Свой день рождения юбиляр отметил новым спектаклем: в Вахтанговском театре идут «Бесы». Поздравляем от всей души. Равняемся на Любимова, новые пенсионеры! Впереди у нас, оказывается, целая жизнь >>
Материалы с пресс-конференции юбиляра публикует «Вечерняя Москва». Предлагаем отрывки из его выступления.
О праздновании юбилея
- Юбилей я проведу в театре. В час у меня репетиция начинается, и я буду репетировать, пока артистов не заберут на грим. После спектакля в театре будет банкет – вот такой праздник. Конечно, прилетит мой сын.
Лучшим подарком будет хорошая игра артистов. Чтобы они были свободны на сцене и хорошо играли. Собственно, они и так играют хорошо.
О первых шагах на сцене
- Первой моей ролью был мальчик-парикмахер во МХАТе-2 в спектакле «Мольба о жизни». Это была хорошая закалка, ведь как раз тогда театр был закрыт по приказу товарища Сталина. Я очень хорошо помню этот день. Там была огромная лестница на сцену из гримерок – и на ней стояли все эти замечательные актеры, которых теперь распределяли по разным театрам. Они все плакали, стоя. Я это видел. И милиция разгоняла зрителей. Причем – меня это удивило – разгоняли спокойно, просили. Где-то полчаса зрители не расходились, кричали, подбадривая актеров. Вот такой вот первый спектакль.
Потом был Вахтанговский театр. И стал я бегать тут. Что мне запомнилось? Играл я как-то крошечную роль связиста в «Человеке с ружьем». У меня была сцена с самим Щукиным, который играл Ильича. Я должен был сообщить ему важные сведения. И вот я вхожу. А надо сказать, Щукин был недосягаем, поэтому о сцене я знал от других актеров. Они мне и показали, где он будет стоять. Я захожу – а его там нет. Смутился, спрашиваю артистов: где Ленин? Те остолбенели. И тут Щукин из другого угла: «Молодой человек, здесь я, здесь». Я повернулся, стал докладываться. Закончил – надо уходить. А я что-то не рассчитал, зажался и повернулся на 360 градусов – снова передо мной стоит Ленин. В общем, я убежал. Но, уйдя за кулисы, решил, что надо все-таки получше сцену запомнить, и выглянул снова. Зрители меня увидели – начали аплодировать. А за кулисами стоял Глазунов – мощный артист – спрашивает: «Ты чего там такого делал, что тебе так хлопают?» - «Сальто» - «Как ты смел?! Этого же не было в рисунке!» А я ему: «Вдохновение было – Ленина увидел». Так что хулиганство во мне было всегда.
О том, как чуть не убил осколком шпаги Бориса Пастернака
- Я имел честь дружить с Пастернаком. «Гамлет» шел в его переводе, Ромео я играл в Вахтанговоском. И когда в этом спектакле я дрался на шпагах, то ее кусочек отлетел и вонзился в кресло между Вознесенским и Пастернаком. Пастернак пришел за кулисы и сказал мне: «Играете мою пьесу, а меня чуть не убили!». Но потом этот «огрызок» взял себе Андрей Вознесенский, так что у меня его нет.
О главном в своей жизни
- Главное, в том пути, что я проделал, - это театр, который я создал. Театр, который известен во всем мире. И его изучают в других странах – как веху для русского искусства. И это не политический театр Брехта, а то мне «пришили», что я занимаюсь политическим театром. Это неправильно. Я занимался эстетикой, расширением палитры. Какие краски еще можно прибавить в работе с пространством, в стиле. А мы все потеряли. Мы потеряли этику.
О Театре на Таганке
- Могу ли я вернуться на Таганку? Во-первых, с этим вопросом вам лучше обратиться к президенту страны. Во-вторых, нет. Я потерял с ними контакт. Раз они позволили себе так вести себя, я не желаю. Зачем? У меня нет контакта с артистами. Все. Это нельзя делать.
Обещают мне, что в моем кабинете на Таганке будет музей. Не знаю, что уж там они сделают. Говорите, Золотухин сказал, что театр в любом случае будет отмечать мой юбилей? В этом я не сомневаюсь – они напьются. И будут крокодиловы слезы лить.
О старости
- Когда был в Испании, то меня предупредили: «если вам предлагают старушки показать свой гроб, не дай бог, вам отказаться! Вы должны проявить интерес, пойти смотреть ее гроб и с ней восторгаться: какая подушечка, какие кружева кругом!».
А я стараюсь быть в форме, как спортсмен. Чтобы остро работал ум. Ведь профессия режиссера – все видеть.
Ася Иванова/Вечерняя Москва
Подробности:
http://www.vmdaily.ru/news/urii-lubimov-lychshii-podarok-dlya-menya--horoshaya-igra-akterov1348994782.html
Фото: ИТАР-ТАСС
Рубрика:
Календарь
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную