу и всегда спрашиваю у него после очередного совместного спектакля: “Борис Григорьевич, как сегодня было?”»
Сдержанный, честный, скромный, в чём-то закрытый, но в определённых вопросах предельно принципиальный человек, Борис Григорьевич Плотников щепетилен в выборе ролей и крайне редко общается с прессой: в его правилах играть для зрителя, а не на публику. Такой верный внутренний камертон, такая скромность и благородство не могут не вызывать глубочайшего уважения у нас, сегодняшних зрителей Бориса Плотникова - и, хочется надеяться, будут вызывать такое же восхищение и уважение у его будущих поклонников. Многая лета, Борис Григорьевич!
Подробности: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/110362
НП
Рубрика:
Календарь
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную