Шел 1944-й год. Приближалась окончательная победа над фашизмом. В столицу из эвакуации начали возвращаться театры, постепенно возрождалась культурная жизнь Москвы. Несмотря на военное время, было принято решение отметить 40-летие со дня смерти Чехова. Кинорежиссеры обратились к «пьесам-шуткам» классика: Владимир Петров снимал «Юбилей», а Исидор Анненский взялся за постановку «Свадьбы».
Собрав воедино разрозненные фрагменты из чеховских произведений (не только пьеса «Свадьба», но и «Жених и папенька», «Свадебный сезон», «Выбор невесты», «Брак через 10-15 лет»), Анненский создал, как он сам признавался, «экранную энциклопедию мещанских браков». По сюжету, семейство Жигаловых выдает дочь за чиновника Апломбова, который требует, чтобы на свадьбе обязательно присутствовал генерал. Все идет как надо, но в последний момент выясняется, что прибывший генерал – всего лишь капитан в отставке. Гротескная вакханалия прекращается. Гордый жених не дает себя в обиду и в отместку начинает портить ножом приданое невесты. Свадьба оборачивается фарсом.
Натуру для съемок нашли в Лиховом переулке – там сохранилась атмосфера дореволюционной провинции. Если присмотреться, то можно увидеть заклеенные крест-накрест окна – приметы военной Москвы.
Все обаяние фильма– в игре актеров. Состав был «звездный» – Эраст Гарин, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Лев Свердлин. Съемки шли ночью, потому что днем артисты были заняты в театральных постановках. Не было костюмерных – Раневская и Марецкая возвращались домой через всю столицу в нарядах из прошлого века. Кстати, Раневская, отличавшаяся «режиссероненавистничеством» (ее собственный термин), постоянно ругалась с Анненским. У Раневской было благоговейное отношение к Чехову и ей казалось, что нельзя делать «винегрет» из его произведений:
« – Фаина Георгиевна, – говорил он мне, – вы пойдете налево, считая тарелки, а как дойдете до графина, это конец кадра, повернете направо.
– А Эраст что? – спрашиваю.
– Эраст Павлович пойдет за вами.
– Что ж, это мы и будем вдвоем болтаться, как говно в проруби? Пусть уж лучше он идет мне навстречу, я хоть тогда двинусь назад, чтобы отвязаться от него, зануды! – предлагаю.
– Можно и так, – соглашается Исидор Маркович, – Можно.
У него все было можно. Грибов с Осипом (Абдуловым) несли немыслимую отсебятину, уцепившись за чеховское “В Греции все есть”. Я чуть со стыда не сгорела!»
Тем не менее, фраза о Греции, в которой все есть, стала крылатой. Публика приняла комедию с восторгом. Анненский стал одним из первых кинематографистов, открывших карнавальную, эксцентрическую сторону чеховского творчества.
Ну и приятного просмотра!
Рубрика:
Бонус Вивенди
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную