В первой (по адресу м. Новогиреево, Союзный проспект, 15А) представлены своего рода эталонные образцы наивного искусства, посвященные Москве – это картины из фондов Музея русского лубка и наивного искусства (МРЛИНИ). Во второй (м. Первомайская, Измайловский бульвар, 30) – собственно конкурсные работы, прошедшие отбор.
Часть I (из собрания МРЛИНИ)
Как это ни покажется странным, но образ Москвы, её жителей и особенностей никогда не был излюбленным сюжетом даже среди художников наивной живописи, родившихся или подолгу живших в столице, не говоря уж о тех самобытных авторах в отдаленных городках и весях нашей страны. Среди авторов, представленных на выставке, можно отметить москвичей Анатолия Соловьёва (р. 1947), который трепетно любит свой родной район Замоскворечья, – в его картинах прослеживается печаль по Москве ушедшей, – Алевтину Пыжову (р. 1936) – в её живописных работах нашлось место и для истории своих родных мест (картина «Троица в Листах. Ул. Сретенка»), и для городских московских зарисовок, – Алексея Ананьева (1938 - 2002), тяготевшего к реалистичной манере, и оставившего немало видовых картин, и, конечно, Дмитрия Таубе (1933 - ?), много и с любовью писавшего Москву и родное Измайлово. Учёный-биолог Юрий Климов, как и Таубе, учившийся в ЗНУИ (Заочном народном университете искусств) у Николая Ротанова, в своей обычной яркой, «матиссовской» манере изобразил Патриаршие пруды. Такова особенность художников-наивов: изображать только дорогое их сердцу, то, что волнует, что оставило след в душе, поэтому Таубе пишет Измайлово, а Соловьёв – Замоскворечье, как Иван Сарычев (1910 – 1990) долго писал родное ему Зауралье или Александр Суворов (1913 – 1999) – родные калязинские места. В этом смысле московские художники наивной живописи мало отличаются от нестоличных авторов.
В экспозиции также представлены работы Алексея Алексеева, Владимира Аносова, Стефании Базыленко, Любови Кулябко, Владимира Макарова, Марка Макарова, Михаила Панфёрова и Вячеслава Ткаченко.
Часть II (выставка-конкурс)
Но Москва в статусе столицы не может оставаться только малой родиной с трогательной историей, ушедшим бытом или современным индустриальным размахом. Москва – это центр всей страны, что находит отражение в картинах с политическим подтекстом Ивана Кветкина (р. 1935) из фондов МРЛИНИ или участника конкурса Юрия Рыбкина. Юрий Рыбкин написал картину «Поставьте памятник деревне…», вдохновившись первой строкой стихотворения брянского поэта Николая Мельникова. И стихотворение, и картина напоминают нам о незавидной участи деревни в России, поднимая старую проблему умирания сельской жизни, крестьянского быта. С другой стороны подходит Александра Сарыева из Ижемского района Республики Коми – она увидела по телевизору историю о филине Филе, который охраняет Кремль от ворон, это и послужило вдохновением для создания её картины. Ещё лет 15-20 назад художники-наивы вряд ли могли вдохновиться телепередачей, но время идёт. Москва и Кремль как символы государственной власти в России всё чаще проникают в наивную живопись, а её тихие дворики, пруды и старинные жители оказываются в прошлом.
Рубрика:
Бонус Вивенди
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную