Борису Плотникову - 65

Четверг, 03.04.2014, 04:04:00

2 апреля 2014 года исполнилось 65 лет народному артисту России Борису Плотникову - знаменитому доктору Борменталю из легендарного «Собачьего сердца», фильма, снятого в 1988 году режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Помимо этой киноработы список потрясающих образов, созданных нашим юбиляром в кино и театре, значителен и всегда неслучаен - а к тому же, продолжает пополняться новыми шедеврами

2 апреля 2014 года исполнилось 65 лет народному артисту России Борису Плотникову - знаменитому доктору Борменталю из легендарного «Собачьего сердца», фильма, снятого в 1988 году режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Помимо этой киноработы список потрясающих образов, созданных нашим юбиляром в кино и театре, значителен и всегда неслучаен - а к тому же, продолжает пополняться новыми шедеврами >>

Борис Григорьевич Плотников - сибиряк, уралец: он родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянск Свердловской области, а школу окончил в городе Новоуральске. По окончании школы поступил на филологический факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького, а уже по завершении учебы в университете был принят и успешно окончил в 1970 году Свердловское театральное училище. Около 8 лет Борис Плотников служил в Свердловском ТЮЗе, а затем еще 10 лет подвизался на сцене Московского театра сатиры. С 1988 года Борис Плотников - актер Центрального академического театра Советской Армии, а с 2002 года по сегодняшний день - один из столпов труппы знаменитого МХТ имени А. П. Чехова.

Как часто бывает с нашими актерами, настоящую популярность Борис Плотников завоевал, прежде всего, благодаря своим киноработам. Его дебют в отечественном кинематографе состоялся в 1976 году в картине легендарного режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», принёсшем нашему герою всесоюзную известность. Молодой актер с потрясающей, зрелой, пронзительной достоверностью на уровне высокой трагедийности раскрыл в этом непростом фильме психологию вины и покаяния, на разрыв - и при всем том строго и спокойно, почти целомудренно-ненавязчиво проведя через всю картину потаенную - главную для него и режиссера - тему Христа и Иуды. Успех «Восхождения» и Бориса Плотникова был особенно, оглушительно-невероятен, учитывая, в какую пору создавалось это удивительное произведение - по тем богоборческим временам решить подобную актерскую и человеческую задачу было равносильно подвигу. Впрочем, это вообще характерно для творческой манеры Бориса Плотникова - в каждой своей большой работе он всегда рискует всем, потому что не играет, а живет теми образами и темами, которые на время съемок или репетиций становятся его собственной - художнической и человеческой - судьбой.

Вторая поистине знаковая роль Бориса Плотникова в российском кино - всеми любимый доктор Борменталь в культовом фильме конца восьмидесятых «Собачье сердце», снятом режиссером Владимиром Бортко по одноименному произведению М. А. Булгакова. Блестящие работы Бориса Плотникова были по достоинству оценены самыми широкими кругами зрительской аудитории, а значит, в конце концов, и государством: в 1998 году Борису Григорьевичу было присвоено звание народного артиста России.

В чем же секрет успеха таких разных работ нашего юбиляра, что позволяет его таким непохожим друг на друга героям быть одинаково убедительными и запоминающимися, трогать сердца людей из самых разных поколенческих и социальных слоев? Прежде всего, этот секрет - в жизненном кредо Бориса Плотникова, которое точнее всего можно выразить гениальной строчкой из стихотворения великого поэта Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться…». Надо сказать, что с юности и до сегодняшнего дня Борис Григорьевич не прекращает расширять свои не только творческие, но и личностные горизонты, не прекращает учиться, самосовершенствоваться, вдохновенно работает над собой. Уже в начале своего творческого пути он появился в театральном училище, имея за плечами университет и диплом филолога, который отнюдь не стал для него балластом, но обогатил и наполнил новым содержанием изыскания молодого актера на театральной сцене. Спустя много лет, будучи уже народным артистом, Борис Плотников получил второе, да нет - третье образование, став еще и профессиональным искусствоведом. К 200-летию своего любимого Александра Сергеевича Пушкина Борис Григорьевич подготовил уникальную концертную программу, которая была основана на материалах дворянских домашних альбомов. Борис Плотников был одним из тех, кто возродил незаслуженно забытый в нашей стране жанр мелодекламации. Наконец, его любовь к живому слову и настоящему русскому поэтическому языку способствовали тому, что именно Борис Плотников был выбран на роль еще одного великого и - увы! - до сих пор по достоинству не оцененного поэта России Николая Рубцова, трагический и светлый образ которого был не только воплощен актером, но любовно реконструирован ученым-филологом и искусствоведом Плотниковым в столь свойственной ему тончайшей психологической манере. Именно эта манера и делает Бориса Григорьевича одним из немногих на сегодняшний день достойных представителей и полноправных наследников великих традиций русского психологического театра, о чем упомянул в своей поздравительной телеграмме, направленной в адрес нашего юбиляра, премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Сегодня Борис Григорьевич Плотников продолжает успешно играть в театре, а вот в кино уже несколько лет не снимается принципиально - собственная раз и навсегда заданная планка не позволяет; ему просто есть, с чем сравнивать. Кстати, за эту редкую по нынешним всеядным временам щепетильность Бориса Григорьевича так ценят коллеги - во всяком случае, те из них, кто еще способны такое оценить. Неслучайно в 2006 году Наталья Бондарчук пригласила Плотникова сняться в своем фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Актер сыграл в этой картине роль Леонтия Дубельта - начальника корпуса жандармов тайной канцелярии. Что послужило причиной приглашения? - тот простой, но очень весомый факт, что почти три десятка лет назад Наталья Бондарчук вместе с Борисом Плотниковым играла в картине «Лермонтов», поставленной Николаем Бурляевым - и с тех пор так и не смогла забыть своего потрясающего партнера. «Я играла мать Лермонтова, а Борис - моего мужа, - с тихой, какой-то прикровенной улыбкой, как будто она говорит об очень родном человеке, вспоминает сегодня Наталья Бондарчук. - И, когда он пришёл увидеть это крохотное существо - новорожденного Мишеньку - было ощущение, что это действительно мой собственный муж склонился над моим маленьким ребёночком - так тепло и хорошо было с Борисом».

Настоящий мастер перевоплощения не только в кино, но и в театре, Борис Плотников демонстрирует поразительный по широте творческих возможностей диапазон, часто в течение одного театрального сезона чуть ли не через день появляясь перед зрителем в диаметрально противоположных образах: от Яго до князя Мышкина. Кстати, в образе «положительно прекрасного человека» «князя Христа», как его характеризовал автор, Борис Плотников представал в течение двенадцати лет в общей сложности 189 раз. Такие точные подсчёты отнюдь не случайны: роль князя Мышкина наш юбиляр называет главной в своей актерской жизни.

И, как говорится, под занавес - еще несколько восхищенных отзывов о Борисе Плотникове его коллег по «творчеству - и чудотворству»:
«Я получил возможность оценить талант Бориса Григорьевича не только как его коллега-актер, но и как режиссер, и таким образом, взглянуть на него теперь уже и с этой стороны: дело в том, что он участвует в спектакле, который я поставил в Художественном театре, - с гордостью говорит заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. - И я счастлив, что мне представилась возможность с ним поработать».
«Я с ним играю в трёх спектаклях, - с восторгом подхватывает заслуженная артистка России Ирина Пегова. - И везде, даже в “Фигаро”, где Борис Григорьевич играет небольшую роль, он делает это так тонко, что его мастерству можно только позавидовать - и поучиться. В общем, это человек, мнением которого я дорожу и всегда спрашиваю у него после очередного совместного спектакля: “Борис Григорьевич, как сегодня было?”»

Сдержанный, честный, скромный, в чём-то закрытый, но в определённых вопросах предельно принципиальный человек, Борис Григорьевич Плотников щепетилен в выборе ролей и крайне редко общается с прессой: в его правилах играть для зрителя, а не на публику. Такой верный внутренний камертон, такая скромность и благородство не могут не вызывать глубочайшего уважения у нас, сегодняшних зрителей Бориса Плотникова - и, хочется надеяться, будут вызывать такое же восхищение и уважение у его будущих поклонников. Многая лета, Борис Григорьевич!

Подробности: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/110362
НП


Рубрика:
Календарь

Метки:
Люди

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Предпенсионеров сравнили с беременными

Среда, 26.09.2018, 08:03:22,

Вкусно, весело и атмосферно в Московском саду «Эрмитаж» отметят грузинский праздник урожая «Тбилисоба»

Вторник, 25.09.2018, 15:29:31,

Госдума приняла закон о наказании за отказ нанимать лиц предпенсионного возраста

Вторник, 25.09.2018, 14:08:52,

Фестиваль «Тбилисоба в Москве»

Вторник, 25.09.2018, 12:24:20,

«Тайны сценического языка испанского классического театра»

Вторник, 25.09.2018, 11:01:51,

Что делать, чтобы долголетие было в радость?

Вторник, 25.09.2018, 09:12:24,

Архивы могут закрыть

Вторник, 25.09.2018, 08:58:06,

Романтики. Искатели. Герои.

Вторник, 25.09.2018, 08:33:50,

Спектакль-посиделки «Москва и Москвичи»

Вторник, 25.09.2018, 08:29:15,

«Мы рады собакам-поводырям»

Вторник, 25.09.2018, 08:15:47,

Праздник для петербургских пенсионеров «День моря»

Вторник, 25.09.2018, 08:03:36,

10 профессий с преобладанием работников старшего возраста

Вторник, 25.09.2018, 07:54:36,

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как сделать бесплатно УЗИ? (21.09.2018) Национальный проект «Здравоохранение» будет стоить 1,36 трлн. рублей (21.09.2018) Как подтвердить стаж жителю СНГ (19.09.2018) Санкт-Петербург, музейно-театральный проект «Хранить вечно» (19.09.2018) «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил» (18.09.2018) Папа Карло сможет через суд потребовать алименты от Буратино (18.09.2018) Он поменял бы свою жизнь на пенсию (17.09.2018) Евгений Гонтмахер о повышении пенсионного возраста: выход есть (13.09.2018) Дожить до ста лет в России. Как? Где? На Алтае! (12.09.2018) Москва, День города 2018: цветы и танцы (11.09.2018) Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо? (11.09.2018) Евгений Гонтмахер: Чтобы обеспечить пенсии, нужны другие темпы экономического роста (10.09.2018) Велопробег для «Артиста» (10.09.2018) Селфи с Орнеллой Мути (07.09.2018) Татьяна Голикова: стаж и баллы в пенсионной реформе 2019 года (03.09.2018) Московские игры «Спорт – это долголетие» (03.09.2018) #КакЯпровёлЛето (02.09.2018) Московские рекорды этого лета (01.09.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры