В залах музея размещена галерея произведений, которые признаны уникальными не только как архитектурные проекты, но и как вершина исполнительского мастерства. Матвей Казаков ювелирно владел карандашом и пером. Его схемы и планы зданий, чертежи и эскизы сами по себе представляют большую художественную ценность.
Надо напомнить, что во второй половине XVIII века Матвей Федорович Казаков стал ведущим градостроителем Москвы и Санкт-Петербурга.
Так получилось, что в начале карьеры молодой еще мастер сумел угодить императрице Екатерине II, которая приехала в Москву отмечать победу в русско-турецкой войне. Надо сказать, что практически каждый приезд императрицы в древнюю столицу был связан с торжественными событиями (например, с коронацией) и потому сопровождался пышными празднествами и шествиями, для которых москвичи возводили триумфальные арки с аллегорическими фигурами, украшали улицы, возводили фонтаны и шатры, устраивали фейерверки.
В ознаменование окончания русско-турецкой войны было предложено на Ходынском поле поставить декорации с аллегорическими фигурами, прославляющие силу и великолепие императорского дома. Однако Екатерина II отказалась от проекта (возможно, ей уже наскучили аллегории). Она пожелала, чтобы «просто» воспроизвели события морского сражения. Т.е., по сути, предложила реконструкцию военно-морских действий. На поле должны были появиться Азов и Керчь, царский павильон (который, кстати, до сих пор сохранился среди современной застройки), а также ни много ни мало – море с кораблями.
Матвей Казаков с блеском исполнил проект, в котором были учтены все пожелания великой особы. На выставке можно увидеть несколько авторских чертежей и рисунков действа.
Благодаря этой работе архитектор заслужил доверие императрицы. И следующий его проект – дворец на Пречистенке (не сохранился) был одобрен. На выставке можно увидеть чертеж дворца работы Казакова и собственно ручную подпись Екатерины, которая его утвердила.
Москва обязана Матвею Казакову многими замечательными зданиями, сохранившимися до сей поры. Среди них – здание Сената в Кермле, Московский университет, Дом дворянских собраний (известный москвичам как Колонный зал Дома Союзов), Голицынская больница (теперь первая градская на Ленинском проспекте ), церкви и частные дома.
В архитектуре того времени царил классический стиль. Одним из «фирменных знаков» Матвея Казакова можно назвать купола, которые он проектирует на многих своих постройках. На выставке представлен один из листов, где изображена часть здания Сената в разрезе, а на куполе можно увидеть фигурки рабочих. Предполагают, что это – своеобразный «автопортрет» зодчего, который действительно забирался на купола своих зданий, чтобы проверить их прочность.
Расскажем о сюрпризе, который ждет посетителей выставки. В Музее архитектуры Москвы в постоянной экспозиции можно увидеть огромный макет проекта Большого Кремлевского дворца работы мастерской Баженова. Так как Матвей Казаков был его учеником и продолжателем, в числе работ последнего есть чертежи дворца. Так вот, теперь между двумя залами – где размещен макет и где развешаны рисунки -, открыты двери. Можно рассмотреть эти уникальные экспонаты, расположенные рядом.
Еще один макет, представленный на выставке, - проект Московского университета, а также сопровождающие его схемы, чертежи и акварели. Надо сказать, что Университет на Моховой строился, начиная со второстепенных зданий и флигелей. Причины – очень долго не был утвержден проект основного здания, а также не было денег на строительство.
На одном из больших листов можно рассмотреть все детали будущей постройки. В том числе в центре перед зданием было задумано поставить обелиск с глобусом на вершине. Теперь, как мы знаем, на этом месте находится памятник Михаилу Ломоносову.
Среди множества других работ можно отметить также чертежи в неоготическом стиле. Интересны и проекты конюшен на 600 и 450 лошадей, поражающие своим изяществом. Впрочем, перечислить все невозможно…
Экспозиция, что очень удобно, дополнена видеофильмом о современном состоянии зданий и сооружений великого архитектора.
… Матвей Федорович подал прошение об отставке в 1810 году, когда ему было за 70 лет, - возраст, когда трудно уже бегать по строительным лесам. Накануне нашествия Наполеона, в 1812 году, мастера отвезли в Рязань. Пожара Москвы и гибели некоторых своих зданий он не видел. Но узнал об этих печальных событиях. И, по легенде, тяжелое известие стало причиной его смерти. Матвей Федорович Казаков скончался в 1812 году в Рязани.
Выставка работает до 10 марта 2019 года в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева, Москва, улица Воздвиженка 5/25
Рубрика:
Бонус Вивенди
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную