Этим вопросом задалось информационное агентство Новости. Оказалось, что критерии качества медпомощи в разных регионах страны неравномерны >>
В каждом регионе есть территориальная программа оказания медицинской помощи, сообщает РИА Новости. По закону информация должна быть размещена на видном месте в каждой поликлинике, больнице, госпитале. В этих программах содержатся критерии, оценивающие доступность и качество медицинской помощи в субъекте.
Однако жители регионов зачастую не знают не только о планируемых показателях и их динамике, но и о существовании самой программы госгарантий. Кроме того, по мнению специалистов, этих критериев недостаточно для оценки работы системы здравоохранения и для определения, насколько качественно была оказана помощь.
Покупая товар в магазине или на рынке, получая ту или иную услугу, мы проверяем их качество. Заказчиком медицинских услуг, оказываемых бесплатно (через бюджетное финансирование) для граждан является государство, и оно, соответственно, должно проверять их качество. Система такой проверки определена в федеральной программе.
«Это так называемые популяционные критерии, — говорит научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением 1 МГМУ им. И. М. Сеченова Александр Иванов. — Их вряд ли можно применить для того, чтобы оценить конкретный случай оказания помощи. Иными словами, нельзя, сравнивая с ними, сказать, хорошо лечили пациента или нет».
Показатели, которых будет добиваться каждый из 83 регионов России, стали предметом исследования «Доступность и качество медицинской помощи в РФ: планируемые показатели на 2013 год», проведенного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
«Выяснилось, что многие критерии в регионах оцениваются по-особому, даже измеряются в разных единицах, — говорит редактор-продюсер по направлению «Здоровье» проекта «Социальный навигатор» РИА Новости Людмила Кочеткова. — С чем это связано, неясно. В некоторых регионах введены дополнительные критерии, но нет обоснований, почему и зачем это нужно. Непонятно и то, как высчитывают эти показатели: как, например, определяют уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью?» Максимальный уровень удовлетворенности по регионам — 89,3%, а минимальный — 23%. «Правительство субъекта федерации поставило себе задачу: хотим, чтобы население было удовлетворено медицинской помощью всего-то на 23 процента — не абсурд ли?» — говорит эксперт.
Что касается того, довольно ли население работой врачей и медсестер, то это зависит от того, городское или сельское население в регионе преобладает. В крупных городах жители могут сравнивать работу разных врачей и даже то, как то или иное лечение и диагностика проводится в нашей стране и за рубежом. У сельского же населения таких возможностей меньше.
По объективным причинам различаются и уровни оснащенности оборудованием и насыщенности медперсоналом.
И всё-таки, по мнению председателя Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко, необходимо на федеральном уровне обозначить конкретные значения для показателей качества и доступности. «Ни один государственный документ не дает нам сведений, сколько на самом деле нужно медицинских работников на 10, на 100 тысяч населения, сколько необходимо врачей той или иной специальности. Например, обеспеченность врачами в Московской области — 34,8 человека на 10 тысяч населения, но много это или мало? А может, нужно 50 или достаточно всего 15?», — заметил Старченко. То же самое, по мнению Старченко, касается показателей допустимого уровня смертности, удельного веса госпитализаций, показателей заболеваемости.
Несколько лет назад в Ярославской области роженицу пришлось доставлять в роддом на пожарной машине, потому что автомобили скорой помощи просто не могли доехать из областного центра к поселку, где жила пациентка. Нужны четкие указания, на какой по площади территории должен быть хотя бы один родильный дом или больница, какое максимальное расстояние должен преодолеть пациент, чтобы туда попасть, в каких случаях доступность должна обеспечивать санитарная авиация.
По мнению большинства экспертов, система оценки качества и доступности медицинской помощи нуждается в коррекции. Добиваться же изменений могут и должны не только медицинские работники, но и общество, каждый гражданин.
Подробности: http://ria.ru/sn_health/20130709/948529975.html
Илл.: Новый пенсионер
Рубрика:
Здоровье
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную