Почему люди становятся волонтерами? Ответ напрашивается сам собой: из чувства глубоко сострадания к нуждающимся – детям, старикам, больным, проживающим, например, в психоневрологических интернатах (ПНИ). Обитатели этих лечебных учреждений не самый легкий контингент. Да, они имеют медицинское обслуживание, обеспечены одеждой, питанием, но при этом их жизнь ограничена лишь стенами интерната. Привнести в нее теплоту, возможность общения, разнообразить досуг во многом способны волонтеры.
В специализированном центре занятости «Моя карьера» действует «Школа социального волонтерства». Программы и тренинги, которые здесь проходят, позволяют участникам определить свою позицию в добровольческой деятельности и подготовиться к ней, развеять сомнения и мифы, связанные с социальной сферой и познакомиться с разными учреждениями, где нужна волонтерская помощь. Психоневрологические диспансеры в их числе.
В Москве сегодня немало примеров, подтверждающих социальную значимость волонтерской деятельности. Вот одна лишь из многих историй добровольцев, которые приходят в ПНИ с миссией творить добро, а значит менять наш мир к лучшему.
Рассказывает Эльмира Шульга, участник добровольческого движения «Даниловцы». Она уже три года вместе с другими волонтерами приходит в психоневрологический интернат № 30 на юге Москвы, ставший домом для более, чем 900 горожан: «Когда мне задают вопрос: почему я решила заняться волонтерством, думаю, что мой ответ во многом будет схож с ответами моих коллег – это желание приносить пользу людям, у которых жизнь сложилась иначе, чем у тебя. Так я стала волонтром в психоневрологическом диспансере: тогда это была единственная группа у «Даниловцев» в интернатах для взрослых. Как потом оказалось, именно в интернате и вообще в группах, где взрослые люди, всегда дефицит волонтеров. Мы его восполняем по мере наших сил и возможностей.
Ответственность, включая способность здраво оценивать последствия своих слов и поступков, оптимистичный и позитивный взгляд на жизнь, а также жизненный опыт – это те навыки, которые помогают нам в общении с нашими подопечными. Остальное приложится. Мне еще важно не сдерживать их в творчестве, то есть не ограничивать правилами, там их и так хватает. Например, что лошадь должна быть коричневая, а ёлка – зеленая. Да кто это сказал?! Ведь мы рисуем и лепим свой мир – индивидуальный, ни на что не похожий. Это регулируется правилами волонтерской группы, а для нас самих тоже полезно раскрыться, если позволим себе смотреть и думать не узко, а более широко.
Мы, например, занимаемся с небольшой группой, в основном состоящей из женщин с умственной отсталостью. У нас несколько человек с шизофренией и просто педагогической запущенностью, есть дедушка, который, видимо, попал в интернат «по старости» или, может быть, есть какая-то семейная история.... К слову, в занятиях нужно ориентироваться на большинство – поэтому мы строим свой сценарий занятий, рассчитанный и на детей, и на взрослых.
На самом деле все они разные и по темпераменту, и по уровню развития, поэтому и изменения, которые с ними происходят по итогам наших встреч, тоже разные. Для волонтеров, мне кажется, важно суметь разглядеть результат – у кого-то он явный, например, человек начал говорить! А кто-то, просто уходя, скажет: «всем пока». Или возьмет кого-то за руку в порыве общей радости от кучи подаренных всем фоток. Это и для нас, и для них мега-результат! Собственно, из таких, казалось бы, мелочей складывается наше общение.
Конечно, хотелось бы, чтобы больше людей сегодня было вовлечено в волонтерство именно для психоневрологических диспансеров. Это особая сфера. Здесь нужна осведомленность, которая подразумевает исключение сложившихся стереотипов, страхов. Думаю, молодежь в принципе может не знать про такие места, а у старшего поколения еще сильно предвзятое мнение о людях, живущих в этих учреждениях. Чаще всего почему-то слышу от несведущих высказывания, что там опасный контингент… Мы своей деятельностью опровергаем подобные мнения.
У нашего интерната есть своя группа в ВКонтакте. Я подписалась и с интересом читаю посты, теперь знаю, как много сам персонал делает для проживающих. Свои группы в соцсетях есть и у многих других интернатов. Сейчас современные электронные ресурсы позволяют делать более открытой информацию для общества о психоневрологических интернатах и, соответственно, формировать новый взгляд на людей, которые там живут».
18 и 25 ноября в «Школе социального волонтерства» центра «Моя карьера» пройдут занятия в рамках курса «Социальное волонтёрство: первые шаги» «Как помогать детям-сиротам и детям в больницах?» и «Как помогать одиноким взрослым и старикам?». На занятиях внимание будет уделено особенностям взаимодействия и оказания помощи детям сиротам и детям в больницах, а также одиноким взрослым и старикам в ПНИ и Домах престарелых, будет представлена характеристика социальных учреждений, а также озвучены цели, задачи и формы работы добровольцев. Участники смогут сформировать собственную «дорожную карту» для первых шагов в новой для себя области.
Записаться на занятия можно по ссылкам:
18 ноября. 18.00 – 21.00 «Как помогать детям-сиротам и детям в больницах?»
25 ноября. 18.00 – 20.00 «Как помогать одиноким взрослым и старикам?»
Рубрика:
Благо творим
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную