Пламень и нега Востока Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-е

Вторник, 17.10.2017, 12:54:59

11 октября в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается масштабная выставка, посвященная «турецкому стилю» (тюркери) в русском искусстве. В экспозиции представлены более 500 редких экспонатов из 25 собраний ведущих российских музеев, библиотек и частных коллекций. Значительная часть произведений демонстрируется впервые.

Открытие выставки в Царицыно

Открытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в Царицыно

На церемонии открытия выступили директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, директор Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина и кураторы выставки.

Открытие выставки в Царицыно

Музеи Московского Кремля демонстрируют на выставке уникальные памятники, выполненные турецкими мастерами. «Турция — это не только война и постоянное противостояние, но и удивительные драгоценные камни, волшебные специи, прекрасные ткани, которые здесь любили и ценили. Турция для нас — это самый близкий, самый знакомый и самый любимый Восток», — отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина на открытии выставки.

Основная задача нового выставочного проекта — раскрыть историческое своеобразие и художественные особенности одного из направлений ориентализма - тюркери (фр. turquerie). Наиболее яркие его проявления в русской культуре связаны с периодом правления Екатерины II и эпохой расцвета русского романтизма первой половины XIX века. Это и определило хронологические рамки проекта, который позволит современному зрителю впервые увидеть, каким образом события реальной истории привели к страстному увлечению турецкими мотивами в русской культуре, оформившемуся во второй половине XVIII века в собственную версию ориентализма.

В отличие от чисто декоративного и развлекательного европейского варианта, русский «восточный вкус» в его турецкой версии приобретает серьезный символический смысл в связи с русско-турецкими войнами и планами Екатерины II по освобождению Константинополя от Османской империи. Россия знакомилась с новой для нее с культурой и искусством не только в ходе военных кампаний, но и благодаря художникам, входящим в состав дипломатических миссий. На основе зарисовок Ивана Данилова и Григория Сергеева во время их пребывания в Турции в составе посольств князя Николая Репнина в 1775 году и Михаила Кутузова в 1793 году были созданы гравюры, на которых был запечатлен образ неведомой прежде земли. Также на выставке можно увидеть уникальные листы из коллекции Михаила Ларионова — серии "турецких типов" из популярных европейских изданий конца XVII - первой половины XIX, посвященных путешествиям в Османскую империю.

Открытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в ЦарицыноОткрытие выставки в Царицыно

Экспозиция разнообразна по своему составу: живопись, графика, декоративное искусство, проекты архитектурных построек, декорации театральных постановок и даже игральные карты. У каждого из разделов выставки — своя тема. Так, зал "Живописный Константинополь" впервые соединяет вместе произведения русских художников, созданные под впечатлением от путешествий в столицу Оттоманской Порты, и великолепные образцы восточных редкостей, которые были привезены в Россию из Турции, из собрания Музеев Московского Кремля, - драгоценную панагею, часы, украшенные алмазами, и саблю турецкой работы из собрания "Оружейной палаты".

Раздел «Восточная Аркадия. Путешествие по Тавриде» — это виды городов и крепостей, дворцов и усадеб Крыма эпохи романтизма, созданные художниками и архитекторами и сохраняющие восточный колорит этих мест (Г. Сергеевым, Х. Гейслером, К. Боссоли, Дж. Кваренги, Н. Чернецовым, Ж. Мевиллем, Ф. Боденом, И. Айвазовским). Посетителей зала ждет неожиданный сюрприз - инсталляция известного петербургского художника Юрия Молодковца в виде проекции черно-белых фотографий, сделанных в этом году в тех же самых местах Южного берега Крыма, которые изображены на полотнах и в графике первой половины XIX века. Съемка была осуществлена в рамках проекта.

В зале «Роскошь и нега Востока» зритель погрузится в фантазии в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Впервые в контексте русского ориентализма будет «рассказана» история поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Центральный экспонат этого раздела — полотно «Жены Гирея» Карла Брюллова из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина (знаменитая Мойка 12).

В разделах «Русский корпус на Босфоре» и «Есть упоение в бою» — редкие образцы различных видов оружия и произведения искусства в батальном жанре, отражающие события русско-турецких войн конца XVIII – первой четверти XIX века.

Представление о том, насколько стиль тюркери был популярен с конца XVIII века в России дают разделы «Кейф по-турецки» и «Мода à la turque», где представлены турецкие ткани и ковры, восточное оружие и керамика, кальяны и трубки, шали и портреты дам в тюрбанах.

Тема выставки «Пламень и нега Востока» имеет непосредственное отношение к Царицыну. История строительства дворцово-паркового ансамбля связана с торжествами, устроенными летом 1775 года в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Архитектор Баженов, который занимался оформлением этого грандиозного праздника на Ходынском поле, уже в следующем году получил от Екатерины II заказ на строительство резиденции в Царицыне, ее новом владении. В итоге некоторые баженовские постройки архитектурного ансамбля Царицыно напоминают бутафорские «турецкие» павильоны Ходынки — их можно увидеть в разделе «Театр истории. Век Екатерины» на рисунках Матвея Казакова, ученика Баженова.

Новая выставка продолжает серию успешных проектов «Царицыно», посвященных взаимоотношениям России со странами Востока — «Панорама империй: Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток», «Кавказский словарь», «Воображаемый Восток. Китай по-русски. XVIII – начало ХХ века».

Партнеры проекта:

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Музей архитектуры им А.В. Щусева

Российская государственная библиотека

Музей-усадьба Останкино

Кураторы выставки: кандидат искусствоведения О. А. Соснина (Музеи Московского Кремля), историк А.М. Валькович.

Дизайнер – Юлия Наполова

Выставка работает в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» 11 октября 2017 – 14 января 2018

Фотографии Софьи Морозовой/Новый пенсионер

Рубрика:
Бонус Вивенди

Метки:
Культура История Москва

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как подтвердить стаж жителю СНГ (19.09.2018) Санкт-Петербург, музейно-театральный проект «Хранить вечно» (19.09.2018) «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил» (18.09.2018) Папа Карло сможет через суд потребовать алименты от Буратино (18.09.2018) Он поменял бы свою жизнь на пенсию (17.09.2018) Евгений Гонтмахер о повышении пенсионного возраста: выход есть (13.09.2018) Дожить до ста лет в России. Как? Где? На Алтае! (12.09.2018) Москва, День города 2018: цветы и танцы (11.09.2018) Зачем пожилым учиться, или: Мне это надо? (11.09.2018) Евгений Гонтмахер: Чтобы обеспечить пенсии, нужны другие темпы экономического роста (10.09.2018) Велопробег для «Артиста» (10.09.2018) Селфи с Орнеллой Мути (07.09.2018) Татьяна Голикова: стаж и баллы в пенсионной реформе 2019 года (03.09.2018) Московские игры «Спорт – это долголетие» (03.09.2018) #КакЯпровёлЛето (02.09.2018) Московские рекорды этого лета (01.09.2018) «Скандинавский променад» пройдет в парке «Кузьминки» (30.08.2018) Столичный «СуперДедушка-2018» живет в Новой Москве (27.08.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры